Семинар № 8 Тема: Урок как основная организационная форма обучения
ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Семинар 1. Общение как вид деятельности. Специфика коммуникаций в виртуальном пространстве
(2 часа)
Основное понятия: Общение, потребности, общительность, ведущая деятельность, коммуникация, интеракция, перцепция, взаимодействие
1. Общение и его функции.
2. Виды общения.
3. Общение и общительность.
4. Общение и деятельность.
Задание для СРС:
1. Напишите 7-10 качеств «приятного собеседника» и оцените себя по этим качествам по 10-балльной системе.
Например: умение слушать, тактичность, умение интересно рассказывать, душевность, чувство юмора, содержательность информации и другие.
Попросите ваших знакомых оценить вас по выписанным качествам, используя ту же систему баллов. Сравните ваши представления о себе с мнением других людей о вас.
Сделайте выводы!
2. Составьте тренинг педагогического общения на 1 пару. (Сдать конспект)
Семинар №2
Педагогические принципы.
1. Общенаучное понятие принципов.
2. Сущность педагогических принципов и их реализация.
3. Общепедагогические принципы и их характеристика.
4. Дидактические принципы и их характеристика.
5. Принципы профессионального образования и их характеристика.
6. Требования и правила реализации педагогических принципов.
Выбор принципов. Подходы к формулированию принципов
Задания для СРС: Законспектируйте материал христоматии с. ????
Семинар № 3.
Тема:Цель, таксономия целей, целеполагание в целостном педагогическом процессе.
Основные понятия:цель, таксономия цели, целеполагание, триединая дидактическая цель, абстрактная цель, конкретная цель.
Вопросы:
1. Понятие о цели.
2. Виды целей.
3. Понятие о таксономии целей.
4. Способы постановки целей.
5. Технология постановки целей.
6. Технология достижения целей.
1.Общенаучное понятие целей.
2. Сущность педагогических целей, их особенности и функции.
3. Структура педагогических целей.
4.Виды целей: обучения, воспитания, развития и их характеристика. Цели организационные и методические. Цели нормативные и инициативные.
5.Сущность диагностично поставленных целей.
6. Ошибки при формулировке различных видов целей.
7. Методика целеполагания.
Задание: осуществить анализ «Закона об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. и выявить наиболее общие цели образования (социальный заказ).
Задание для СРС: Представьте таксономию педагогических целей. Сформулируйте цели к одному из занятий по профилю специальности
Дать определение компонентам целостного педагогического процесса. Перечислить основные характеристики педагогического процесса.
Литература:
1. Володарская, И.А. Проблема целей обучения в современной педагогике [текст] / И.А.Володарская, А.М Митина. – М., 1989. – С.12-29.
2. Кларин, М.В. Технология постановки цели [текст] / М.В.Кларин. – М., 1989. – С.14-45.
3. Матьяш, О.И. Учебно-воспитательные цели в современной английской педагогике [текст] /О.И.Матьяш // Советская педагогика.-1989, №5.
4. «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
5. Сытина Н.С. Теория и технологии обучения: в моделях, схемах и таблицах: Уч. пособие. – Уфа, 2010.
Семинар № 4
Тема: Сущность современного содержания образования
и перспективы его развития.
Основные понятия: содержание образования, формальное образование, материальное образование, политехническое образование, профессиональное образование, базовое образование, базисный учебный план, государственный образовательный стандарт, умение и навыки, общеучебные умения и навыки.
1. Ответьте на вопросы и выполните задания для самопроверки, рекомендованные И.Ф.Харламовым в учебнике «Педагогика». М., 2001, с.147; Педагогика / Под ред. С.А.Смирнова, 2002, с.243.
2. Вопросы для обсуждения:
1. Понятие содержания образования и его сущность.
2. Структура и компоненты содержания образования.
3. Принципы отбора и построения содержания образования.
4. Государственные образовательные программы и стандарты.
5. Базисный учебный план и его структура.
6. Характеристика направлений модернизации образования.
7. Сущность содержания профессионального образования.
8. Характеристика содержания основных направлений воспитания.
3. Составить таблицу, включающую в себя компоненты содержания образования, функции компонентов, способы усвоения компонентов содержания.
