Раздел 1. Общие основы педагогики

Тема 1 . Педагогическое взаимодействие и педагогическое воздействие в образовательном процессе.

Понятия: педагогический процесс, педагогическое воздействие, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология.

Вопросы к обсуждению

1. В чем состоит сущность и значение педагогического взаимодействия?

2. Какие виды педагогического взаимодействия выделяют в педагогическом процессе?

3. Что понимают под педагогической технологией?

4. Раскройте сущность, содержание, этапы технологий педагогического взаимодействия: педагогическое общение, диалогическое взаимодействие, технология работы с группой, технология разрешения конфликта.

Литература

Базовый учебник

Борытко Н.М., Соловцова И.А. , А.М. Байбаков Педагогик: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений , под ред. Н.М. Борытко –М.: ИЦ «Академия», 2009.-С.193-197, 327-333, 343-352.

Дополнительная литература

Сластенин В.А., Исаев И.Ф.,. Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ высш. учеб.заведений –М.: ИЦ «Академия», 2003. - С.460467, 473-481.

Дополнительно рекомендуемая

Щуркова Н.Е. Педагогическая технология –М.: Педагогическое сообщество России, 2002-С.25-26, 63-74, 96-104,108-116.

Контрольные вопросы.

1. Какое влияние оказывает уровень владения педагогами технологиями педагогического взаимодействия на результативность образовательного процесса?

2. Решите педагогическую задачу: ваши ученики считают, что им следует появляться в кассе со звонком на урок, а вы полагаете, что им следует приходить в класс хотя бы за минуту до звонка. Как разрешить конфликт?

3. Проиллюстрируйте примерами из школьного опыта реализацию технологических правил организации групповой деятельности детей.

Тема 2: Задачи педагогической науки

Понятия: педагогическая наука, виды педагогических задач, постоянные задачи, временные задачи

Вопросы для обсуждения:

1.Раскройте понятие «задача педагогической науки», его отличие и связь с задачами образования.

2.Дайте характеристику видов задач педагогической науки. Установите взаимосвязь видов задач педагогической науки с функциями педагогики как науки.

3.Раскройте содержание постоянных и временных задач педагогической науки на современном этапе развития педагогики.

Задание : заполните карту-схему «Задачи педагогической науки».

Задачи педагогической науки
Постоянные Временные
1. Вскрытие закономерностей в областях образования, воспитания и обучения.   1. Научное обоснование и практическая разработка нормативной и концептуальной базы образования  
2. Разработка новых методов, средств, форм и систем образования, обучения и воспитания.   2. Разработка механизмов, диагностического инструментария мониторинга образования  
3. Внедрение результатов научных педагогических исследований в образовательную практику.   3. Методическое и дидактическое оснащение образовательного процесса  
4. Прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее   4. Программное обеспечение образовательного процесса  
5. Разработка новых образовательных технологий и систем управления образованием      
6. Разработка методологических проблем педагогики      

Примечание: карта – схема заполняется на основе материалов статей периодических изданий.

Литература

Основная

1. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого- М.: Педагогическое общество России, 2003.-С. 15-22.

2. Краевский В.В. Задачи педагогической науки / В.В. Краевский Общие основы педагогики: учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений. - М.: Академия , 2003. - Гл 1. - С.13-18.

Дополнительная

1. Давыдов В.В. Научно – исследовательская деятельность РАО/ В.В. Давыдов.// Педагогика. -1993.- №7.

2. Никандров Н.Д. Российская академия образования: итоги деятельности и перспективы научных исследований // Педагогика -2009.-№ 1 –С.3-8.

Контрольные вопросы:

1.Для чего педагогу практику необходимо ориентироваться в постоянных и временных задачах педагогической науки?

2. Как связаны между собой постоянные и временные задачи педагогической науки?

3. Какими факторами обусловлено постоянное изменение и конкретизация задач педагогической науки?

Тема 3. Антропологический подход в педагогической науке.

Понятия: методология педагогики, научный подход, антропология, педагогическая антропология, личность, гуманизация образования, возрастные периоды в развитии личности.

Вопросы для обсуждения:

1.Что понимают под педагогической антропологией, какую роль она выполняет в педагогической науке?

2.Какую роль играют в развитии личности факторы наследственности, среды и воспитания? Почему их необходимо учитывать в процессе образования личности?

3. Каковы основные достижения развития личности на разных возрастных этапах?

Задание: составьте сравнительную схему-таблицу.

Название теории Авторы Понятие личность Источники и факторы развития личности Роль воспитания и обучения в развитии личности
Теория научения        
Гуманстические теории        
Когнитивная теория        
Деятельностная теория        

Примечание: на семинарском занятии студентами проводится сравнительный анализ теорий личности на основе материала схемы-таблицы

Литература

Основная

Коджаспирова Г.М.Педагогика: учебник /Г.М. Коджаспирова –М.: КНОРУС,2010. -С.45-70, 77-91,111-123.

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. - М.: Гуманитарный изд. центр. ВЛАДОС, 2003. – Кн 1.: Общие основы. Процесс обучения - С.72-75,76-81,83-86,87-93.

Дополнительная.

Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап….-С.159-180.

Липская Л.А. Философско-антропологический фундамент современного образования // Педагогика-2006-№2-С.23-28

Наши рекомендации