Что такое социализация?
Рожков М.И., Байбородова Л.В.
Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 256 с.
ISBN 5-691-00361-5.
В пособии раскрываются основы организации воспитательного процесса и технология воспитания учащихся в современной школе. В книге нашли отражение как теоретические вопросы, так и формы и методы воспитательной работы с учащимися.
Особое внимание уделяется методике работы педагога, классного руководителя, являющихся ключевыми фигурами в воспитательном процессе. Книга знакомит их с конкретными способами влияния на ученический коллектив, раскрывает пути развития школьного самоуправления, взаимодействия с детскими организациями и объединениями. В пособии также даются рекомендации по проведению анализа воспитательной работы, ее планированию, изучению результатов и эффективности. Значительное место в книге отведено методике проведения различных игр, творческих мероприятий, дискуссий и т. п.
Пособие адресовано студентам педагогических вузов, а также учителям, классным руководителям, методистам.
ВБК 74.200.5я73
Рожков М.И., Байбородова Л.В., 1999 «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1999 Серийное оформление»; Художник Токарев Ю.В., 1999
ОТ АВТОРОВ
Каждый, кто прочитает название этой книги, по-разному отнесется к обозначенной в ней проблеме. У одних слова «воспитание» и «воспитательный процесс» вызовут раздражение, так как напомнят о формальных мероприятиях, проводимых в традиционной школе. Другие испытают радость от того, что смогут познакомиться с новым подходом к организации процесса воспитания человека в современной школе. Мы, авторы пособия, обращаемся, и к тем и к другим.
Несомненно, что задачи, стоящие перед школой сегодня, несколько иные, чем десять лет назад. Да и те, кто решает эти задачи, стали другими. В то же время школа, как всегда, выполняет главную общественную функцию — воспитание человека. И эта функция одна из самых сложных. На протяжении веков общество было недовольно воспитанием молодежи. Времена менялись, а задача воспитания подрастающего поколения всегда оставалась актуальной, и решение ее всегда было противоречивым.
Современная педагогика переживает этап нового осмысления многих постулатов, долгие годы служивших основой процесса воспитания человека. Отказ от моноидеологии, тоталитаризма, утверждение гуманистических принципов образования не позволяют решать проблему формирования гражданина обновленной России старыми средствами.
К сожалению, на определенном этапе реформирования школы, в начале девяностых годов, в педагогической науке и практике ослабло внимание к проблемам организации воспитательного процесса в школе. Это было обусловлено многими объективными и субъективными причинами. С одной стороны, чаще всего воспитание ассоциировалось с традиционными подходами, предполагающими манипулирование поведением учащихся; с другой — с новыми задачами (прежде всего задачей формирования индивидуальности), которые невозможно решить традиционными средствами.
Однако в последнее время поиск новых средств воспитания детей становится все более актуальной задачей. Для школы как социального института проблема организации воспитательного процесса становится наиболее значимой. Авторы отчетливо понимают, что сегодня этот процесс происходит в новой школе, педагогические ценности которой ориентированы, прежде всего, на интересы ученика, заботу о его настоящем и будущем.
' 3
Цели Школы в равной степени отражают как требования личности", так и интересы общества.
Разрабатывая теорию и методику организации воспитательного процесса, мы не только предлагаем свою концепцию, но и анализируем возможность использования в воспитании учащихся тех средств, которые традиционно применялись в отечественной школе.
Первая глава книги раскрывает концептуальный взгляд авторов на проблему воспитания учащихся: рассматривается соотношение понятий социализации, воспитания и развития; затем на основе системного подхода определяются сущность и структура воспитательного процесса,
Вторая глава выявляет роль субъектов воспитания в решении задач формирования личности учащихся, определяет основные подходы к решению проблемы взаимодействия участников воспитательного процесса; рассматривает возможности стимулирования самовоспитания учащихся; раскрывает роль классного руководителя, ученического коллектива и детских организаций в решении воспитательных задач.
Третья глава посвящена технологии организации воспитательного процесса. В ней анализируются методы и приемы воспитания, предлагаются конкретные технологии анализа эффективности процесса воспитания, его целеполагания и планирования.
В работе использован отечественный опыт воспитательной работы с учащимися, анализируется история вопроса и современное состояние проблемы. В ряде параграфов книги использованы материалы других исследователей с согласия их авторов. В параграфе «Определение содержания воспитания» использован материал О.С. Гребенюка, в параграфе «Стимулирование самовоспитания школьников» — материал П.Н. Осипо-ва, в параграфе «Методическое обеспечение воспитательного процесса» — материал С.Л. Паладьева.
