Открытая ринолалия (о.р.)
Ротовые звуки приобретают назальность. Наиб. заметно - гласных ии у(рот.полость сужена), наим. назальный оттенок а( рот. полость широко раскрыта). Значительно нарушается тембр при произнесении согласных.
Виды О.Р.:
1)Функциональная О.Р. Причина- недостаточный подъем мягкого нёба при фонации у детей с вялой артикуляцией. Одна из функциональных форм — «привычная»О.Р. (наблюдается часто после удаления аденоидных разращений или, реже, в результате постдифтерийного пареза, из-за длительного ограничения подвижного мягкого нёба). Нет изменений твердого или мягкого нёба. Отмечается более выраженное нарушение произношения гласных звуков. При согласных же нёбно-глоточное смыкание хорошее. Прогноз благоприятный. Она исчезает после фониатрических упражнений, а нарушения звукопроизношения устраняются обычными методами, применяемыми при дислалии.
2)Органическая О.Р.: а)Приобретенная О.Р.- при перфорации твердого и мягкого нёба, при рубцовых изменениях парезах и параличах мягкого нёба. Причина- повреждение языкоглоточного и блуждающего нервов, ранения, давление опухоли и др.
б) врожденная О.Р..Часто причина- врожденное расщепление мягкого или твердого нёба, укорочение мягкого нёба.
Причинами возникновения расщелин лица могут быть генетические и внешние факторы или их совместное действие в раннем периоде развития Различают биологические факторы (грипп, паротит, коревая краснуха, токсоплазмоз и др.); химические факторы (ядохимикаты, кислоты и др.); эндокринные заболевания матери, психические травмы и профессиональные вредности. Имеются сведения о влиянии алкоголя и курения. Критическим периодом для несращения верхней губы и нёба является 7—8-я недели эмбриогенеза. Семейный хар-р редок.
Классификация врожденных расщелин:
1)Врожденные расщелины верхней губы: 1)скрытая расщелина; 2)неполная расщелин (а) без деформации кожно-хрящевого отдела носа; б) с деформацией кожно-хрящевого отдела носа); 3)полная расщелина.
2)Врожденные расщелинынёба:1) расщелина мягкого нёба(скрытые (субмукозные); неполные; полные);2) расщелины мягкого и твердого нёба(скрытая; неполная; полная);3)полная расщелина альвеолярного отростка, твердого и мягкого нёба(односторонняя; двусторонняя);4) полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела твердого нёба(односторонняя; двусторонняя.
Для выявления скрытой расщелины(логопеду трудно выявить) - внимание на зад. поверхность нёба: при утрированном произнесении звука а с широко открытым ртом слегка втягивается в форме небольшого треугольника; слизист. оболочка – истончена, более бледной окраски.
Нарушения нёба могут сочетаться с расщелинами губы. Расщелины обычно сочетаются с различными зубо-челюстными деформациями. Этапы хирургич.лечения: несращение губы обычно:от 10 дней до 1года; операции на нёбе- до 5 лет; устранение остаточ. дефектов верх.губы, носа и деформации нёба 7 - 14 лет. Одного хирургического лечения для полной реабилитации недостаточно.Необходима помощь ряда специалистов, она оказывается в рамках системы диспансерного наблюдения (Б. Я. Булатовская) и лечения
Психич. развитие детей с расщелинами- разнород.гр.: с нормальным психическим развитием; с задержкой умственного развития; с олигофренией. Встречаются отдельные неврологические микропризнаки: нистагм, легкая асимметрия глазных щелей, носо-губных складок, повышение сухожильных и перистальных рефлексов. Часто отмечаются психогенные реакции на свой дефект, повышенная возбудимость и др.
В устной речиотмечаются обедненность и аномальные условия протекания долингвистического развития детей с ринолалией. Страдает не только артикуляция звуков, но и развитие просодических элементов речи. Позднее начало речи, значительный временной интервал между появлением первых слогов, слов и фраз уже в ранний период. В наибольшей степени дефект проявляется в нарушении фонетической ее стороны.
Речь ребенка с ринолалией в целом мало разборчива. Механизм нарушения при О.Р.:
1) отсутствием нёбно-глоточного затвора и вследствие этого нарушением противопоставлений звуков по признаку ротовой-носовой;
2) изменением места и способа артикуляции большинства звуков по причине дефектов твердого и мягкого нёба, вялостью кончика языка, губ, отодвиганием языка вглубь ротовой полости, высоким положением корня языка, участием в артикуляции мышц глотки и гортани.
Особенности устной речи детей с ринолалией во многих случаях являются причиной отклонения в формировании других речевых процессов.
Особенности письма.Особенности произношения детей с ринолалией ведут к искажению и несформированности фонематической системы языка. Поэтому звуковые образы, накопленные в их речевом сознании, неполноценны и не расчленены для формирования правильного письма. Вторично обусловленные особенности восприятия речевых звуков являются основным препятствием к овладению правильным письмом.
