Раздел 1. Общие основы педагогики
Тема 1 . Педагогическое взаимодействие и педагогическое воздействие в образовательном процессе.
Понятия: педагогический процесс, педагогическое воздействие, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология.
Вопросы к обсуждению
1. В чем состоит сущность и значение педагогического взаимодействия?
2. Какие виды педагогического взаимодействия выделяют в педагогическом процессе?
3. Что понимают под педагогической технологией?
4. Раскройте сущность, содержание, этапы технологий педагогического взаимодействия: педагогическое общение, диалогическое взаимодействие, технология работы с группой, технология разрешения конфликта.
Литература
Базовый учебник
Борытко Н.М., Соловцова И.А. , А.М. Байбаков Педагогик: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений , под ред. Н.М. Борытко –М.: ИЦ «Академия», 2009.-С.193-197, 327-333, 343-352.
Дополнительная литература
Сластенин В.А., Исаев И.Ф.,. Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ высш. учеб.заведений –М.: ИЦ «Академия», 2003. - С.460467, 473-481.
Дополнительно рекомендуемая
Щуркова Н.Е. Педагогическая технология –М.: Педагогическое сообщество России, 2002-С.25-26, 63-74, 96-104,108-116.
Контрольные вопросы.
1. Какое влияние оказывает уровень владения педагогами технологиями педагогического взаимодействия на результативность образовательного процесса?
2. Решите педагогическую задачу: ваши ученики считают, что им следует появляться в кассе со звонком на урок, а вы полагаете, что им следует приходить в класс хотя бы за минуту до звонка. Как разрешить конфликт?
3. Проиллюстрируйте примерами из школьного опыта реализацию технологических правил организации групповой деятельности детей.
Тема 2: Задачи педагогической науки
Понятия: педагогическая наука, виды педагогических задач, постоянные задачи, временные задачи
Вопросы для обсуждения:
1.Раскройте понятие «задача педагогической науки», его отличие и связь с задачами образования.
2.Дайте характеристику видов задач педагогической науки. Установите взаимосвязь видов задач педагогической науки с функциями педагогики как науки.
3.Раскройте содержание постоянных и временных задач педагогической науки на современном этапе развития педагогики.
Задание : заполните карту-схему «Задачи педагогической науки».
Задачи педагогической науки | |||
Постоянные | Временные | ||
1. Вскрытие закономерностей в областях образования, воспитания и обучения. | 1. Научное обоснование и практическая разработка нормативной и концептуальной базы образования | ||
2. Разработка новых методов, средств, форм и систем образования, обучения и воспитания. | 2. Разработка механизмов, диагностического инструментария мониторинга образования | ||
3. Внедрение результатов научных педагогических исследований в образовательную практику. | 3. Методическое и дидактическое оснащение образовательного процесса | ||
4. Прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее | 4. Программное обеспечение образовательного процесса | ||
5. Разработка новых образовательных технологий и систем управления образованием | |||
6. Разработка методологических проблем педагогики |
Примечание: карта – схема заполняется на основе материалов статей периодических изданий.
Литература
Основная
1. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого- М.: Педагогическое общество России, 2003.-С. 15-22.
2. Краевский В.В. Задачи педагогической науки / В.В. Краевский Общие основы педагогики: учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений. - М.: Академия , 2003. - Гл 1. - С.13-18.
Дополнительная
1. Давыдов В.В. Научно – исследовательская деятельность РАО/ В.В. Давыдов.// Педагогика. -1993.- №7.
2. Никандров Н.Д. Российская академия образования: итоги деятельности и перспективы научных исследований // Педагогика -2009.-№ 1 –С.3-8.
Контрольные вопросы:
1.Для чего педагогу практику необходимо ориентироваться в постоянных и временных задачах педагогической науки?
2. Как связаны между собой постоянные и временные задачи педагогической науки?
3. Какими факторами обусловлено постоянное изменение и конкретизация задач педагогической науки?
Тема 3. Антропологический подход в педагогической науке.
Понятия: методология педагогики, научный подход, антропология, педагогическая антропология, личность, гуманизация образования, возрастные периоды в развитии личности.
Вопросы для обсуждения:
1.Что понимают под педагогической антропологией, какую роль она выполняет в педагогической науке?
2.Какую роль играют в развитии личности факторы наследственности, среды и воспитания? Почему их необходимо учитывать в процессе образования личности?
3. Каковы основные достижения развития личности на разных возрастных этапах?
Задание: составьте сравнительную схему-таблицу.
Название теории | Авторы | Понятие личность | Источники и факторы развития личности | Роль воспитания и обучения в развитии личности |
Теория научения | ||||
Гуманстические теории | ||||
Когнитивная теория | ||||
Деятельностная теория |
Примечание: на семинарском занятии студентами проводится сравнительный анализ теорий личности на основе материала схемы-таблицы
Литература
Основная
Коджаспирова Г.М.Педагогика: учебник /Г.М. Коджаспирова –М.: КНОРУС,2010. -С.45-70, 77-91,111-123.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. - М.: Гуманитарный изд. центр. ВЛАДОС, 2003. – Кн 1.: Общие основы. Процесс обучения - С.72-75,76-81,83-86,87-93.
Дополнительная.
Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап….-С.159-180.
Липская Л.А. Философско-антропологический фундамент современного образования // Педагогика-2006-№2-С.23-28