1] |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В ШКОЛЕ
§1. РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ
Основные подходы к развитию ребенка
Развитие — изменение, представляющее собой переход от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации. Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым.
В.В. Зеньковский писал: «Дитя становится личностью — оно медленно раскрывается само для себя, — медленно развивается и вбирает в себя все из сферы самосознания. Приходит час, когда дитя научается отделять себя от других и становится личностью не только для других, но и для себя»1.
Физическое и психическое развитие человека отвечает общим закономерностям. Поскольку явления физического и психического развития школьника, как и все явления природы, имеют свое прошлое и будущее, что-то отживающее и нечто нарождающееся, им свойственны внутренние противоречия (например, противоречие между требованиями, предъявляемыми организму, индивидуальности или личности, и тем, чем располагает человек и как он может ответить на эти требования).
Рост организма (количественные изменения) связан с изменением его структуры и функций (качественные изменения). Накопление количественных и качественных изменений в организме приводит к переходу от одних ступеней возрастного
1 Зеньковский В,В. Психология детства. — М,; Академия, 1996. — С. 285.
развития к другим, более высоким, при этом каждая ступень возрастного развития качественно отлична от всех других.
В педагогике и психологии постоянно сталкивались два подхода к пониманию сущности развития личности: биологический и социологический. Биологический подход обуславливает этот процесс сугубо природными факторами и прежде всего теми, которые присущи человеку от рождения. Социологический подход предполагает, что основополагающее влияние на человека оказывают социальные факторы. Целесообразно рассматривать личность как целостную систему, в которой находит отражение как биологическое, так и социальное. Растущий организм стремится к реализации собственного «Я» в границах, обусловленных задатками.
Развитие личности представляет собой единый процесс, в котором происходят как количественные, так и качественные преобразования. Он предполагает разрешение:
• противоречия между потребностями детей и возможностями их удовлетворения;
• противоречия между возможностями ребенка и требованиями общества;
• противоречия между целями, которые ставит перед собой
ребенок, и условиями их достижения.
Эти противоречия проявляются по-разному на различных возрастных этапах развития человека.
Л.С.Выготский выделил два уровня развития детей:
• «уровень актуального развития» — отражает особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день;
• «зона ближайшего развития» — отражает возможности значительно больших достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми1.
Педагоги должны видеть завтрашний день развития ребенка: то, что он сегодня может делать при помощи взрослых, завтра он должен делать сам.
Задача педагога — способствовать развитию организма ребенка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребенка, и непременным условием успешности этого процесса является вначале уверенность воспитателя (родителя, учителя), а затем и ребенка, что всего 'можно добиться, если проявить достаточную настойчи-
'См.: Выготский Л.С. Вопросы психологии детской игры //Вопросы психологии. — 1996. — № 6. — С. 38.
.вость и упорство. Конфуций сказал: «Если я буду ежедневно приносить по корзине земли и не отступлюсь от этого, то создам гору».
Развитие ребенка не происходит в одиночестве. На этот процесс оказывает влияние окружающая среда и прежде всего система социальных отношений, в которую с самого раннего детства включается ребенок.
Что такое социализация?
Социализация как понятие сегодня широко употребляется в философских, психологических и педагогических работах. Под социализацией понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общ-ностей (группу, институт, организации). Социализация рассматривается как усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.
Несомненно, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производительной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т. д. Это характеризует человека как объект социализации. Однако полноценная социализация возможна, когда человек является не только объектом, но и субъектом этого процесса. Как субъект он усваивает социальные нормы и культурные ценности в единстве с саморазвитием, самореализацией, то есть не только адаптируется в обществе, но и активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства.
Обратим внимание на то, что процесс социализации существенным образом зависит от общепринятых норм в обществе, которые регулируют требования, предъявляемые обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальную деятельность. Социализация выступает как элемент механизма саморегуляции, обеспечивает сохранение и развитие социума. Социализируясь, человек не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей. В процессе усвоения опыта происходит формирование социальных чувств: симпатий и антипатий.
От того, как индивид становится элементом социальной организации, как включается в общество, зависит, с одной сторо-
ны, формирование способности влиять на личность, с другой — формирование способности личности поддаваться влиянию других людей.
