Дополнительно рекомендуемая. Подласый И.П. педагогика: Новый курс: Учеб

Подласый И.П. педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. –М.: ГИЦ «ВЛАДОС»,2003.-Кн.1: Общие основы педагогики. Процесс обучения - С. 304-307.

Тема 5.Концепция личностно-развивающего обучения.

Литература

Основная

Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н, Шиянов / Под ред. В.А. Сластенина -2-е изд, стереотип –М.: ИЦ « Академия». -С.208-209.

Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: уч. пособие для студ. выс.уч.зав./В.В. Сериков; Под ред В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой.-М.: ИЦ 2Академия», 2008. – стр. 160-179

По результатам обсуждения групповых сообщений каждый студент заполняет схему-таблицу «Современные дидактические концепции и системы»

Сущностные характеристики Современной дидактической системы Концепция и система Л.В. Занкова Концепция и система Д.Д. Эльконина, В.В. давыдова Концепция и система П.Я. Гальперина, Н.Ф Талызиной Педоцентрическая концепция Дж. Дьюи Традиционная концепция обучения
Демократический характер отношений в систем «учитель-ученик» ( сотрудничество)          
Ориентация целей обучения на развитие и воспитание личности, приобщение ее к социокультурному опыту          
Ориентация содержания обучения на освоение способов познания и творческого преобразование действительности          
Движущие силы учения – мотивация к творчеству, самореализации, стремления к личностному росту          
Доминирование активных методов обучения и обучения в сотрудничестве          
Практикоориентарованная направленность обучения          
Субъектный характер обучения          
Преобладание взаимоконтроля в рамках общих ценностей и смыслов          
Высокая степень самостоятельности и самоорганизации учеников в процессе обучения          


Рекомендации в заполнению схемы-таблицы

Схема –таблица запонлняется студентами на семинарском занятии после обсуждения групповых сообщений. В схеме-таблице необходимо отметить наличие-отсутствие сущностных характеристик современной концепции обучения в частных, конкретных концепциях и системах.

Литература ( для подготовки по вопросам 1,2).

Основная

Педагогика. Учебное пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого –М.: Педагогическое сообщество России, 2003.- С. 128-129,135-147.

Дополнительная

Подласый И.П. педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. –М.: ГИЦ «ВЛАДОС»,2003.-Кн.1: Общие основы педагогики. Процесс обучения. - С. 307-309.

Вопросы для самоконтроля

1.Чем обусловлено появление новых концепций и систем обучения в истории развития дидактики?

2. В основу какого вида обучения положены ведущие идеи дидактической концепции Дж. Дьюи: развивающего, проблемного, дистанционного?

3.О чем свидетельствует частичное совпадение целей обучения во всех дидактических концепциях: о существовании непреходящих ценностей обучения и образования; о консерватизме практики обучения; о трудностях в перестройке устоявшейся системы обучения; о нежелании педагогов внедрять новые идеи? Аргументируйте свои предположения.

Тема 7.Виды и технологии обучения

Понятия: обучение, процесс обучения, организация процесса обучения, содержание процесса обучения, субъекты процесса обучения, цели обучения, методы и средства обучения, образовательная технология, дидактическая технология.

Вопросы для обсуждения

1.Что понимают под видом и технологией процесса обучения?

2. Как соотносятся дидактические концепции, виды и технологии обучения?

3.Охарактеризуйте позитивные и негативные стороны разных видов обучения.
4.Охарактеризуйте дидактические технологии.

Примечание: вопрос № 3 обсуждается в процессе деловой игры « виды обучения: за и против». Каждый из студентов выбирает для себя одну из предложенных ролей: разработчик конкретного вида обучения, оппонент, сторонник конкретного вида обучения, учитель-практик, ученик, родитель.

Игра организуется как диалог между участниками процесса обучения по поводу разных видов и моделей обучения (проблемное, программированное, дистанционное, эвристическое и др.). В ходе диалога каждый из студентов занимает определенную позицию в зависимости от взятой на себя роли:

-разработчик готовит краткое сообщение о сущностных характеристиках того или иного вида обучения, продумывает аргументы в защиту данного вида обучения (инновационность, роль в повышении эффективности процесса обучения, научная обоснованность и т.д.);

-сторонник дополняет и аргументирует позиции, отражающие позитивные стороны обсуждаемого вида обучения, отвечает на вопросы участников игры, опровергает аргументы оппонента;

-оппонент выдвигает, поясняет и аргументирует позиции, характеризующие негативные стороны обсуждаемого вида обучения, задает вопросы разработчику, стороннику, вступает в диалог с другими участниками обсуждения;

-учитель-практик задает вопросы участниками игры, выражает и аргументирует свою позицию по отношению к тому или иному виду обучения, аргументирует ее; выражает и аргументирует свое отношение к тому или иному виду обучения с позиций своей роли, аргументирует ее;

-ученик задает вопросы всем участникам игры, выражает и аргументирует свое отношение к тому или иному виду обучения с позиций своей роли, аргументирует ее;

-родитель выражает и аргументирует свое отношение к тому или иному виду обучения с позиций своей роли, аргументирует ее.

Каждый из участников игры готовится к ее проведению в соответствии с взятой на себя ролью: знакомится с основными видами обучения, готовить краткое выступление, аргументы, вопросы и т.д.

Помимо обозначенных ролей из состава группы студентов выбираются два эксперта. Они не принимают участия в диалоге, но заполняют на доске таблицу « Виды обучения: аргументы за и против», оценивая степень доказательности и обоснованности каждого аргумента и принимая решение о занесении его в таблицу.

Для обсуждения вопроса № 4 каждый студент готовит тезисы сообщения по одной из дидактических технологий (название и автор, ведущие теоретические основания, этапы организации дидактического процесса, приоритетные средства, методы и формы обучения): технология коллективного обучения, игровые технологии обучения, технология адаптивного обучения, технология «метод проектов».

Литература

Основная

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. –М.: ГИЦ «ВЛАДОС»,2003.-Кн.1: Общие основы педагогики. Процесс обучения. - С. 512-518.

Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: уч. пособие для студ. выс.уч.зав./В.В. Сериков; Под ред В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой.-М.: ИЦ 2Академия», 2008. – стр. 143-146, 184-190,

Дополнительная

Педагогика. Учебное пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого – М.: Педагогическое сообщество России, 2003- С. 161-165.

Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – С.Пб.: Питер, 2001. - С.356-366, 442-458.

Г.К. Селевко Современные образовательные технологии: Учебное пособие – М.: Народное образовуание, 1998 -51-60,101-108

Наши рекомендации