Основные проблемы педагогической психологии

Вопросы к экзамену по педагогической психологии

Для очной формы обучения

1. Объект, предмет и задачи педагогической психологии+++++

2. Связь педагогики с психологией ++++++++

3. Предпосылки возникновения педагогической психологии+++

4. Структура педагогической психологии+++

5. Место педагогической психологии среди других наук+++

6. Основные категории педагогической психологии+++++

7. Взаимосвязь воспитания и обучения++++

8. Виды воспитания и их специфика++++

9. Компетентности и компетенции++++

10. Основные компетенции по И.А. Зимней++++

11. Компетентности по ФГОС+++

12. Личность педагога, базовые компетентности педагога+++

13. Универсальные учебные действия++++

14. Личностные, регулятивные и коммуникативные УУД++

15. Познавательные УУД+++

16. Знания, умения, навыки++++

17. Обучение и развитие++

18. Основные принципы исследования педагогической психологии++

19. Проблемы педагогической психологии++++

20. Проблема психологической готовности ребенка к обучению+++

21. История педагогической психологии

22. Теории научения в Древней Греции (Платон, Аристотель)++++

23. Теории научения: Торндайк+++++

24. Теории научения: Скиннер+++

25. Линейное, разветвленное, смешанное программирование+++

26. Эксперимент с маленьким Альбертом, выученная беспомощность++++

27. Проблемное обучение: суть, достоинства и недостатки+++++

28. Теории научения:Толмен++++

29. Теории научения: Бандура++++

30. Вальдорфская педагогика++++

31. Монтессори-педагогика+++

32. Концепция развития и обучения Выготского+++

33. Система развивающего обучения Эльконина – Давыдова++++

34. Дидактическая система Занкова++++

35. Поэтапное формирование умственных действий по Гальперину++++

36. Типы обучения исходя из ориентировочной основы действия+++++

37. Формирование мотивации учебной деятельности++++

38. Стили педагогического общения++++

39. Компоненты педагогической системы++++

40. Структура психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

2.Связь психологии и педагогики.

Роль психологии в практике обучения и воспитания была осознана задолго до оформления педагогической психологии в самостоятельную научную отрасль. Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег и др. подчеркивали необходимость построения педагогического процесса на основе психологических знаний о ребенке.

Предметом воспитания является человек, и если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях. Это означало изучение физических и психических особенностей человека, влияний "непреднамеренного воспитания" - общественной среды, "духа времени", его культуры и общественных отношений.

Психология органично связана с педагогикой, между ними существует несколько "узлов" связи

Главный узел связи - предмет этих наук. Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование детей и взрослых есть не что иное, как целенаправленное изменение этой психики (например, мышления, деятельности). Следовательно, они не могут осуществляться специалистами, не владеющими психологическими знаниями.

Второй узел связи двух наук - показатели и критерии обученности и воспитанности личности. Степень продвинутости знаний школьников регистрируется по изменениям памяти, запасов знаний, способностям использовать знания в практических целях, владению приемами когнитивной деятельности, скорости воспроизведения знаний, владению терминологией, навыками переноса знаний в нестандартные ситуации и т.п. Иначе говоря, результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик воспитуемых.

Третий узел связи - это методы исследования. Межнаучные коммуникации двух отраслей знания имеют место и в методах исследований педагогики и психологии. Многие инструменты психологического научного поиска с успехом служат решению педагогических исследовательских задач (например, cоцихометрия, парное сравнение, рейтинг, психологические тесты и др.)..

6. Категории педагогической психологии

К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему.

Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личномсти и государства.

Обучение,

Воспитание – усвоение соц. одобреных норм и правил.

Самообразование - систематическое самостоятельное усвоение знаний в различных областях.

Самовоспитание ,

знание, – как результат познания.

Умение - усвоенный субьектом способ выполнения действия

Навыки – автоматические умения.

Компетенция и компетентность.

Научение - обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта человеком .

Учение – определяется как научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого (транслируемого) его социокультурного (общественно-исторического) опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта.

Учебная деятельность - способ обучения.

7. Обучение и воспитание.