Общество, являясь сложной системой, дифференцируется на ряд ролей, предполагает участие каждого воспитанника в деятельности и общении зависимых подструктур (в сфере политических и экономических отношений, социальных групп, общественных институтов и т.п.). Это определяет разнообразие социальных ролей и социальных позиций человека.
Говоря о социализации человека, мы имеем в виду прежде всего формирование готовности индивида к реализации совокупности социальных ролей, освоение этих ролей. При этом происходит социальное самоопределение — выбор детьми своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающий их включенность в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей.
Социализация формирует личность, существенные черты которой определяются тем, какое место занимает человек в системе социальных отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и т. д. П.Н.Наторп писал: «Человек становится человеком благодаря человеческой общности..., не вырастает в одиночестве, не вырастает и просто один рядом с другим, в приблизительно одинаковых условиях, но каждый — под многосторонними влияниями друг друга, непрестанно реагируя на эти влияния»1.
Долгие годы школа готовила учеников к кажущемуся соци
альному благополучию, которое было запрограммировано сис
темой социальных'отношений. Идеальным считалось, что вы
пускники школы пойдут туда, куда их позовет общество. Од
нако это явно противоречило реальным оценкам того будуще
го, которое по-разному видели выпускники школы. Характер
ным в этом отношении является выступление на выпускном
вечере Юлечки Студенцовой, героини повести Владимира Тен
дрякова «Ночь после выпуска». «Люблю ли я школу? —•• Голос
звенящий, взволнованный. — Да, люблю! Очень!.. Как волчо
нок свою нору... И вот нужно вылезть из своей норы. И оказы
вается — сразу тысячи дорог!.. Тысячи!.. По какой мне идти?
Давно задавала себе вопрос, но отмахивалась, пряталась от него.
Теперь все — прятаться нельзя. Надо идти, а не могу, не знаю...
Школа меня заставляла знать все, все, кроме одного — что мне
нравится, что я люблю. Мне что-то нравилось, а что-то не нра
вилось. А раз не нравится, то и дается труднее, значит, этому
———-— .. н.
1Наторп П. Социальная педагогика. — Спб., 1911. — С. 76.
не нравившемуся и отдавай больше сил, иначе не получишь пятерку. Школа требовала пятерок, я слушалась и ... и не смела сильно любить... Теперь вот оглянулась, и оказалось — ничего не люблю. Ничего, кроме мамы, папы и школы. И тысячи дорог — и все одинаковы, все безразличны... Не думайте, что я счастливая. Мне страшно. Очень!»1.
Юлечку и других героев повести можно назвать «жертвами социализации». Привыкнув приспосабливаться к определенному типу отношений, сложившихся в школе, они оказались в очень затруднительном положении при выборе своего, только себе присущего способа социального поведения.
Такими же «жертвами» социализации являются и те, кто в отношениях с людьми не может адаптироваться к нормам отношений группы людей, общества в целом.
Критерии социализации
В процессе социализации решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в то же время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов. С.И. Гессен писал: «Давление внешней среды должно соответствовать внутренней силе сопротивления растущей личности ребенка. Центростремительная сила в человеке должна всегда превышать центробежные силы внешней культуры, но и непрерывно ощущать их возрастающий напор»2.
Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям среды, а социальная автономизация — реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами «Быть со всеми» и «Оставаться самим собой». Несомненно, результатом социализации человека также является социальная активность — реализуемая готовность к действиям, которая проявляется в сферах социальных отношений человека. Таким образом, критериями, которые свидетельствуют о социализации человека, являются: социальная адаптированность, социальная автономность и социальная активность.
1 Тендряков В. Ночь после выпуска // Шесть свечей. — М.: Известия, 1985. — С. 12. Тессен С.И. Основы педагогики. — М.: Школа-Пресс, 1995. — С. 448.
Факторы и механизмы социализации
Известно, что социализация человека осуществляется широким набором средств, специфических для того или иного общества, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; способы регулирования отношений в семье, в группах сверстников, в специально созданных для этого организациях и т.п.
