Требования к результатам освоения дисциплины
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Общая педагогика и история педагогики
Направление подготовки:Педагогическое образование
Профиль подготовки:Дошкольное образование
Квалификация (степень) выпускника:бакалавр
Пермь
ПГПУ
Рецензент:
(ученая степень, звание, должность, место работы, Ф.И.О)
Автор-составитель: (уч. степень, звание, должность, Ф.И.О.)
Учебно-методический комплекс по дисциплине Общая педагогика и история педагогики составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению Педагогическое образование
Дисциплина входит в профессиональный цикл,
относится к базовой части учебного плана ООП.
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, студентов, слушателей курсов и т.д.
Согласовано:
Декан факультета ______________________________Ильина И.Ю.
Утверждено на заседании учебно-методической комиссии факультета ___________________: Протокол № _______ «___» ________________20___г. Председатель УМК _____________ | Утверждено на заседании кафедры _________________: Протокол № _______ «___» ________________20__г. Зав. кафедрой _______________ |
Для дисциплин
общеуниверситетских кафедр
Утверждено: «___» ________________20___ г. Начальник учебно-методического управления __________________ |
Содержание
Цель изучения дисциплины
Место дисциплины в структуре ООП
Требования к результатам освоения дисциплины
3.1. Принятая структура компетенций
3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
Объем дисциплины
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
5.Содержание дисциплины
5.1. Программа дисциплины
5.2. Содержание семинарских и практических занятий
5.3. Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)
Формы и методы обучения
7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
7.2. План-график самостоятельной работы студентов
7.3. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению
7.4. Тематика курсовых работ (исследовательских проектов) и методические рекомендации по их выполнению
Учебно-методическое, информационное и
Материально-техническое обеспечение дисциплины
8.1. Основная литература
8.2. Дополнительная литература
8.3. Учебно-методические материалы
8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
8.5. Материально-техническое обеспечение
Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации
9.1. Содержание и форма проведения входного контроля
9.2. Содержание и форма текущего контроля знаний
9.2.1. Формы текущего контроля знаний
9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций
9.2.3. Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентов
9.3. Содержание и форма промежуточной аттестации
Глоссарий по курсу дисциплины
Цель изучения дисциплины
содействие становлению готовности к осознанному овладению педагогической профессией и деятельностью в сфере образования на основе ориентации в ведущих теоретико-методических положений педагогической науки, опыта образовательной практики, анализа и оценки историко-педагогического процесса.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Педагогика» относится к базовой части профессионального цикла основной образовательной программы .
Требования к результатам освоения дисциплины
3.1.Принятая структура компетенций
Дисциплина «Педагогика» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО по направлению «Специальное(дефектологическое) образование», профили «Дошкольная дефектология», «Логопедия»):
-способен и готов к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, толерантности, социальной мобильности (ОК 1);
-способен к использованию нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности (ОК 7);
-способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способен к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ ( ОП 1);
-способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, выделять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности ( ОП 2);
-способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ ( ПК 1);
-способность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению, коррекционно-компенсторной работе в среде образования, здравоохранения и Ձоциальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ ( ПК );
-способен к планированию, организации собственной коррекционно-педагогической деятельности ( ПК 10)
В результате изучения дисциплины студент должен
Иметь представление о:
социальном значении педагогической профессии в современном обществе;
педагогике как науке об образовании личности;
· ведущих методологических подходах в разработке педагогической теории и практике;
· сущности и содержании отечественных и зарубежных образовательных концепций и систем;
· истории возникновения, источниках, факторах и закономерностях развития педагогической науки, образования, воспитания, обучения как социальных явлений и компонентах педагогического процесса;
· образовании в современном обществе и детерминантах его развития;
· о значении, функциях и содержании и концептуально-нормативных документов об образовании;
· основных технологиях педагогического взаимодействия, воспитания, обучения, образования личности и возможностях их применения в образовательной практике;
· организационно-методических аспектах применения средств, методов и форм организации образовательного процесса и его мониторинга;
· субъектах образовательного процесса и их взаимодействии;
· своеобразии, теоретических основах, нормативно- концетпуальных основах, целях содержании и технологических аспектах образования детей на этапе дошкольного детства;
Знать:
· сущность и социально-педагогические функции педагогической профессии;
· основные педагогические категории
· предмет, объект, функции, задачи и категориях педагогической науки, источники и факторы и перспективы ее развития;
· основные общепедагогические метапринципы ( подходы);
· теоретические и организационные основы образовательного процесса;
· ведущие подходы к отбору и структурированию содержания образования;