Основная задача учителя – учить.Но воспитывать– это тоже его задача. Но когда воспитывать, если он все время занят обуч ением: с утра проводит уроки, после уроков проверяет тетради и готовится к завтрашним урокам? Ответ: учитель воспитывает своих учеников в процессе обучения. Воспитывать, обучая, и обучать, воспитывая, – вот профессиональное кредо настоящего учителя. Проблема единства обучения и воспитания – это и есть проблема воспитания в процессе обучения.
Воспитательным потенциалом обладает всякое обучение. Однако в психологических исследованиях установлено, что наилучшим образом он реализуется тогда, когда учебная деятельность организуется как продуктивное учебное взаимодействие ученика с учителем, ученика с другими учениками.
В ситуации такой учебной деятельности ребенок учится не сугубо индивидуально, не изолированно от других детей в классе, а в ситуации коллективного творчества, межличностного сотрудничества в форме диалога, дискуссии и, главное, не только взаимодействуя в системе «ученик – ученик», но и в системе «ученик – учитель», когда последний «на равных» участвует в дискуссиях по выяснению научной истины. Иными словами, ребенок взаимодействует не просто как субъект с объектом, как ученик с учебным предметом, а как субъект с субъектом – с учителем и другими детьми.
В обстановке совместного интеллектуального творчества на ученых занятиях происходит не только усвоение предметного содержания изучаемого учебного материала, но и активное общение, в процессе которого, как мы знаем, идет интенсивное психическое развитие ребенка, развитие именно его мотивационно-потребностной сферы, когда он, усваивая основы человеческих взаимоотношений, задачи и мотивы человеческой деятельности, набирается личностного опыта, т. е. воспитывается. Таким образом, учебная деятельность в обстановке межличностного учебного взаимодействияобеспечивает единство обучения и воспитания. Кроме того, обучение знаниям и способам деятельности при условии их значимости для личности развивает ее нравственные, волевые и эстетические чувства. Следовательно, обучение есть вместе с тем и воспитание. В свою очередь, воспитание в любом его смысле означает формирование не только свойств личности, но и знаний, умений. Формирование мировоззрения, нравственных устоев предполагает усвоение системы знаний о мире, о социальных нормах, обучение умению этими знаниями пользоваться, воспитание ценностного к ним отношения. Последнее связано с развитием у учащихся эмоционального восприятия этих знаний и норм, формированием у них мировоззренческих и нравственных потребностей. То же относится и к воспитанию эстетических чувств, имеющих своим основанием получение информации об эстетических явлениях, обучение умению воспринимать красивое, творить его и формирование отношения к нему как к личной ценности.

Итак, обучение и воспитание как факторы развития личности содержат сходные черты и элементы. Это обусловлено тем содержанием, которое предлагается учащимся для активного усвоения. Основой различия обучения и воспитания является то, что в первом случае акцент делается на усвоении знаний и способов деятельности, а во втором - на интериоризации социальных ценностей, формировании личностного отношения к ним.

Неизбежность воспитывающего влияния обучения обусловлена, прежде всего, тем, что оно ориентировано на человека как целостную личность, либо восприимчивую к воздействиям, либо отвергающую их. Обучающие воздействия накладываются на эмоциональный строй личности, соответствующий или не соответствующий им. Только в первом случае обучение становится личностно значимым и, следовательно, воспитывающим и личностно-развивающим..

Виды воспитания

По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых выделяют авторитарное, свободное, демократичное воспитание.

По содержанию: Умственное, трудовое, физическое, нравственное, эстетическое, правовое, половое и Экономическое.

По институциональному признаку: семейное, религиозное, социальное (в узком смысле), дизсоциальное (асоциальное). Коррекционное.

Основные проблемы педагогической психологии

1. Проблема сенситивного периода. Она связана с выделением и максимально возможным использованием определенных возрастных периодов для развития тех или иных способностей или качества ребенка. В настоящее время неизвестны все сенситивные периоды развития интеллекта и личности, их начало, длительность и конец. Скорее всего, эти периоды индивидуальны и своеобразны. Возможно несколько сенситивных периодов, характерных для одних и тех же свойств в разные возрастные периоды. Пока однозначного решения этой проблемы не существует.

2. Проблема связи сознательно организованного воздействия и естественного психического развития ребенка, иными словами, проблема связи биологического созревания и обучения с развитием ребенка (помогает специально организованное обучение развитию ребенка или мешает ему).

3. Проблема общего и возрастного сочетания обучения и воспитания: какие приоритеты и в каком возрасте должны быть, как гармонично объединить процессы обучения и воспитания?

4. Проблема осуществления системного характера развития ребенка и комплексного педагогического воздействия: по каким законам должно протекать педагогическое воздействие и каковы его ключевые моменты?

5. Проблема взаимосвязи созревания и обучения ребенка, его задатков и способностей, генетической и средовой обусловленности, развития психологическиххарактеристик и поведения ребенка.

6. Проблема определения психологической готовности ребенка к сознательному обучению и воспитанию, поиск валидных средств диагностики.

7. Проблема педагогической запущенности: как отличить безнадежно отставшего в развитии ребенка от педагогически запущенного; какие дефекты в развитии устранимы на определенном этапе, а какие – нет?

8. Проблема обеспечения индивидуализации обучения: каким образом можно создать условия для индивидуального обучения (темпы, ритм усвоения знаний с ориентировкой на индивидуальные особенности ребенка), когда учебный процесс в целом носит групповой характер.

Наши рекомендации