Особое значение для педагогического понимания сущности социализации имеет изучение факторов и механизмов социализации личности. На социализацию человека влияет ряд факторов, требующих от него определенного поведения и активности1.Первая их группа — макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты, а также больших групп людей, живущих в определенных странах. Вторая — мезофакто-ры, условия социализации больших групп людей, выделяемых: а) по национальному признаку, б) по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село), в) по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.). Эти факторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно, через микрофакторы. К микрофакторам относятся: семья, группы сверстников, микросоциум, организации (учебные, профессиональные, общественные, частные и пр.), в которых осуществляется социальное воспитание. Влияние микрофакторов на развитие человека осуществляется через агентов социализации2 ,то есть лиц, во взаимодействии с которыми протекает его жизнь (родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя).
Традиционно механизмы социализации классифицируют следующим образом: традиционный (через семью и ближайшее окружение); институциональный (через различные институты общества); стилизованный (через субкультуры); межличностный (через значимых лиц); рефлексивный (через переживание и осознание). Таким образом, социализация человека происходит в процессе его взаимодействия с многочисленными факторами, агентами, при помощи ряда механизмов. Однако их функции в процессе социализации могут как дополнять, так и противоречить друг другу. В связи с этим учителю необходимо определить направление процесса социализации, уметь выя-
вить его позитивные и негативные возможности и найти приемы усиления позитивных и компенсации негативных.
Социализация ребенка зависит от многих воздействий на него. Особое место среди них отводится педагогическим влияниям, т. е. тем, которые целенаправленны и предполагают создание комплекса условий, обеспечивающих успешность социализации.
Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самопознание.
В деятельности личность имеет дело с освоением все новых и новых видов, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. При этом речь идет о личностно значимой доминанте, т.е. об определении главного, сосредоточении внимания на нем. В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.
Общение как сфера социализации человека неразрывно связано с деятельностью. При этом расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми. Контакты специфичны на каждом возрастном рубеже.
Третья сфера социализации — самопознание личности, которое предполагает становление в человеке «образца его «Я»1, возникающего у него не сразу, а складывающегося на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Наиболее распространенная схема самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе).
Процесс социализации предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер: деятельности, общения, самопознания.
Воспитание как педагогический компонент социализации
Существенное значение для социализации человека имеет воспитание. Воспитание — одна из основных категорий педагогики. Определение сути воспитания является одной из самых древних проблем, которую общество характеризовало, исходя из своих социальных установок и актуальных задач и гораздо больше заботясь о своей стабильности, чем о развитии потенциалов человека. Изменения социально-экономических усло-
1Кон И.С. Социология личности. — М., 1967. — С. 23. 2Там же.
1 Кон И.С. Социология личности. — М., 196Т. — С. 9.
вий, возникшие в результате крушения тоталитаризма в нашей стране, отказ от идеологических стереотипов, реформирование всех социальных институтов, в том числе и сферы образования, требуют новых подходов к определению цели воспитания, содержанию и структуре воспитательного процесса в школе. В связи с отрицанием идеологической доминанты все меньше стало проводиться исследований, посвященных воспитанию подрастающего поколения. Многие ученые стали отказываться от специфического для отечественной науки термина и заменять его привычным для многих стран и более широким термином «образование».
Такое положение не случайно. Сегодня в педагогической науке не найти столь по-разному определяемого термина, как «воспитание». В буквальном смысле «воспитание» — это вскармливание, питание ребенка. Однако в нашей стране на бытовом уровне данный термин широко употребляется, а в российской педагогике он также является устоявшимся понятием.
Рассматривая различные трактования понятия «воспитание», можно определить наиболее общие признаки, которые отмечаются большинством исследователей:
• целенаправленность воздействий на воспитанника;
• социальную направленность этих воздействий;
• создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;
• освоение человеком комплекса социальных ролей.
Необходимо отметить также определенный дуализм в понятии «воспитание». В классической педагогике воспитание определялось в широком и узком смысле слова (ранее говорили «тесном»). В первом случае воспитание предполагало влияние на человека всех формирующих его факторов и в этом смысле отождествлялось с социализацией.
Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем смысле воспитание — вечная категория, так как оно существует с момента возникновения человеческой истории. Конкретная же социальная функция воспитания, его содержание и сущность меняются в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями, общественными отношениями, борьбой идеологий.
В узком смысле под воспитанием понимали целенаправленную деятельность педагогов, которые призваны формировать
у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество (например, воспитание творческой активности). В этом плане можно рассматривать воспитание как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека, т.е. включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.
Отличие педагогического аспекта исследования социализации в том, что он изучает закономерности и методику педагогического влияния на ребенка с целью повышения эффективности социальных отношений.
