Аттестация педагогических работников

Аттестация педагогических работников школ России введена в 1972 г. За время, прошедшее после первой аттестации, докумен­ты об аттестации неоднократно обновлялись, дополнялись с уче­том изменений, происходящих в системе образования. Действую­щее в настоящее время "Положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации" утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 17 июня 1993 г. № 256.

Основной целью аттестации является стимулирование деятель­ности педагогических работников по повышению квалификации, профессионализма, развитию творческой инициативы; обеспече­ние социальной защиты1. Основным средством стимулирования выступает дифференциация оплаты труда учителя. В основу про­ведения аттестации положены принципы добровольности, откры­тости, коллегиальности, обеспечивающие справедливую, объек­тивную оценку труда. Соблюдение этих принципов проявляется в процессе формирования аттестационных комиссий.

В соответствии с действующим положением создается три вида комиссий. Главная аттестационная комиссия создается органом управлением на уровне республики в составе РФ, края, области, автономного образования. Районная (окружная, муниципальная) или городская комиссия создается соответствующим органом управления образованием. Аттестационная комиссия образова­тельного учреждения создается его педагогическим советом.

Каждая комиссия рассматривает круг вопросов своей компе­тенции. Основное решение, принимаемое аттестационной комис-

сией, — это присвоение квалификационной категории. Действую­щим положением установлено три квалификационные категории — высшая категория, которую может присвоить главная аттестаци­онная комиссия; первая категория — районная (окружная, муни­ципальная) или городская комиссия; вторую категорию присваи­вает аттестационная комиссия школы.

Оценка деятельности преподавателя или руководителя осуще­ствляется по двум комплексным показателям: обобщению итогов деятельности; экспертной оценке практической деятельности.

По первому показателю учитель имеет право представить твор­ческий отчет, научно-методическую или опытно-эксперименталь­ную работу. По второму показателю он проходит психолого-пе­дагогическую экспертизу (диагностику) в различных вариантах. В некоторых школах, районных, областных комиссиях для этих це­лей используются компьютерная технология, тестирование, ме­тоды экспертных оценок. Механизм диагностирования и обобще­ния опыта педагогической деятельности уточняется и корректи­руется соответствующей аттестационной комиссией.

Аттестация учителей проводится один раз в пять лет по лично­му заявлению педагога, с указанием квалификационной категории, на которую он претендует. Но иногда аттестация может проводить­ся по инициативе администрации, совета школы или педагогиче­ского совета для определения уровня педагогической квалифика­ции учителя и его соответствия занимаемой должности.

Имеются некоторые особенности организационного характе­ра при проведении аттестации в малокомплектных сельских шко­лах. При аттестации учителей таких школ комиссии могут соз­даваться при районном отделе образования или на базе большой средней школы, являющейся, как правило, кустовым методиче­ским объединением.

Опыт проведения аттестации показывает, что успех аттестации определяется ее организацией, наличием необходимой информа­ции о предъявляемых требованиях, процедуре защиты и экспер­тизы, созданием деловой доброжелательной атмосферы. Итоги аттестации учителей являются важной основой для определения стратегии и тактики научно-методической работы в школе.

1 См.: Типовое положение об аттестации педагогических работников государ­ственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации // Вестник образования. — 1994. — № 1. — С. 35.

510 Раздел V. Основы управления педагогическими системами




Аттестация педагогических работников - student2.ru ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что означает термин "инновационные процессы" в образовании?

2. Что предполагает формирование инновационной среды в педаго­гическом коллективе?

3. Дайте характеристику основных критериев внедрения педагогиче­ских инноваций в образовательный процесс.

4. В чем смысл диагностической методики развития инновационной деятельности учителя?

5. Посетите то или иное организационно-методическое мероприятие в школе. Проанализируйте его.

6. Какова основная цель аттестации педагогических работников? Какие предусмотрены формы стимулирования деятельности учителей по результатам аттестации?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителя: Пер. с македон. — М., 1991.

Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических иссле­дований: Дидактичес.сий аспект. — М., 1982.

Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И.Шамовой*- М., 1991.

Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. — М., 1984. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. — М., 1993.

Карташов Л.И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: Организационно-управленческий аспект. — М., 1984.

Подымова Л. С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. — М., 1995. Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М.М.Поташника. — М., 1992.

Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. — М., 1991.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Слово к будущему педагогу................................................................................. 3

Раздел I. Введение в педагогическую профессию............................ '. . . 5

Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии . . .

Глава 2. Профессиональная деятельность и личность педагога 24

Глава 3. Профессиональная компетентность педагога............................ 40

Глава 4. Подготовка и профессиональное становление личности

педагога................................................................................................................. 56

Раздел II. Теоретико-методологические основы педагогики .... 72

Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке............................................ —

Глава 6. Методология и методы педагогических исследований 93

Глава 7. Аксиологические основы педагогики............................................. П1

Глава 8. Развитие, социализация и воспитание личности......................... 123

Глава 9. Содержание образования как средство развития лично­
сти и формирования ее базовой культуры.................................................. ...... 139

Раздел III. Теория целостного педагогического процесса....................... I55

Глава 10. Педагогический процесс как система и целостное явление. —
Глава 11. Закономерности и принципы целостного педагогическо­
го процесса............................................................................................................. ... 171

Глава 12. Обучение в целостном педагогическом процессе ............... 186
Глава 13. Учебно-воспитательный коллектив как форма функ­
ционирования целостного педагогического процесса............................. 211

Глава 14. Воспитание в целостном педагогическом процессе 226
Глава 15. Формирование базовой культуры личности в целостном

педагогическом процессе................................................................................... ... 240

Глава 16. Формы организации педагогического процесса...................... 274

Глава 17. Методы осуществления целостного педагогического

процесса................................................................................................................. ... 296

Раздел IV. Основы технологии целостного педагогического процесса 329

Глава 18. Педагогическая технология и мастерство учителя -~

Глава 19. Технология конструирования педагогического процесса 347

Глава 20. Технология осуществления педагогического процесса 371
Глава 21. Технология педагогического общения и установления

педагогически целесообразных взаимоотношений...................................... . 393

Раздел V. Основы управления педагогическими системами........................ 420

Глава 22. Сущность и основные принципы управления

педагогическими системами................................................................................... —

Глава 23. Основные функции управления школой........................................... 439

Глава 24. Взаимодействие социальных институтов в управлении

педагогическим процессом................................................................................... 467

Глава 25. Инновационные процессы в образовании.

Повышение квалификации учителей.................................................................. 492

Учебное издание

Виталий Александрович Сластенин,

Илья Федорович Исаев,

Александр Иванович Мищенко,

Евгений Николаевич Шиянов

ПЕДАГОГИКА

Наши рекомендации