Раздел 6. Теория и методика обучения детей дошкольного возраста

Занятие 38.Актуальные проблемы разработки теоретических и методических основ обучения детей дошкольного возраста в детском саду (4 часа)

Задачи изучения темы:

1.Раскрыть сущность и содержание понятий «дидактика», «дошкольная дидактика», «дидактическая система», «обучение».

2.Формировать опыт дискуссионного обсуждения проблем современного обучения дошкольников.

3.Развивать профессиональное мышление.

Форма занятия: собеседование по вопросам темы.

Форма отчетности: педагогическое эссе «Обучение дошкольников: вчера, сегодня, завтра».

Вопросы и задания к обсуждению темы:

1.Раскройте содержание понятий «дидактика», «дошкольная дидактика», «обучение».

2. Дайте характеристику традиционных и современных принципов дошкольной дидактик.

3. Раскройте общие задачи обучения детей дошкольного возраста (содержание и преемственность).

4. Дайте анализ современных подходов к пониманию сущности, задач, направлений и организации обучения дошкольников: за и против.

Примечание: вопрос № 4 обсуждается в форме ролевой дискуссии. Для выполнения задания студенты делятся на 4 подгруппы. Первая подгруппа – это «сторонники классического обучения и форм его организации( занятий)», вторая – «противники обучения детей на занятии при помощи репродуктивных методов», третья группа – «инноваторы» (те, кто стремится сохранить в обучении детей лучшие классические традиции и обносить формы и методы реализации задач обучения», четвертая подгруппа – эксперты. Задача студентов, составляющих 4 подгруппу, состоит в том, чтобы следить за точностью использования цитат и идей ученых, внесших вклад в разработку проблем дошкольного обучения, отмечать, насколько аргументировано строят свои доказательства и отстаивают ролевую позицию участники дискуссии, отмечать наиболее оригинальные суждения и разработки. Объединение студентов происходит на основе интереса к той или иной проблеме.

Задача участников игры состоит в защите самой идеи, а не субъективных взглядов на нее. Независимо от собственных взглядов необходимо найти слабые и сильные стороны того или иного подхода, концепции, идеи. Каждая из подгрупп в начале выступления должна представить свой эпиграф, иллюстрирующий основную идею представляемого группой подхода. Поочередно к выступлению приглашаются все участники подгрупп. Регламент высказываний: 2-5 минут. После выступления всех участников группы слушатели могут задать уточняющие вопросы. Общее выступление каждой подгруппы – до 20 минут. Затем организуется обсуждение представленных подходов, в ходе которого каждый студент может высказать свою точку зрения, оспорить то или иное мнение, высказать свою позицию

В заключительной части дискуссии эксперты дают оценку и характеристику работы и выступления каждой подгруппы ( критерии: четкость, ясность, убедительность, аргументированность, иллюстративность и лаконичность выступления).

В конце занятия каждый из участников дискуссии определяет для себя один из представленных подходов и освещает его в мини – эссе по предложенной в задании теме.

Литература:

Основная

1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проект, 2005.

2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008.

Дополнительная

1. Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей (3-5 лет) / А.Н. Давидчук - М., 2000.

2. Кларина Л.М. Когнитивные устремления дошкольников: принципы построения программ для их развития / Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Сб. науч. тр. – Пермь, 1993.

3. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. – 1989. – №5,9.

4. Крылова Н.М. Инноватика и обучение дошкольников – неразделимы / Проблемы изучения и развития личности дошкольника. Сб. науч. тр. – Пермь., 1995.

5. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание. –1997. – №7.

6. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под ред. В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2008.

Занятие 39.Использование активных методов обучения

в работе с детьми дошкольного возраста (2 часа)*

Задачи изучения темы:

1.Раскрыть сущность, значение, виды методов проблемно-поискового и игрового обучения дошкольников.

2.Продолжать учиться обобщать материалы различных источников.

3.Учиться рецензировать статьи.

Форма занятия: собеседование по вопросам темы.

Форма отчета: конспекты источников, рецензия.

Вопросы и задания для изучения темы

1. Раскройте сущность проблемно-поискового и игрового обучения, его значение в решении задач развития и воспитания ребенка.

2.Дайте характеристику проблемных игровых методов обучения дошкольников: опыт, эксперимент, проблемно- игровые ситуации, метод ТРИЗ, проектный метод, дидактические игры и др.

3. Раскройте этапы, задачи и особенности руководства поисковой деятельностью детей.

4. Напишите рецензию (критический анализ статьи) на статью Зариповой А. «Элементарная поисковая деятельность в детском саду» (журнал «Дошкольное воспитание» 1994., №7.)

Методические рекомендации к рецензированию статьи:

Рецензия – это критический анализ работы. Ее содержание может включать: обоснование актуальности рецензируемой работы; краткое изложение теоретической позиции автора с точки зрения методологических и других положений в сопоставлении с взглядами других авторов; критический анализ доказательств гипотезы или практического решения проблемы; особенности изложения (ясно – путано, полно – неполно, последовательно – непоследовательно и т.д.); выводы, которые можно сделать на основе проведенного анализа (что является ценным, что требует проверки, уточнения, что правильно, неверно с точки зрения рецензирующего).

Оформление рецензии: в начале рецензии указывается: на какую работу дается рецензия, где она опубликована. Затем раскрывается содержание самой рецензии. В рецензии ставится подпись рецензента

Литература

Основная

1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проект, 2005.

2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008.

Дополнительная

1. Ерофеева Т. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике / Т. Ерофеева // Дошкольное воспитание.- 1996.- №2.

2. Козлова С.А. Педагогика: уч. пособие для студ. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова – М.: Академия., 2008 – С. 208-229.

3. Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир - М., 2003.

4. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под ред. В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2008.

5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ.- М., 2001.

6. Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников / А.И. Савенков - СПб., 2004.

Наши рекомендации