Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов

С начала 20-х до 60-х гг. проблема коллектива считалась тради­ционно педагогической, хотя отдельные аспекты коллективной жизни изучались и в рамках других наук. С начала 60-х гг. инте­рес к коллективу в силу изменившихся социально-политических условий проявился со стороны всех общественных наук. Фило­софия исследует коллектив как социальную общность людей в его отношении к личности, закономерности и тенденции соотноше­ния личного и общественного интереса и их учет в управлении развитием общества. Социальная психология интересуется зако­номерностями коллективообразования, взаимоотношениями кол­лектива и личности на психологическом уровне, структурой и становлением системы деловых и личных, интерперсональных связей и отношений. Социологи изучают коллектив как социаль­ную систему в целом и как систему более низкого порядка по отношению к системе более высокого уровня, т.е. к обществу. Юриспруденция и ее отрасль — криминалистика рассматривают коллектив как одну из разновидностей социальных групп с по­зиции среды, формирующей мотивы и условия отступления от норм общественной жизни.

Педагогику интересуют вопросы создания коллектива и исполь­зования его возможностей для всестороннего развития личности, т.е. как инструмента для целенаправленного влияния на личность не непосредственно, а опосредованно через коллектив. Основной целью воспитания, считал А.В.Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. "Мы хотим, — писал он, — воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами"1. В то же время он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особен­ности человеческой личности. Воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности, считал А.В.Луначарский. Н.К.Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ кол­лективного воспитания детей и подростков. В своих многочислен­ных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы

1 Луначарский А.В. О народном образовании. — М., 1958. — С. 445.

и показала конкретные пути формирования детского коллектива. Н.К.Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребен­ка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. Тщательную теоре­тическую проработку в ее трудах получили многие проблемы, имеющие большое практическое значение. К ним прежде всего относятся такие, как активная позиция ребенка в установлении коллективистических отношений; связь детского коллектива с широкой социальной средой и основы гуманизации межличност­ных отношений; самоуправление в детском коллективе и методи­ческие основы в его организации и др.

Теория коллективного воспитания получила практическое вопло­щение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе Первой опытной станции по народному образованию ру­ководил С.Т.Шацкий. Он на практике доказал возможность ор­ганизации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы ор­ганизации воспитанников, открывающего широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка. Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление коллективистической системы воспитания в масштабах всей стра­ны. В современной педагогической литературе он рассматривается как эксперимент, намного опередивший в то время практику вос­питания.

Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллекти­ва внес А.С.Макаренко. Он доказал, что никакой метод не мо­жет быть выведен из представления о паре: учитель + ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива. Он первым всесторонне обосновал строй­ную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гума­нистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали чет­кую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Система перспективных линий, методика параллельного действия, отношения ответствен­ной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радост­ное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения впереди Последовательное развитие идеи А. С. Макаренко получили в пе­дагогических трудах и опыте В.А.Сухомлинского. Усматривая за­дачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса как



Раздел III. Теория целостного педагогического процесса

Глава 13. Учебно-воспитательный коллектив




Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов - student2.ru единства обучения и идейной жизни воспитанников, активного взаимодействия коллектива учащихся с педагогическим коллек­тивом. В.А.Сухомлинский в основу своей воспитательной систе­мы творческого развития личности положил идею направленно­го развития у ребенка субъектной позиции. В последние десятилетия педагогические исследования были на­правлены на выявление наиболее эффективных форм организа­ции, методов сплочения и формирования воспитательных кол­лективов (Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова, М.Д.Виноградова, АВ.Муд-рик, О.С.Богданова, И.Б.Первин и др.), на разработку принци­пов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю.Гор­дин, М.П.Шульц и др.), развитие воспитательных функций кол­лектива и самоуправления в нем (В.М.Коротов и др.), разработ­ку педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С.Кузнецова, Н.Е.Щуркова и др.).

(Современная концепция воспитательного коллектива (Т.А.Ку­ракин, Л.И.Новикова, А.В.Мудрик) рассматривает его как свое­образную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята. Детский коллектив является средством достижения стоящих перед обществом воспитательных задач, а для ребенка он выступает прежде всего своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшест­вующими поколениями")

В настоящее время исследуются такие вопросы ценностной тео­рии коллектива, как массовое, групповое и индивидуальное в кол­лективе, проблема коллективного целеполагания, ведущими сре­ди которых рассматриваются приобщение к различным аспектам культуры, формирование социальной направленности личности и развитие творческой индивидуальности членов коллектива; иден­тификация и обособление в коллективе в их единстве; единство педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции; тенденции развития коллектива как субъекта воспитания и др.

Наши рекомендации