Упражнения в простейшей самостоятельной ситуативной речи

Учить детей ТОЧНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ при рассматривании натуральных предметов, игрушек и предметных картин, НАЗЫВАЯ В ОТВЕТАХ ПРЕДМЕТ, его части, ФОРМУ и ЦВЕТ, величину предмета и его частей, материал из которого сделан, действия или состояние предмета.

Дети должны НАУЧИТЬСЯ ОТВЕЧАТЬ ОДНИМ СЛОВОМ НА КОНКРЕТНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ НАЛИЧИИ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА.

В ноябре, пользуясь моделями речи логопеда, дети учатся отвечать на вопросы словосочетаниями и нераспространенными фразами.

Режим максимального ограничения речи (15 – 25 сентября):

· Работа над постановкой дыхания

· обучение релаксации

· подача голоса

· развитие мышц лица через релаксацию

· логоритмика

· артикуляционная гимнастика

· воспитание слухового внимания

· воспитание слуховой памяти

· воспитание зрительного внимания

· воспитание произвольного поведения: выдержки, самоконтроля, сосредоточенности

· развитие мелкой моторики

Период шепотной речи (1 неделя октября) продолжение работы предыдущего периода

· игры с пением, хороводы

· координация речи с движением через подвижные игры

· воспитание голоса и мягкого голосоначала

· игры на звукоподражание

Период сопряженной речи (2, 3 неделя октября)

Период отраженной речи (4 неделя октября)

· продолжение работы предыдущего периодов

· обговаривание ситуаций, предметов, явлений, картинок, процессов, игр, атрибутов

Вопросо–ответная речь (1, 2, 3, 4 неделя ноября)

Ответы словосочетаниями (3-4 неделя)

· продолжить работу предыдущих периодов

· ответы на вопросы при наглядной опоре

· включение речи ребенка в речь взрослого, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает

· работа над сочетаниями разного характера деятельности: слушать и лепить, рисовать, вырезать и одновременно отвечать на вопрос взрослого

· учить выделять ударный гласный звук в слове, делать на него опору;

4) на занятиях происходят тренировки правильной речи и поведения заикающихся детей в разных условиях;

5) занятия организуются таким образом, чтобы ребенок говорил на них без заикания и сопутствующих нарушений;

6) занятия поддерживают у ребенка хорошее настроение, бодрость, уверенность в своих силах;

7) на занятиях с заикающимися постоянно присутствуют образцы правильной речи: самого логопеда, успешно занимающихся детей,магнитофонные записи и пластинки с выступлениями мастеров художественного слова, демонстрационные выступления ранее окончивших успешно курс логопедических занятий и др.;

8) занятия проводятся на фоне правильного отношения окружающих к заикающемуся ребенку и правильного его воспитания.

План-конспект занятия предполагает:активизацию словаря по теме «Овощи»;воспитание слухового внимания (внимания к речи);упражнение в простейшей самостоятельной ситуативной речи: ответы на вопросы одним словом при наглядной опоре. Разработан для 1 –го периода (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Квалификационное задание № 15.

АНАЛИЗ ТЕКСТА БЕСЕДЫ С РЕБЕНКОМ С НАРУШЕНИЕМ ГОЛОСА

Коля М., 6 лет.

Голос нужно беречь. Для этого нужно соблюдать следующие правила:

1.Избегай крика, визга, чрезмерно громкого смеха.

2.Кашляй, откашливайся и чихай только при необходимости. Делай это без напряжения.

3.Не создавай своим голосом неестественных шумов, таких как вокализация на вдохе, взрывной шум на твердой атаке, напряженная вокализация. Не пользуйся форсированным шепотом.

4.Старайся не говорить в шумной обстановке, например, при прослушивании громкой музыки, при езде в транспорте (в автобусе, поезде, метро и др.) и т.д.

5.Старайся не злоупотреблять острой пищей, орехами, мороженым.

