Развитие понимания речи

Содержание данного раздела основывается на положении о том, что сначала ребенок учится понимать речь окружающих, связывать названия предметов и действий с конкретными звукосочетаниями и словами и только потом начинает овла­девать экспрессивной речью.

Поэтому начальным, «пусковым» периодом и является развитие у детей понимания речи.При определении содер­жания речевого общения с детьми следует исходить из поло­жения о том, что наиболее ранней, а, следовательно, и наиболее доступной для детей является ситуационная речь (С. Л. Ру­бинштейн, Д. Б. Эльконин, А. М. Леушина). Ее доступность объясняется тем, что наглядная, конкретная ситуация, по по­воду которой происходит общение, значительно облегчает по­нимание речи, называние детьми окружающих предметов, про­изводимых действий. В условиях наглядной ситуации ребе­нок, не знающий того или иного слова, может воспользоваться жестом, указывающим на предмет или действие, местоимени­ем (эта, этот, такое и т. д.). При этом интонация и мимика логопеда также могут способствовать более точному понима­нию всех его вопросов, указаний, обращений.

В этот период развития понимания речи в условиях на­глядной ситуации используются для занятий многие режим­ные и игровые моменты: сборы на прогулку, подготовка к за­нятиям, уборка в кукольном уголке, дежурство по группе, при­готовления к обеду, сну и т. д. Во всех указанных конкретных ситуациях наглядным материалом, облегчающим понимание речи детей, будет служить одежда детей или кукол, раздавае­мые для занятий необходимые предметы, пособия, приводи­мые в порядок игрушки, личные вещи детей и т. п. Начинать надо с обучения пониманию некоторых обиходных обращений в повелительной форме.

Пользуясь словами: покажи, положи, принеси, дай, отне­си, возьми и т. п., возможно уточнить понимание названий очень многих окружающих ребенка предметов. Логопед обращается к ребенку со словами: покажи — дверь, пол, потолок; прине­си — карандаш., куклу, мишку; дай — зайку, мячик; по­ставь — тарелку, чашку, блюдце; подвинь — стул; подни­ми — кубик и т. п.

Постепенно фразы — обращения логопеда должны расши­ряться: «Покажи, где красный карандаш.; покажи, где боль­шой мяч и т. п.». Очень важно при этом неоднократно повто­рять однотипные упражнения в различных наглядных ситуа­циях так, чтобы ребенок мог достаточно точно понять не только значение слов, но и условия их употребления.

Весьма продуктивными являются занятия, проводимые логопедом в различные режимные моменты. Например, во вре­мя сборов на прогулку логопед приходит с детьми в раздевалку и, обращаясь к ним с инструкциями, регулирует процесс одева­ния. Например: «Сначала снимите тапочки; затем обуйте сапожки; потом наденьте пальто; сейчас можно надеть шап­ку, завязать шарф. А теперь достаньте варежки и т. д.».

Свидетельством полного и правильного понимания вос­принятой речи является появление у ребенка ответной реак­ции. Она может быть выражена сначала мимикой, жестом или выполнением нужного действия. При этом полезно по­буждать ребенка отвечать не только движениями, но и речью.

Постепенно вопросы-обращения логопеда становятся бо­лее разнообразными и сложными. Однако дети пока еще отве­чают только соответствующими действиями. Например: «Под­нимите руки, кто уже обул сапожки» или «Покажите, кто уже надел шубку», «завязал шарф»; «Подойдите ко мне, кто уже полностью оделся» и т. д.

Для закрепления усвоенных названий предметов и действий ствий подобные занятия следует проводить систематически изо дня в день. Для более полного успеха необходимо устано­вить контакт с воспитателем, который будет проводить анало­гичные занятия в группе, на прогулке, во время различных режимных моментов.

Постепенно дети начинают пытаться самостоятельно на­зывать соответствующее слово. Важно поощрять любое, даже самое искаженное его воспроизведение. В то же время лого­пед правильно и отчетливо повторяет данное слово вслед за

ребенком.

При этом используются специальные приемы, способству­ющие актуализации речи. Например:

• появление и внезапное исчезновение предмета, который сначала был назван, а затем задается вопрос — Что это? Кто это? Кто спрятался? и т.п.;

• совместное проговаривание слова;

• отраженное проговаривание;

• договаривание слова в ситуации, подсказывающей нужное слово.

Широко используется прием комментирования действий с предметами. При этом ребенку предъявляются правильные речевые образцы и стимулируется понимание речи. Понима­ние речи облегчается в этом случае тем, что ее содержание базируется на наглядном материале и связано с ситуацией. Обеспечивается также многократность повторения граммати­ческих категорий. Например: Вова завязывает шарф? И Таня завязывает шарф, а Нина уже завязала шарф и т.п.