· закономерности и факторы возникновения и развития систем образования, педагогических концепций;
· функции и возможности социальных институтов образования личности, основы организации социального партнерства в образовании;
· структуру, функции, принципы системы образования РФ, основные направления и перспективы ее развития;
· основные педагогические (образовательные) технологии;
· цели, задачи образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении;
· основные направления образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении; средства, методы и формы их реализации;
Уметь:
определять и аргументировать свое профессионально- личностное отношение к педагогическим явлениям и процессам;
осуществлять рефлексию профессионального и личностного роста, определять перспективы профессионального самосовершенствования;
устанавливать связи между социальными и педагогическими явлениями, процессами
определять детерминанты, исторические корни современных проблем педагогической науки и практики;
анализировать и оценивать образовательный процесс в целом, и его составляющие;
применять на практике ведущие теоретические положения педагогической науки знания из сферы смежных гуманитарных наук для решения прикладных профессиональных задач;
уметь решать типовые и нестандартные педагогические задачи в совместной учебной и моделируемой профессиональной деятельности;
самостоятельно планировать, организовывать и осуществлять учебно-познавательную и профессиональную деятельность в реальных и моделируемых ситуациях;
выстраивать взаимоотношения с партнерами по учебной и моделируемой профессиональной деятельности на основе сотрудничества, взаиморазвития и толерантности;
Приобрести навыки:
· учебно-познавательные (анализа и конструирования учебной задачи, планирование учебно-познавательной деятельности, адекватный выбор средств достижения учебно-познавательной цели, вариативного использования способов решения учебной задачи самоанализа и самооценки учебно-познавательной деятельности);
· учебной коммуникации;
· работы с учебной информацией;
3.2.Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
№ п/п | Наименование раздела/темы дисциплины | Кол-во часов | Коды формируемых компетенций | ||||||||||||||
ОК-1 | ОК 7 | ОП 1 | ОП 2 | ПК 1 | ПК-2 | ПК -10 | |||||||||||
1.Общая педагогика | |||||||||||||||||
1.1Педагогическая профессия в современном обществе | 2/2 | + | + | ||||||||||||||
1.2. Педагогика как наука об образовании | + | ||||||||||||||||
1.3.Образование как фактор развития общества и личности | + | + | |||||||||||||||
1.4.Теория и методика обучения | + | ||||||||||||||||
1.3.Теоретия и методика воспитания | + | ||||||||||||||||
2. История педагогики | |||||||||||||||||
1.1. История педагогики как область научного знания | |||||||||||||||||
2.2. Этапы становления педагогики: ведущие педагогические теории, системы | |||||||||||||||||
3.Основы дошкольной педагогики | |||||||||||||||||
3.1.Дошкольная педагогика как наука об образовании человека на ступени дошкольного детства | 1/2 | + | |||||||||||||||
3.2.Дошкольное образование в системе образования РФ | 3/4 | + | + | ||||||||||||||
3.3. Теоретические и содержательные основы образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении | 5/4 | + | + | ||||||||||||||
3.4. Организационно-методические основы образовательного процесса в детском саду | 2/4 | + | |||||||||||||||
3.5. Образование и развитие ребенка дошкольного возраста в разных видах деятельности | 2/4 | + | |||||||||||||||
3.6.Образовательная среда детского сада | + | ||||||||||||||||
3.7. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с школой и семьей | + | + | |||||||||||||||
4. Социальная педагогика | |||||||||||||||||
Объем дисциплины
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Форма обучения: очная
Вид учебной работы | Количество часов по семестрам | ||
Аудиторные занятия (всего): В том числе: | |||
Лекции (Л) | |||
Практические занятия (ПЗ) | - | - | |
Семинарские занятия (СЗ) | |||
Лабораторные работы (ЛР) | |||
Самостоятельная работа (СРС) (всего) В том числе: | |||
Реферат | + | ||
Эссе | + | ||
Конспект в рабочей тетради | |||
Аналитическая таблица | + | ||
Исследовательский проект (курсовая работа) | - | ||
Другие виды самостоятельной работы | |||
Общая трудоемкость:часы/ зачетные единицы | 108/4 | 216/6 | |
Входной контроль(вид, № семестра) | тестирование | ||
Текущий контроль(вид, № семестра) | |||
Форма промежуточной аттестации(экзамен, зачет) - № семестров | экзамен | экзамен |
4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
№ п/п | Раздел/ тема | Неделя семестра | Всего час | Виды учебной работы студентов и трудоемкость (в часах) | |||||
Аудиторная работа | Сам. Работа | ||||||||
Лек. | Сем. | Пр. | Лаб. | Обяз. | Доп. | ||||
1. | 1.Общая педагогика | ||||||||
1.1. Педагогическая профессия в современном обществе | |||||||||
1.2. Педагогика как наука об образовании | |||||||||
1.3.Образование как фактор развития общества и личности | |||||||||
1.4. Теория и методика обучения | |||||||||
1.5. Теория и методика воспитания | |||||||||
Раздел 2. История педагогики | |||||||||
2.1. История педагогики как область научного знания | |||||||||
2.2. Этапы становления педагогики: ведущие педагогические теории, системы | |||||||||
Раздел 3. Основы дошкольной педагогики | |||||||||
3.1.Дошкольная педагогика как наука об образовании человека на этапе дошкольного детства | |||||||||
3.2.Дошкольное образование в системе образования РФ | |||||||||
3.3.Теоретические и содержательные основы образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении | |||||||||
3.4. Организационно-методические основы образовательного процесса в детском саду | |||||||||
3.5. Образование и развитие ребенка дошкольного возраста в разных видах деятельности | |||||||||
3.6. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с школой и семьей |
5.Содержание дисциплины
5.1. Программа дисциплины