6.В сильный мороз старайся не дышать ртом.

7.Голос должен иметь сбалансированный орально-назальный резонанс.

8.Не следует говорить много при ларингите.

9.Говорите только тогда, когда остальные молчат.

Ответ. Текстбеседы отражает основные общегигиенические правила, соблюдение которых позволит предотвратить возникновение расстройств голоса. Однако доносить эти правила до ребёнка шести лет следует более доступным языком.

Квалификационное задание № 12.

АНАЛИЗ ПЛАНА-КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ

ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

План-конспект занятия с детьми с общим недоразвитием речи в возрасте

Лет (III уровень речевого развития).

Тема: Лето.

Цели:

· выявление представлений у детей о лете;

· повышение уровня коммуникативных способностей детей в ходе построения диалогов по теме: «Лето»;

· закрепление умения образовывать новые слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

· воспитание умения развертывать высказывание на заданную тематику.

Оборудование: сюжетные картинки, предметные картинки и зеленые сигналы (кружки).

Ход занятия:

1. Организационный момент. Беседа:

- Какие вы знаете времена года?

- Какое сейчас время года? (Осень).

- Какое время года было до этого?

Работа с сюжетными картинками.

Детям предоставляются сюжетные картинки с изображением разных времен года. Логопед предлагает выбрать картинку, где изображено лето.

Введение в тему.

- Сейчас мы поговорим о том, чем вы занимаетесь летом. Примерный перечень вопросов: Где вы отдыхали этим летом? Кто отдыхал с вами? К кому вы ездили в гости? Кто к вам приезжал в гости? С кем ты познакомился? В какие игры вы играли?

4. Изучение нового материала. Вводная беседа:

- Какие вы знаете летние месяцы? Назовите 1-ый месяц лета. Назовите 2-ой месяц лета. Какой месяц лета последний? Какой это месяц по счету? Сколько всего месяцев?

5. Работа с сюжетными картинками.

Логопед предлагает детям составить по картинке вопросы (каждый ребёнок по вопросу). Логопед вызывает ребенка, тот задает свой вопрос, на который отвечает кто-то из детей.

6. Работа с предметными картинками:

а) на доске выставлены предметные картинки: (примерный подбор картинок: солнце, цветок, зеленое дерево, ягода, мяч, босоножки, летнее платье и т.д.);

б) навыки словообразования.

Обобщение.

- Какая погода бывает летом? Где люди проводят лето? Какие ты знаешь летние месяцы? Какое время года наступает после лета? Куда идут дети осенью?

Физкультминутка.

9. Закрепление. Игра с сигналами:

Логопед читает предложения, дети, если предложение связано с летом, поднимают зеленый кружок, если нет – красный, объясняют, почему они подняли тот или иной кружок.

Ответ. Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. В качестве ведущих задач обучения в группах для детей с ОНР (III уровень развития речи)выделяются следующие:

1) ПРАКТИЧЕСКОЕ УСВОЕНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА;

2) дальнейшее РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ;

3) формирование полноценной фонетической стороны языка: совершенствование артикуляционных навыков, фонематического слуха, звукопроизношения и слоговой структуры;

4) развитие элементарных навыков звукового анализа и синтеза;

5) овладение элементами грамоты.

Основой для проведения занятий служат знания детей об окружающей жизни в соответствии с тематикой (« Лето»). Уделяется внимание развитию познавательной деятельности. В процессе работы с сюжетными, предметными картинками, в ходе беседы, в играх дети закрепляют знания о временах года, усваивают названия летних месяцев. Обозначен словарь, который дети должны усвоить, продуманы диалоги по теме «Лето. Содержание занятия включает в себя повышение уровня коммуникативных способностей в ходе построения диалогов (основная задача развития речи состоит в том, чтобы научить детей пользоваться речью как сред­ством общения), закрепление навыков словообразования с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, умения развертывать высказывание на заданную тематику.

Наши рекомендации