Для совершенствования понимания речи следует учить детей различать:

• действия, близкиепо ситуации (вяжет — шьет, спит — лежит, несет — везет, прыгает — бежит, шьет — вы­шивает и т. д.);

• действия и признаки, противоположныепо значению (на­день пальто — сними, налей — вылей, завяжи бант — развяжи, повесь полку — сними, открой дверь — закрой;

большой — маленький, толстый — тонкий, широкий — узкий, высокий — низкий);

• действия, выраженные личнымии возвратнымиглагола­ми (купает — купается, моет — моется, одевает — оде­вается, катает — катается, причесывает — причесы­вается).

Для уточнения понимания грамматических форм детей учат дифференцировать:

• действия, выраженные глаголами единственного и мно­жественного числа (плывет — плывут, пой — поют, пьет — пьют, идет — идут, спит — спят, ест — едят, висит — висят);

• действия, выраженные глаголами прошедшего времени един­ственного числа мужского и женского рода. Например: Валя пел — Валя пела;

Валя мыл — Валя мыла; Валя пил сок — Валя пила сок; Валя ел суп — Валя ела суп;

• падежные формы (например: где малыш, надевает шубу; где малышу надевают шубу; где волк ловит зайца; где заяц ловит волка; где мама кормит дочку, где дочка кор­мит маму);

• притяжательные местоимения (дай маме карандаш, дай мамин карандаш);

• глаголы, обозначающие голосовые реакции животных;

• семантически близкие действия.

С этой целью используются парные картинки и разнооб­разные ситуации.

Наряду с уточнением значения слов очень важно напра­вить внимание детей на изменение значения слова в зависимо­сти от суффикса и окончания, что имеет большое значение для расширения объема понимания речи, а также для улучшения качественных показателей лексики. В связи с этим на лого­педических занятиях детям можно предложить сопоставлять на слух разное звучание названий одних и тех же предметов, отличающихся своим размером (шар-ик, хвост-ик, рот-ик, шарф-ик, ковер — коврик, дом — домик, лапа — лапка, шуба — шубка, гора — горка, трава — травка, чашка — чашечка, ложка — ложечка, миска — мисочка).

Учитывая, что практическое овладение значением слова не может быть осуществлено вне связной речи, детям следует предлагать упражнения, в которых они дополняли бы предло­жения, называя в зависимости от смысла обычную или ласка­тельную форму слова:

• Лене завязали большой красный бант,

а Леночке — маленький красненький [бантик];

• Мама надела меховую шубу,

а Танюша — маленькую меховую [шубку].

Используя специальные дидактические игры, детей учат различать пространственные отношения предметов, выражен­ных предлогами в, на, под, из, около,действия, сходные по внешним признакам. Для этой цели в первую очередь следу­ет подбирать те действия, которые легко демонстрируются: приходит — уходит; приносит — относит; наливает — выливает; открывает — закрывает и т. д.

При этом логопед наглядно демонстрирует, как изменяет­ся значение слова, обозначающее действие, в связи с изменени­ем звучания его начальной части (т. е. приставки) (под-прыг-ни — с-прыгни — пере-прыгни — прыгает; под-шей юбку — за-шей дырку — вы-шей салфетку — при-шей пуговицу и т. д.).

Развитие фонематического слуха

Коррекционные занятия включают игровые упражнения, на которых детей учат различать неречевые звуки и их на­правление:

• постукивание;

• похлопывание;

• шуршание бумаги;

• скрип двери; о звуки бубна;

• звуки металлофона;

• звуки рояля;

• звуки гармошки и т. д.

Затем дети дифференцируют на слух:

• существительные, названия которых отличаются однимзвуком.

Они показывают названные логопедом картинки:

мышка — миска;

Машка — маска;

дочка — точка;

бочка — почка;

киска — лиска;

крыша — крыса;

• существительные, отличающиеся несколькими звуками, сходные по звуко -слоговой структуре:

осёл — козел; ослик — козлик; газон — вагон; змея — земля; воз — нос;

• глаголы, сходные по звучанию (логопед задает вопросы к «сюжетным» картинкам):

кто катает — кто купает;

кто купает — кто покупает;

кого пасут — кого несут;

кто везет — кто несет и т. д.

Используя различные игровые ситуации «Укачивание куклы (а-а-а-а)», «Больное ушко (о-о-о-о)», «Эхо» (заблудились в лесу — ау), «Плаксивый малыш» (уа-уа),дети на слух выде­ляют эти звуковые комплексы среди других сочетаний.

Наши рекомендации