Дисграфические ошибки: 1)замены п, б, на м, т, д на н и обратные замены к — д, т, м — б, п, обусловленные отсутствием фонологического противопоставления соответствующих звуков в устной речи: придет — «принет», дал — «нал»; 2) пропуски, замены, употребление лишних гласных: «в сенем» — в синем, «крельца» — крыльца, 3)замены и смешения шипящих-свистящих «зелезо» — железо, «закрузились» — закружились; 4)трудности употребления аффрикат. Звук ч на письме заменяется ш, с или ж; щ на ч: «прящутся» — прячутся,Звук ц заменяется на с: «скворес» — скворец; 5)смешения звонких и глухих согласных: «изправь» — исправь, «в портвеле» — в портфеле; 6)пропуск одной буквы из стечения: «расвел» — расцвел; 7)Звук л заменяется р, р на л: «проварился» — провалился, «подпрыла» — подплыла.
Степень нарушения письма зависит от: глубины дефекта артикуляционного аппарата, особенностей личности и компенсаторных возможностей ребенка, характера и сроков логопедического воздействия, влияния речевой среды. Необходимо развитие фонематического восприятия с одновременным воздействием на произносительную сторону речи.
Для детей школьного возраста с ринолалией, с ОНР - недостаточность в развитии лексики и грам строя. Обусловленность ее различна: сужение социальных и речевых контактов детей из-за грубого дефекта звуковой речи, позднее ее начало, осложненность основного дефекта проявлениями дизартрии или алалии.
В письменной речи :неправильного употребления предлогов, союзов, частиц, ошибки в падежных окончаниях, т. е. проявления аграмматизма в письме. Распространенными оказываются замены и пропуски предлогов, слияние предлогов с существительными и местоимениями, неправильное членение предложений. Чтение : смешение элементов слов, недостаточное различение форм слова, медленный темп чтения, страдает и понимание прочитанного
ЗАКРЫТАЯ РИНОЛАЛИЯ
Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи. Самый сильный резонанс у носовых м, мь, н, нь. При нормальном их произнесении носоглоточный затвор остается открытым и воздух проникает прямо в носовую полость. Если для назальных звуков носовой резонанс отсутствует, они звучат как ротовые б, бь, д, дь. В речи исчезает противопоставление звуков по признаку назальный-неназальный, что влияет на ее разборчивость. Меняется также звучание гласных звуков из-за заглушения отдельных тонов в носоглоточной и носовой полостях. При этом гласные звуки приобретают в речи неестественный оттенок.
Причина- чаще всего органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбо-глоточного смыкания. Органические изменения вызываются болезненными явлениями, в результате которых затрудняется носовое дыхание.
М. Зееман различает два видазакрытой ринолалии (ринофонии): переднюю закрытую— при непроходимости носовых полостей и заднюю закрытую— при уменьшении носоглоточной полости.
Передняя закрытая ринолалиянаблюдается при хронической гипертрофии слизистой носа, главным образом, задних нижних раковин; при полипах в носовой полости; при искривлении перегородки носа и при опухолях носовой полости.
Задняя закрытая ринолалияу детей может быть следствием аденоидных разрастаний, реже носоглоточных полипов, фибромы или иных носоглоточных опухолей.
Функциональная закрытая ринолалиянаблюдается у детей часто, но не всегда правильно распознается. Она возникает при хорошей проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. Однако тембр назальных и гласных звуков при этом может быть нарушен сильнее, чем при органических формах.
Мягкое нёбо при фонации и при произношении назальных звуков сильно поднимается и закрывается доступ звуковым волнам к носоглотке. Это явление чаще наблюдается при невротических расстройствах у детей.
При органической закрытой ринолалиипрежде всего должны быть устранены причины непроходимости носовой полости. Как только наступает правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения непроходимости (например, после аденотомии) ринолалия продолжает проявляться, прибегают к таким же упражнениям, как при функциональных нарушениях.
Эффективность логопедической работы зависит от состояния носоглотки, от возраста ребенка. Важным фактором является и способность ребенка различать назальный тембр голоса от нормального. На начальном этапе занятий рекомендуются: 1) дыхательные упражнения(цель - дифференциация носового и ротового вдоха и выдоха; упр.: дутье, чередованием краткого и длительного носового выдоха. Одновременно - активизация мышц мягкого нёба и задней стенки глотки); 2) работа над дифференциацией ротового и носового выдохов.
При органической закрытой ринолалиипрежде всего должны быть устранены причины непроходимости носовой полости. Как только наступает правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения непроходимости (например, после аденотомии) ринолалия продолжает проявляться, прибегают к таким же упражнениям, как при функциональных нарушениях.
Смешанная ринолалия.
Выделяют некоторые авторы (М.Зееман, А. Митронович- Моджеевска).Это- состояние речи, характериз-ся пониженным носовым резонансом при произнесении нос.звуков и наличием назального тембра. Причина- сочетание непроходимости носа и недостаточности небно- глоточ. Контакта функционал. и органич. происхождения. чаще - сочетание укорочен. мягкого неба, подслизистого его расщепления и аденоид. разрастаний, которые служат в таких случаях препятствием для утечки воздуха через нос. ходы во время произнесения оральных звуков.
Состояние речи может ухудшиться после аденотомии, после операции используются приемы коррекции, разработанные применительно к открытой ринолалии.