Процесс воспитания не охватывает всевозможные влияния на личность и, следовательно, может лишь способствовать социализации ребенка. Социализация ребенка — это стратегическая цель деятельности любого педагога, поскольку знания, приобретаемые на уроках, можно рассматривать как базу для социального становления человека. В этом плане мы можем говорить о том, что в основе определения содержания образования ^наряду с отражением уровня науки, необходима востре-бованность данных знаний в будущем. Если ученик не станет специалистом в области истории, то после сдачи выпускного экзамена он вскоре забудет многие заученные исторические даты, однако социальное звучание исторических явлений, их оценка, данная самим учеником, будут во многом влиять на его социальное поведение, отношение к окружающим социальным явлениям. Вряд ли запомнят ученики, выбравшие для себя специальности, не связанные с изучением математики, данные в школе математические формулы, однако базовые знания, связанные с анализом бытовых проблем, им будут необходимы всю жизнь. Сказанное не означает, что содержание образования должно быть примитивизировано до уровня актуальных бытовых потребностей. Оно должно формировать у учащихся мотивы познавательной деятельности, логику мышления, гуманистическое мировоззрение, которые составляют основу социальной зрелости человека.
На социализацию ребенка существенное влияние jQKaabiBa-ет и характер отношений с педагогами, родителями и другими детьми. В этом плане значим правильный выбор педагогических средств, который, с одной стороны, помогает ребенку реализовать себя, с другой — интериоризировать социальный опыт и соответственно определить свой способ поведения в структуре социального и педагогического взаимодействия.
Воспитание рассматривает свой объект одновременно в качестве своего субъекта. Это означает, что целенаправленное влияние на учащихся предполагает их активную позицию. N Воспитание выступает как регулирование основных отношений / в обществе. Оно должно способствовать самореализации чело-i века, достижению идеалов, культивируемых в обществе. Если развитие направлено на качества, которые присущи индивиду, то воспитание исходит из качеств общественной морали, и они присваиваются индивидом в процесс.е воспитания.
Воспитание как бы обрамляет развитие, придает качествам индивида социальный вектор. В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность онтогенеза личности. Воспитание предполагает не только формирование личности, но и создание условий для развития индивидуальности.
Одной из главных задач воспитания человека является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий.
Первым из них является обеспечение включенности молодых людей в реальные социальные отношения, т.е. возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты. Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным — отношение личности к данной деятельности. При этом проявляется такая особенность социальных отношений детей: с одной стороны, они адекватны социальным отношениям взрослых, с другой — -носят опережающий характер. Дети, включаясь в реальные отношения, ориентируются на свое идеальное представление об этих отношениях.
Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значение деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается.
Таким образом, развитие, социализация и воспитание воздействуют на индивида с одной и той же целью — полной реализации себя в обществе. При этом развитие обращено к тому, что уже* присуще индивиду, а воспитание обращено, кроме этого, к тому, чего у него нет, что дано в общественной морали, в нравственных нормах и качествах людей. В своем единстве раз-
витие, социализация и воспитание составляют сущность формирования личности.
Вопросы для самопроверки
1. Как происходит развитие человека? Какие факторы влияют на этот процесс?
2. Что такое социализация? Каковы критерии социализации человека? От чего зависит успешность процесса социализации?
3. Как формируется социальный опыт у человека?
4. Кто такие жертвы социализации?
5. Что такое воспитание человека?
6. Как соотносятся между собой понятия «развитие», «социализация» и «воспитание»?
§ 2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Сущность воспитательного процесса
Воспитательный процесс рассматривается как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Воспитательный процесс — ядро педагогической деятельности образовательного учреждения. В то же время организация воспитательного процесса не ограничивается его рамками и предполагает учет влияния всех факторов социальной среды.
Движущей силой воспитательного процесса является разрешение противоречия между разнообразными (часто разнона-правленными) воздействиями на ученика и целостным формированием его личности. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые педагогами цели воспитания находятся в пределах развития возможностей учеников и соответствуют их оценкам значимости воспринимаемого. И, наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если ребенок не готов к восприятию позитивных влияний! в том числе со стороны педагога. В связи с этим нужно хорошо изучать учеников, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития, превращая их в конкретные воспитательные задачи.
