Взаимодействие с семьей
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности : семья или общественное воспитание? Приоритетная роль семьи в формировании личности ребенка отчетливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровня: в Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Законе «Об образовании», Семейном кодексе. В этих документах закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Но, если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то мы должны решать эту проблему «всем миром»: семья, детский сад, общественность. В соответствии с этим наш детский сад не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей, накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями. Воспитатели детского сада постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы. Используются самые разные формы работы с родителями.
1. Родительские собрания.
2.Педагогические беседы с родителями.
3.Организация консультативно-просветительной работы.
4.Экскурсии по детскому саду ( для вновь прибывших).
5.Показ занятий для родителей.
6.Организация совместных дел.
7.Клуб молодых родителей.
8.Дискуссии
9.Анкетирование
В начале каждого нового учебного года проводится социологическое исследование состава семьи воспитанников, составляется социальный паспорт и портрет семьи. Согласно исследованиям 2010/11 учебного года в детском саду 15 % неполных семей, 4 % молодых одиноких матерей( до 25 лет), 3 % опекунских семей, 12% семей с детьми, имеющими осложнения в здоровье. Все эти факторы напрямую не определяют неблагополучие семьи, но являются своеобразными факторами риска, которые могут привести к деформации семьи. И здесь очень важно вовлечь родителей в деятельность МДОУ. Работа с неблагополучными семьями затрудняетя отсутствием социального педагога. Всю работу по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников проводит воспитатель, используя личностно-ориентированный, индивидуальный подход. Изучение семьи воспитанника позволяет ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Основными направлениями взаимодействия с семьей являются: 1. Изучение потребностей родителей в образовательных услугах. 2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры. 3. Практически- действенное. Повышение заинтересованности родителей в выполнении общего интересного дела, проявлении творческих способностей, полноценном общении ( обмен мнениями, опытом семейного воспитания). Для определения содержания работы и форм организации мы проводим анкетирование родителей, при помощи которого мы узнаем состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности. Отвечая на вопросы анкеты, родители задумываются о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребенка. Так, анализируя анкеты, мы узнали, что Источниками педагогических знаний родителей являются а) 48 % родителей используют свой жизненный опыт, советы знакомых б) 44 % читают педагогическую литературу в) 52 % используют советы воспитателей г) 14 % смотрят телевизионные передачи Какие формы взаимодействия с детским садом родители предпочитают а) 60 % родителей предпочитают нетрадиционное родительское собрание( с показом открытого занятия, в форме дискуссии, игрового тренинга, круглого стола ); б) 1% индивидуальную беседу в) 85% совместную деятельность в проведении детских праздников и досугов; г) 2% предпочитают консультации;д) 15 % участие в работе клуба;Далее мы определили трудности, которые испытывают родители при воспитании детей. а) 30% родителей испытывают затруднения при подготовке ребенка к школе ; б) 25% родителей испытывают трудности при воспитании у ребенка самостоятельности; в) 20% - как воспитать здорового ребенка; г) 22% - как развивать речь детей; д) 16% - как развивать творчество ребенка; За помощью к педагогам детского сада обращаются 56% родителей. Для решения этих сложных и многоплановых вопросов в нашем детском саду проводится систематическая ицеленаправленная работа. Используя различные формы организации ведется просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры. Повышение правовой культуры родителей.С этой целью проводилось родительское собрание в подготовительной к школе группе на тему «Правовое воспитание дошкольников», заседание родительского клуба на тему «Родители и права ребенка». Родителей знакомили с нормативными документами: «Декларация прав ребенка», «Конвенция ООН о правах ребенка», «Семейный кодекс РФ». Повышение педагогической культуры родителей. С целью оптимизации взаимодействия детского сада с семьей был организован родительский клуб, задачи которого были направлены как на развитие ребенка, так и на создание единой системы психолого- педагогического образования родителей. Первое заседание клуба показало, что эта форма работы – находка для педагогов, родителей и для детей. «Путешествие в страну детства» раскрыло, что наши родители были готовы к общению. Далее были проведены заседания клуба: 1. Тема «Сядем рядком да поговорим ладком» Цель: Проверить педагогические знания и побуждать родителей делиться опытомсемейного воспитания. 2. Тема «Семья- убежище души» Цель: Делиться опытом семейного воспитания на примере трех поколений. 3. Тема «Поверь в свое дитя» Цель: Показать скрытые достоинства и возможности ручной работы детей. 4. Тема «Изба красна пирогами, а семья талантами». Цель: Помочь родителям осознать значимость семейных традиций и увлечений в воспитании ребенка. 5. Тема «О половом воспитании мальчиков и девочек в дошкольном возрасте» Цель: Обсудить с родителями вопросы гендерного воспитания детей. 6. Тема «Ребенок развивается в игре» Цель: Мотивация родителей к организации самостоятельной игры ребенка дома, побуждать родителей к совместной игре с ребенком. Интересной формой сотрудничества стал выпуск газеты «Ключик». «Так важно найти тот «ключ» к ребенку, Чтоб воспитат в нем личность, Суметь посеять знания, добро, Заставить думать, размышлять и верить. Родителям и воспитателям другого не дано». Эти слова стали девизом к каждому номеру нашей газеты. В создании газеты участвуют администрация детского сада, педагоги, родители и дети. В газете печатаются материалы об особенностях развития ребенка, рубрика «Говорят дети», освещаются вопросы дошкольной педагогики и психологии. Вышедшие номера затрагивали следующие проблемы: «Роль семьи в воспитании ребенка. Ответственность и обязанности родителей», «Влияние старшего поколения», «Роль отца в воспитании ребенка», «Культура общения. Как воспитать вежливого ребенка», «Как научить дошкольника одеваться», «Развитие эмоциональной сферы» и другое. И все-таки родительские собрания остаются самой распространенной формой взаимодействия детского сада с семьями воспитанников. Так как они позволяют решать целый комплекс педагогических задач: - педагогическое просвещение родителей;
- формирование позитивного эмоционального контакта между родителями и педагогами, между родителями группы