Для того чтобы эффективно использовать стимулы (при знании их перечня) преподавателю необходимо иметь как можно больше информации о каждом учащемся и коллективе в целом
7.4.ПРАВИЛА СТИМУЛИРОВАНИЯ, ИХ СУТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
Стимулы, которые необходимо находит и применять педагогам (по мнению американского профессора Г.Оветстрита), должны опираться на тонкие, деликатные «подталкивания» учащихся к выполнению определенных действий и исключать открытое «давление», грубое принуждение.
Опирайтесь на желания.Чего хочет учащийся – главный вопрос для учителя. Нужно раз и навсегда понять – важно не только то, чего желаем мы сами, но и то, чего хочет учащийся. Задача педагога – сменить направленность устремлений, если они не совпадают с педагогическими целями.
Используйте идентификацию.Заставляйте ваших учащихся страстно чего-то пожелать, пусть это будут даже желания, которые не совсем согласуются с вашими педагогическими намерениями. Главное, чтобы они возникли, и вы смогли бы опереться на них. Подталкивайте ваших питомцев к нормальным человеческим желаниям, оформляйте их смутные стремления в прагматические потребности, тогда можно будет подобрать конкретные и определенные стимулы для мобилизации усилий.
Учитывайте интересы и склонности.Нет школьников, ничем не интересующихся. И хотя это давно всем известная аксиома, учитывать интересы школьников мы так и не научились.
Говорите о том, что интересует ваших учащихся, точнее, с этого начинайте. Проявляйте уважение к их увлечениям, мнениям, оценке. Пусть большую часть времени говорят ваши ученики. Не бойтесь признать свою недостаточную осведомленность в некоторых вопросах, пусть обучаемые выступят вашим «учителем» Помните: ваша цель переориентировать интересы школьников на воспитание и дидактические цели.
Используйте намерения.Намерение возникает на основе потребности. Находите возможность помочь школьникам в осуществлении их намерений. Дело в том, что часть намерений возникает под влиянием ситуационных мотивов и учащиеся не задумываются – хватит ли у них сил, знаний, умений и времени, чтобы осуществить задуманное.
Поощряйте желание добиться признания.Всем людям свойственно желание быть признанными. Многие ученики учатся не ради знаний, а ради признания (престижа), их подгоняет высокий уровень притязаний. Не следует пренебрегать этим стимулом, если он укоренился в сознании учащегося и оказывает на учебный процесс благоприятное воздействие.
Не бросайте школьника в пугающей его ситуации, пока не поможете справиться с ней. Знайте, что 75% школьников – это именно те, у кого повышенная тревожность, - ждут вашего одобрения, сочувствия, а не новых замечаний и записей в дневнике.
Показывайте последствия совершаемых поступков. Во многих случаях школьники не научены оценивать последствия совершаемых действий, поступков. Если педагог вовремя, эмоционально и убедительно «раскроет глаза» своих питомцев он получит дополнительный и весомый стимул для изменения поведения их в лучшую сторону.
Признавайте достоинства.Вызывайте у учащегося энтузиазм и развивайте все, что есть лучшего в человеке с помощью признания его достоинств. Если этого требуют обстоятельства, не останавливайтесь и перед лестью. Ведь льстить – это значит говорить человеку то, что он сам о себе думает. Пойдите на этот безобидный обман, он может вызвать у вашего питомца прилив новых сил. Особенно избегайте придираться по мелочам. Не критикуйте. Будьте предупредительны. Искренне старайтесь понять своего питомца, смотрите на вещи его глазами.
Одобряйте успехи. Слова и жесты одобрения следует адресовать не только лучшим ученикам, но и всем тем, кто проявляет старание в учебной работе. Известны случаи, когда разумная и одобрительная оценка со стороны учителя производила мощную метаморфозу со слабоуспевающими учащимися.
Исследования показывают, что основным мотивом творчества является стремление человека к улучшению результатов деятельности, в нем находит проявление одна из фундаментальных социальных потребностей человека – потребность в успехе в достижениях. Она характеризуется как постоянное соревнование человека с самим собой в стремлении превзойти ранее достигнутый уровень исполнения, сделать что-то лучше, оригинально решить возникшую проблему.
Следует помнить, что если наказание за неудачу более значимо эмоционально, чем поощрение за успех, то постепенно формируется желание избегать неудачи. Так появляются обучаемые, которые занимаются только для того, чтобы их не ругали родители и не стыдили учителя.
Сделайте работу привлекательной.Очевидно, что каждая интересная или очень необходимая с позиций дальнейшего обучения работа привлекательна, и к этому необходимо стремиться. Но сделать работу привлекательной помогут помочь вам и ошибки учащихся, точнее, ваше к ним отношение. Извлекайте максимум стимулов из ошибок учащихся: «Прекрасная ошибка!», «Неслучайная ошибка!», «Ошибка, которая ведет к истине!», «Спасибо. Твое мнение не совсем правильно, но дает пищу для размышлений». Всячески подчеркивайте точность и наблюдение учащихся.