Необходимо отметить, что все действия участников воспитательного процесса направлены на упорядочение всевозможных влияний на ребенка. В результате воспитания должно про-
исходить как изменение уровня воспитанности каждого ученика, так и изменение характера отношений между участниками воспитательного процесса. В этом плане важно рассмотреть соотношение понятий «воспитательный процесс» и «вое* питательная система».
По мнению Л.И.Новиковой, большое значение для реализации воспитательной функции учебного заведения имеет развитие воспитательной системы, у которой достаточно сложная структура, включающая в себя цели. Ее деятельность обеспечивает их реализацию, создает среду системы и обеспечивает управление ею.
«С одной стороны, она — система психолого-педагогическая, с другой — социально-педагогическая, и влияет она на школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в- окружающую среду, через ее отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат в коллективе, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данного конкретного заведения)»1.
Между понятиями «воспитательная система» и «воспитательный процесс» четко просматривается взаимосвязь. С одной стороны, в процессе поставленных педагогических целей в образовательном учреждении создается и развивается воспитательная система, с другой — эта система выступает в качестве главного фактора успешного решения воспитательных задач. Если воспитательный процесс рассматривать с позиции системного подхода, то понятия «развитие воспитательной системы» и «воспитательный процесс» идентичны.
Воспитание состоит из отдельных взаимосвязанных процессов: из воспитательных воздействий, принятия их личностью и осуществляемого при этом самовоспитания. Управляемые, развивающиеся взаимодействия субъектов и объектов отражают лишь одну, хотя и существенную сторону воспитательного процесса, которую можно условно считать «внешней». Исследователи воспитательного процесса между тем отмечают, что в его состав входят не только внешние воспитательные взаимодействия и собственные реакции воспитуемого, но и сами процессы роста, накопления, совершенствования качеств человека.
В воспитательном процессе лроявляется единство внешних воздействий и влияние на объекты их внутреннего отражения,
ЧСараковский В. А., Новикова Л. И„ Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! — М.: Новая школа, 1996. — С. 12.
преломления (причем это отражение носит опережающий характер), возникновение обратного действия, а также самостоятельного влияния объекта на себя, которое проявляется в самовоспитании/Это взаимодействие осуществляется не стихийно, а определенным образом управляется и самоуправляется. И воспитательном процессе объективное социальное переходит в субъективное, индивидуально психическое состояние человека. В этом определении подчеркивается именно «внутренняя» сторона процесса./'
В состав динамической системы «воспитательный процесс» входят субъекты и объекты воспитания в широком смысле, разнообразные связи, проявляющиеся между ними, а также условия, в которых протекает процесс их взаимодействия.
Воспитательная работа
Педагоги школы или внешкольного образовательного учреждения, социальные педагоги осуществляют целенаправленную профессиональную деятельность, способствующую решению воспитательных задач. Эта деятельность не ограничивается воздействием на ученика. Она предполагает как учет особенностей окружающей ребенка среды, так и активное воздействие на эту среду. Когда мы говорим о воздействии педагога на ученика в рамках реализации своих профессиональных функций, то эту педагогическую деятельность называем воспитательной работой.
Воспитательная работа включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ученика, выбор форм и методов воспитания учащихся в соответствии с поставленными задачами и сам процесс их реализации. Эта работа предполагает организацию совместной деятельности педагогов и учащихся и предусматривает также регулирование отношений социальных институтов, оказывающих существенное влияние на ребенка.
«Любая воспитательная работа, — утверждает Н.М. Талан-чук, — должна начинаться с того, что педагог усваивает, осознает воспитательные функции, т.е. обязанности, виды деятельности, выполняемые в процессе формирования личности и ученического коллектива»1.
В воспитательной работе следует выделить три группы функций.
1Таланчук Н7М. Воспитательная деятельность мастера производственного обучения СПТУ: Вопросы теории. — М.: при»™™.,» io.fi7 г ЧП| ~
—БИБЛИОТЕКА
J^> ^-Ч .——
Первая группа связана с непосредственным воздействием педагога на ученика:
• изучение индивидуальных особенностей его развития, его окружения, его интересов;
• программирование воспитательных воздействий;
• реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с учеником;
• анализ эффективности воспитательных воздействий. Вторая группа функций связана с созданием воспитывающей среды:
• сплочение коллектива;
• формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;
• включение учащихся в разнообразные виды социальной деятельности;
• развитие детского самоуправления. Третья группа функций направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений ребенка: