Средовая адаптация учащихся в школе; школьная дезадаптация, ее причины и способы преодоления

Школьная дезадаптация. Ее чаще всего отмечают педагоги началь-

ных классов, в которых учатся дети, с трудом осваивающиеся со школьной действительностью. Она характерна для детей 6—8-летнеговозраста, которым непонятна ситуация классно-урочной обстановки, у которых не складываются отношения с одноклассниками и на этом фоне практически отсутствует продвижение в развитии их познавательной деятельности или его темпы снижены. Такие дети нуждаются в особом внимании и помощи учителя, индивидуальном подходе к их обучению и воспитанию. Не менее важная роль стимулирования адап-

тационных возможностей этих детей принадлежит классному коллек-

тиву, его уважительному отношению к ним и поддержке.

При умении педагога строить педагогически целесообразные отно-

шения с дезадаптированными учениками, их родителями и классом

школьная дезадаптация может быть в значительной степени преодоле-

на в течение 2—4 месяцев после начала учебного года. В более тяжелых

случаях, когда у детей отмечаются стойкие негативные реакции на си-

туацию обучения в классе, необходимо получить профессиональную

консультацию у специалистов, в том числе у психолога, а в отдельных

случаях, когда у ребенка наблюдаются невротические реакции в виде

раздражительной слезливости, нервозности, агрессивности в сочетании

с нарушениями сна и аппетита, то и у психоневролога.

Различные категории детей при определенных условиях нуждают-

ся в направленной поддержке и помощи по предупреждению возник-

новения дезадаптации или ее преодоления в процессе их воспитания

и обучения. Дезадаптированные дети с паталогическими формами не-

редко нуждаются в учебно-воспитательной работе с ними в специаль-

ных образовательных учреждениях, ориентированных с учетом фак-

тора, приведшего детей к такому состоянию. Для работы с ними

нужны специальные методики и подготовленные специалисты.

Основными причинами дезадаптации человека являются груп-

пы факторов. К ним относятся: личностные (внутренние), средовые

(внешние), либо и те и другие.

Личностные (внутренние) факторы дезадаптации человека связа-

ны с недостаточной реализацией его социальных потребностей как

личности. К ним можно отнести:

• длительную болезнь;

• ограниченные возможности ребенка для общения со средой оби-

тания, людьми и отсутствие адекватного (с учетом индивидуальных

особенностей) общения с ним со стороны его окружения;

• длительную изоляцию человека независимо от его возраста (вы-

нужденная или принудительная) от среды повседневной жизнедея-

тельности;

• переключение на другой вид деятельности (длительный отпуск,

временное исполнение иных служебных обязанностей) и др.

Средовые (внешние) факторы дезадаптации человека связаны с

тем, что они являются не привычными для него, создают дискомфорт,

в той или иной степени сдерживающий личностное проявление.

К ним следует отнести:

• нездоровую семейную обстановку, подавляющую личность ре-

бенка. Такая обстановка может иметь место в семьях «группы риска»;

семьях, в которых преобладает авторитарный стиль воспитания, наси-

лие над ребенком;

• отсутствие или недостаточное внимание к общению с ребенком

со стороны родителей, сверстников;

• подавление личности новизной обстановки (приход ребенка в

детский сад, школу; смена группы, класса);

• подавление личности группой (дезадаптирующая группа) — не-

приятие ребенка коллективом, микрогруппой, притеснение, насилие

над ней и пр. Особенно это характерно для подростков. Проявление

жестокости (насилие, бойкот) с их стороны по отношению к сверстни-

кам — явление частое;

• негативное проявление «рыночного воспитания», когда успеш-

ность измеряется исключительно материальным достатком. Не умея

обеспечить достаток, человек оказывается в сложном депрессивном1

состоянии;

• негативное влияние СМИ в «рыночном воспитании». Формиро-

вание интересов, не соответствующих возрасту, пропаганда идеалов

социального благополучия и легкости их достижения. Реальная

жизнь приводит к значительному разочарованию, комплексированию,

дезадаптации. Дешевые мистические романы, фильмы ужасов и бое-

вики формируют у незрелого человека представление о смерти, как

чем-то туманном и идеализированном;

• дезадаптирующее влияние отдельной личности, в присутствии

которой ребенок испытывает большое напряжение, дискомфорт.

Такая личность называется дезадаптирующей (дезадаптирующий

ребенок — группа) — это человек (группа), который (которая) в оп-

ределенных условиях по отношению к среде (группе) либо отдель-

ной личности выступает фактором дезадаптации (влияющим на

самопроявление) и, таким образом, сдерживает его активность, спо-

собность наиболее полно реализовать себя.

' Депрессия (от лат. depressio — подавление, угнетение) — болезненное психичес-

кого состояние, проявляющееся в переживаниях тоски и отчаяния на фоне эмоциональной, интеллектуальной и двигательной заторможенности. Влечения, мотивы, волевая

активность, самооценка резко снижены. Для поведения в этом состоянии характерны

замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость.

