Задание №2. Выявить особенности сенсорного развития детей в разных возрастных группах

1. Владеют ли дети обследовательскими действиями при выполнении разных заданий.

2. Имеют ли дети представление о содержании и обобщенности сенсорных представлений.

3. Отражают ли в речи сенсорный опыт (названия обследовательских действий, качеств и свойств предметов, понимание указаний взрослого).

Для выявления сформированности одного обследовательского действия предложить ребенку собрать башенку из убывающих по величине колец. Башенка должна содержать от 6 до 10 колец (для старших дошкольников). На глазах детей разберите башенку, смешайте кольца и предложите детям собрать башенку, чтобы она была такая же ровная, как и раньше.

Наблюдая за деятельностью ребенка необходимо фиксировать: 1) как понял и принял ребенок задачу – собрать башенку (или собрать, учитывая убывающую величину); 2) как ребенок начал выполнять задание: оценивает ли зрительно величину колец и сразу выбирает их по убывающей; раскладывает ли кольца в порядке убывания величины, сравнивает ли их путем накладывания, сравнивает ли их попарно, нанизывает ли кольца беспорядочно; 3) какие речевые реакции сопровождали деятельность; 4) как ребенок закончил работу: проверил ли качество ли качество выполнения, обнаружил ли ошибки, внес ли исправления сам, какими способами действовал.

Для выявления умений пользоваться системой обследовательских действий попросить ребенка описать предметы, характеризующиеся разнообразием особенностей. С этой целью покажите детям поочередно два предмета, сделанные из различных материалов и предложите назвать их, а также рассказать о них все, что ребенок знает. При описании предмета дети отмечают его особенности: части, цвет, форму, размер, а также гладкость твердость, мягкость, прозрачность, блеск, легкость и тяжесть и т.д. После того как ребенок закончил рассказ или не смог описать предмет, задайте дополнительные вопросы, а затем дайте указания, способствующие обследованию и вычленению качеств и свойств, например: «Какого цвета предмет?», «Какой он по форме?», «Какие у него есть части?», или «Погладь предмет… Какой он? Надави (или сомни)… Какой он?» и т.д.

В ходе выполнения ребенком задания зафиксируйте:

1) самостоятельность ребенка: какую часть заданий он выполнил самостоятельно, какую по указаниям и вопросам, какую не выполнил;

2) способ восприятия предмета: описывает ли ребенок предмет на основе только зрительного восприятия или использует и другие обследовательские действия, какие именно;

3) содержание ответов детей на вопросы, соответствие ответов характеру обследовательских действий, точность называния вычлененных качеств и свойств;

4) точность выполнения указания по поводу обследования предмета.

После выполнения этого задания следует выявить, осознают ли дети обследовательские действия как способ получения знаний о предметах. С этой целью ребенку даются разные предметы и задаются следующие вопросы:

- Как ты узнаешь, предмет твердый или мягкий?

- Как ты узнаешь, прозрачный предмет или непрозрачный?

- Как узнать, легкий предмет или тяжелый?

- Как узнать, прочный предмет или нет? И т.д.

Для выявления знаний эталона формы детям показывается в качестве образца прямоугольный флажок красного цвета и предлагается найти флажок такой же формы из трех предъявленных флажков – зеленого, синего, желтого цветов, имеющих треугольную и пятиугольную форму. Размеры флажков 16 и 9 см.

В процессе выполнения задания зафиксируйте:

1. понял ли ребенок задание;

2. обследовал ли форму флажка, назвал ли ее особенности;

3. решал ли задачу в зрительном плане или путем прикладывания флажков к образцу;

4. правильно или нет выполнил задание.

Для выявления осознанности и полноты знаний ребенка о форме и способах ее обследования после выполнения задания задать ребенку вопросы:

1. Как ты узнал, что этот флажок такой же формы?

2. Как называется эта форма?

3. Как ты узнаешь прямоугольник? Сколько у него углов? Сколько сторон? Одинаковые ли стороны?

На основе полученных данных составить таблицы, которые отражают владение детьми обследовательскими действиями и словами, обозначающими выделенные качества.

Возраст детей Качества предмета
  Цвет Форма Величина
  Обследовательские действия Наименование качеств Обследовательские действия Наименование качеств Обследовательские действия Наименование качеств
2 года            
3 года            
4 года            
5 лет            
6 лет            
7 лет            
Материал и его качества  
возраст материал Твердость, мягкость Прозрачность, непрозрачность Гладкость шероховатость Прозрачность, непрозрачность  
  Обследовательские действия Наименование качеств Обследовательские действия Наименование качеств Обследовательские действия Наименование качеств Обследовательские действия Наименование качеств Обследовательские действия Наименование качеств
                     
                         

На основе проведенных наблюдений определить: особенности владения обследовательскими действиями у детей в разных возрастных группах; широту и четкость сенсорных представлений детей в разных возрастных группах (знание качеств, свойств предметов), точность выражения представлений; особенности владения сенсорными эталонами в разных возрастных группах; задачи и содержание сенсорного воспитания в обследованных возрастных группах.

Наши рекомендации