Семинарский этап обучения

Метод обучения- семинар.

Формулировка решаемых в рамках семинара педагогических задач:выя­вить степень усвоения студентами ключевых категорий и понятий темы, углубить их знания по вопросам, выносимым на обсуждение, обеспечить формирование у студентов собственного личностно-смыслового отно­шения к рассматриваемым учебным вопросам, способствовать форми­рованию мотивационной готовности применять полученные знания в своей будущей профессиональной деятельности.

Виды создаваемых коммуникативных ситуаций:коллективная, группо­вая и, в отдельных случаях, диадическая.

Средства контроля:контрольные тестовые задания (три варианта), ДК (ЭКОП).

Материальное обеспечение:выставка литературы, набор тестовых за­даний.

Вопросы семинара.

1. Основные категории и понятия педагогики как науки.

2. Сущность, структура и задачи педагогического процесса как единой
системы.

Семинарский этап обучения - student2.ru

Оглавление

Введение.......................................................................... 3

Раздел 1. Дидактические основы разработки и применения в вузе современных технологий обучения

Глава 1.Технологии обучения в системе высшего профессионального образования 5

1.1.Технология обучения: сущность, содержательная характеристика и структура 5

1.2.Информационные технологии обучения в высшей школе 18

Глава 2.Информационно-технологическое обеспечение

учебного процесса........................................................ 23

2.1. Сущность информационно-технологического обеспечения учебного процесса 23

2.2. Специальная профессионально-ориентированная обучающая
среда как основа информационно-технологического обеспечения. 37

Глава 3.Проектирование и конструирование профессионально-
ориентированной технологии обучения............................ 45

3.1.Целеполагание, отбор и структурирование содержания учебного материала как важнейшие этапы проектирования технологии обучения... 45

3.2.Определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и обоснование системы управления познавательной деятельностью обучающихся в рамках технологии обучения 60

Глава 4.Оценка эффективности применения в вузе профессионально-ориентированной технологии обучения............................................................... 74

4.1.Контроль и оценка эффективности учебного процесса: сущность, содержание и организация 74

4.2.Педагогическое тестирование как средство повышения качества контроля и оценки эффективности учебного процесса.... 81

4.3.Основы рейтингового контроля эффективности учебного процесса в вузе 86

Раздел 2. Дидактические возможности применения в вузе различных методов обучения

Глава 5.Лекция как ведущий метод изложения учебного материала .... 92

5.1. Традиционная вузовская лекция: сущность, дидактические функции, особенности организации и проведения............................................................ 92

5.2. Нетрадиционные виды подачи лекционного материала,
особенности их организации и проведения................... 105

Глава 6. Семинар как метод обсуждения учебного материала в высшей школе 113

6.1. Сущность, особенности подготовки, организации и проведения семинара в вузе 113

6.2. Разновидности семинарских занятий в высшей школе, особенности их проведения 122

Глава 7. Основы организации и проведения практических и лабораторных занятий 129

7.1.Практические занятия в вузе: сущность, особенности подготовки и проведения 129

7.2.Лабораторный практикум как разновидность практического занятия 139

Глава 8. Игровые методы проведения учебных занятий 148

8.1.Организация и проведение игрового обучения в вузе 148

8.2.Особенности организации учебных занятий с использованием различных форм и методов игрового обучения.......................................................... 156

Глава 9. Метод самостоятельной работы, особенности его использования в вузе 166

9.1. Самостоятельная работа обучающихся под руководством преподавателя 166

9.2. Консультирование как особая форма учебной работы в вузе... 170

Литература................................................................... 175

Приложение................................................................. 180

Сведения об авторах

Виленский Михаил Яковлевич - заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор, профессор Московского пе­дагогического государственного универси­тета.

Образцов Павел Иванович - доктор педагогических наук, профессор, профессор Академии Федерального агент­ства правительственной связи и информа­ции при Президенте Российской Федера­ции.

Уман Аркадий Ильич - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой общей педаго­гики Орловского государственного уни­верситета.

[1] Смирнов С.И. Технология в образовании // Высшее образование в России. - № 1. – 1999. – С. 55-62.

[2] Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – С. 30.

-

[3] Домрачее В.Г., Ретинская И.В. О классификации компьютерных образователь­ных информационных технологий // Информационные технологии. -1996. - № 2. - С. 10-13.

[4] Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая российская энциклопедия, 1993. - Т1. - С. 374.

[5] Военная дидактика: Учебное пособие / Под общ. ред. Н.Е. Соловцова и Н.Д. Никандрова. - М.: ВА РВСН им. Петра Великого, 2000.

[6] Военная дидактика: Учебное пособие / Под общей ред. Н.Е. Соловцова и Н.Д. Никандрова. - М.: ВА РВСН им. Петра Великого, 2000. - 806 с.

Наши рекомендации