Компоненты содержания образования | Функции компонентов в социальной литературе и формирование личности | Способы усвоения | |
Далее заполняется по мере изучения дидактики |
Литература:
1. Теоретические основы общего среднего образования / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. – М., 1983. Гл.5 1,2; Гл.6 1; Гл.7 1,2; Гл.8 4,5; Гл.9 1; Гл.10 1,2.
2. Лернер И.Я. Зачем учителю дидактика? – Народное образование, М., 1990, «12.
3. Лернер И.Я. Качества знаний. Какими они должны быть? – М., 1978.
4. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебного труда школьника. Избр. педагогические труды. – М., 1986, с.325-380.
5. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1998, с.139-153.
6. Асмолов А.Г. Стратегия развития вариативного образования: мифы и реальность. - Магистр, 1998, №1.
7. Моисеев А. Многообразие школы «+» и «-« . – Народное образование, 1997, №4.
8. Концепция Модернизации образования РФ. – Народное образование, 2002, №4.
9. Закон «Об Образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
Задание для СРС: Охарактеризовать компоненты содержания образования по И.Я.Лернеру. Составьте структуру компонентов содержания образования
Семинар № 5-6
Тема: Методы и средства обучения и воспитания.
Основные понятия:метод, прием, информационно-репродуктивный метод, репродуктивный метод, метод проблемного обучения, частично-поисковый метод, исследовательский метод, средство.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о методе и приеме обучения. Взаимосвязь приемов и методов обучения.
2. Основные требования к методам обучения.
3. Классификация методов обучения.
4. Методы воспитания. Классификация методов воспитания.
5. Пути и условия оптимального выбора методов и приемов обучения и воспитания.
6. Средства обучения и воспитания.
7. Особенности методов и средств профессионального обучения.
Практическая работа.
1. Завершить работу по составлению таблицы (семинарское занятие №4) по определению системы методов обучения, реализующих различные компоненты содержания образования.
2. На материале конкретного урока покажите пути активизации учащихся в процессе использования различных методов обучения.
3. Покажите на примере своего предмета как можно использовать в комплексе разнообразные методы обучения.
Рекомендации по технологии выбора методов обучения составьте по итогам занятия.
Литература:
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М., 1985.
2. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теория обучения и воспитания: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 314 с. (С.119-126, 190-202).
3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1984.
4. Сластенин В.А. Педагогика. – М., 2002, с.300-327.
5. Хрестоматия по теории обучения и педагогическим технологиям / Сост. – Н.С.Сытина, Уфа, 2003.
6. Смирнов В.И. Общая педагогика: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002. – 304 с. (С.269-271).
7. Теория обучения: Уч. пособие / Под ред. И.П. Андриади.- М.: Изд. Центр «Академия», 2010. – 336 с. (С.107-134).
8. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1.
Задание для СРС: Составить таблицы классификации методов обучения и методов воспитания
Семинар № 7
Тема:Организационные формы обучения и формы организации обучения
Основные понятия: организационные формы обучения, формы организации обучения
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие об организационных формах обучения и формах организации обучения.
2. История становления форм организации обучения.
3. Общая характеристика форм организации обучения.
4. Возникновение и сущность классно-урочной системы обучения.
5. Взаимосвязь форм организации обучения и организационных форм обучения.
Литература:
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М., 1982.- $3.
2. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1.
3. Теория обучения: Уч. пособие / Под ред. И.П. Андриади.- М.: Изд. Центр «Академия», 2010. – 336 с. (С.150-159).
4. Хрестоматия по теории обучения и педагогическим технологиям / Сост. – Н.С.Сытина, Уфа, 2003.
5. Чередов И.Ш. Формы учебной работы в средней школе.- М., 1988.
Задание для СРС:Выбрав одну из форм обучения и воспитания, обосновать, при помощи каких методов и средств она будет организована наиболее эффективно
Семинар № 8 Тема: Урок как основная организационная форма обучения
Основные понятия:организационная форма обучения, форма организации обучения, урок, структура, дидактическая клетка урока, дидактическая единица урока, типы уроков, виды уроков, другие организационные формы обучения.
1. Вопросы для обсуждения:
1. Урок как основная организационная форма обучения.
2. Сущность урока.
3. Типы и структура урока.
4. Виды урока.
5. Требование к современному уроку.
6. Другие организационные формы обучения.
7. Подготовка учителя к уроку.
8. Особенности организационных форм обучения в различных типах школ.
9. Обоснуйте и определите связи и отношения методов обучения, организационных форм в целостной системе процесса обучения.