отношению к неравнодушному к ней парню; гинерактивный ребенок

по отношению к классу; трудновоспитуемый, активно играющий

провоцирующую роль по отношению к учителю (особенно к моло-

дому) и пр.;

• перегрузку, связанную с «заботой» о развитии ребенка, не под-

ходящую его возрасту и индивидуальным возможностям и др. Такой

факт имеет место, когда неподготовленного ребенка отдают в школу

или в гимназический класс, не соответствующий его индивидуальным

возможностям; загружают ребенка без учета его физических и психи-

ческих возможностей (например, занятиями спортом, учебой в школе,

занятиями в кружке).

Дезадаптация детей и подростков приводит к различным послед-

ствиям. Чаще всего эти последствия носят негативный характер, в том

числе:

• личностные деформации;

• недостаточное физическое развитие;

' • задержка психического развития;

• возможные мозговые дисфункции;

• типичные нервные расстройства (подавленность, заторможен-

ность или возбудимость, агрессивность);

• одиночество — человек оказывается один на один со своими

проблемами. Оно может быть связано с внешним отчуждением чело-

века либо с самоотчуждением;

• проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, другими

людьми и др. Такие проблемы могут привести к подавлению главного

инстинкта самосохранения. Не умея адаптироваться в сложившихся

условиях, человек может пойти на крайние меры — суицид.

Возможно позитивное проявление дезадаптации вследствие каче-

ственного изменения среды жизнедеятельности ребенка, подростка

девиантного поведения.

Нередко к дезаптированным детям относят тех, кто, наоборот, сам

является лицом, серьезно влияющим на адаптацию другого лица

(группы лиц). В этом случае правильнее говорить о дезадаптирующем

человеке, группе.

«Дети улицы» также часто относятся к дезадаптированным.

С такой оценкой нельзя согласиться. Эти дети лучше взрослых адап-

тированы. Даже в сложных жизненных ситуациях они не спешат вос-

пользоваться предлагаемой им помощью. Для работы с ними готовят

специалистов, способных убедить их и привести в приют или другое

специализированное учреждение. Если такого ребенка забрать с

улицы и поместить в специализированное учреждение, то он первое

время может оказаться дезадаптированным. Через определенное

время трудно предсказать, кто будет дезадаптированным — он или

среда, в которой он оказался.

Высокая адаптируемость к среде новых детей девиантного поведе-

ния нередко ведет к серьезным проблемам негативного характера по

отношению к основной массе детей. Практика показывает, что встре-

чаются факты, когда появление такого ребенка требует от учителя,

воспитателя определенных защитных усилий по отношению ко всей

группе (классу). Отдельные личности вполне могут негативно воздей-

ствовать на всю группу, способствовать ее дезадаптации в учебе и дис-

циплине.

Все перечисленные факторы представляют непосредственную уг-

розу прежде всего для интеллектуального развития ребенка. Трудно-

воспитуемость, социально-педагогическая запущенность представля-

ют опасность дезадаптации самого ребенка в области воспитания,

воспитания и обучения, а также отдельных лиц, группы. Практика

убедительно доказывает, что как сам ребенок становится жертвой дез-

адаптации новой среды, так при определенных условиях он выступает

фактором дезадаптации других, в том числе и учителя.

Учитывая преимущественно негативное влияние дезадаптации на

развитие личности ребенка, подростка, необходимо вести профилак-

тическую работу по ее предупреждению. К основным путям, способ-

ствующим предупреждению и преодолению последствий дезадапта-

ции детей и подростков, относятся:

• создание оптимальных для ребенка средовых условий;

• недопущение перегрузок в процессе обучения из-за несоответ-

ствия уровня трудностей учения индивидуальным возможностям ре-

бенка и организации учебного процесса;

• поддержка и помощь детям в адаптации к новым для них усло-

виям;

• побуждение ребенка к самоактивизации и самопроявлению в

среде жизнедеятельности, стимулирующих их адаптацию и др.;

• создание доступной специальной службы социально-психоло-

гической и педагогической помощи различным категориям населения,

оказавшегося в трудной жизненной ситуации: телефоны доверия, ка-

бинеты социально-психологической и педагогической помощи, кри-

зисные стационары;

• обучение родителей, учителей и воспитателей методике рабо-

ты по предупреждению дезадаптаций и преодолению ее послед-

ствий;

• подготовка специалистов для специализированных служб соци-

ально-психологической и педагогической помощи различным катего-

риям людей в трудной жизненной ситуации.

Дезадаптированным детям необходимы усилия по оказанию или

помощи в ее преодолении. Такая деятельность направлена на преодо-

ление последствий дезадаптации. Содержание и характер социально-

педагогической деятельности определяется теми последствиями, к ко-

торым привела дезадаптация.

Наши рекомендации