Введение: Технологический подход в образовании

Селевко Г.К.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Том 1

Москва

Народное образование

Рецензенты:

В.Г. Бочарова – член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, г. Москва

К.Я. Вазина– доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой профессиональных, педагогических технологий ВГИПА, г. Нижний Новгород

А.Г. Каспржак– кандидат педагогических наук, засл. учитель школ РФ, г. Москва

А.М. Кушнир– доктор психологических наук, Москва

О.Г.Левина – кандидат педагогических наук, зам. директора МОУ «Провинциальный колледж», г.Ярославль

Р.В. Овчарова– академик АПСН, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей и социальной психологии КГУ, г. Курган

Е.Н. Степанов – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики воспитания ИПКРО, г. Псков

Селевко Г.К.

Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.

Книга представляет учебно-методическое пособие нового поколения. Она состоит из двух томов, причем содержание второго тома представляет непосредственное продолжение первого; их разделение продиктовано исключительно большим объемом материала.

В двухтомнике описано около 500 технологий. Логика изложения опирается на классификацию технологий по направлению модернизации традиционной системы обучения. Кроме того, в пособии описаны не только технологии обучения, но и воспитательные и социально-воспитательные технологии, выделены в отдельную главу педагогические технологии на основе применения современных информационных средств

Методологической основой книги является концепция образовательной технологии Г.К. Селевко, согласно которой технология представляет совокупность трех основных взаимосвязанных компонентов: научного, формально-описательного и процессуально-действенного.

В каждой из технологий четко прослеживается научно-концептуальная основа, излагаются существо и особенности содержания и применяемых методик, дается необходимый материал для освоения. Характеристики технологий снабжены примерами их исторических и генетических прототипов (рубрика «Предтечи, разновидности, последователи»). В пособие также включены контрольные вопросы к содержанию глав и ответы на них.

Книга ориентирует читателя в огромном мире образовательных технологий настоящего и прошлого, а также представляет и некоторые технологии будущего. Предназначена для студентов педагогических учебных заведений, учителей и широкого круга работников образования.

© Селевко Г.К.

© Народное образование

Оглавление

Предисловие к первому тому. 8

Введение: Технологический подход в образовании. 10

I. Базовые психолого-педагогические понятия образовательных технологий. 13

1.1. Основные категории и закономерности педагогики. 13

1.2. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии. 17

1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН) 21

1.4. Способы умственных действий (СУД) 23

1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ) 24

1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН) 26

1.7. Действенно-практическая сфера личности (СДП) 27

1.8. Сфера творческих качеств (СТК) 28

1.9. Сфера психофизиологического развития (СПФР) 29

1.10. Возрастные и индивидуальные особенности личности. 29

Вопросы и задания для самоконтроля. 33

II. Теоретические основания современных образовательных и педагогических технологий 35

2.1. Современные трактовки понятия педагогической технологии. 36

2.2. Структура педагогической технологии. 38

2.3. Терминологические взаимоотношения. 40

2.4. Основные качества современных педагогических технологий. 44

2.5. Научные основы педагогических технологий. 47

2.6. Классификация педагогических технологий. 54

2.7. Описание, анализ и экспертиза педагогической технологии. 60

Вопросы и задания для самоконтроля. 65

III. Современное традиционное обучение (ТО) 67

3.1. Классическая традиционная классно-урочная технология обучения. 69

& Лекционно-семинарско-зачетная система & Лекция & Практическое занятие & Практикум & Семинар & Лабораторные работы & Казарменная педагогика

3.2. Технология классического и современного урока. 76

Урок в малочисленной сельской школе. 82

& Нетрадиционные типы урока

3.3. Пути совершенствования традиционной технологии. 85

Вопросы и задания для самоконтроля. 90

IV. Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса 91

4.1. Педагогика сотрудничества. 93

4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили. 108

4.3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека 111

4.4. Технология витагенного образования (А.С. Белкин) 114

Предтечи, разновидности, последователи. 117

& Гуманистическая психология & Гуманистическая педагогика Януша Корчака & Липецкий опыт (Липецкая образовательная гуманистическая инновационная система К.А. Москаленко – ЛОГИС) & «Справедливое сообщество» Лоуренса Кольберга & Обучение в сотрудничестве (cooperative learning) & «Школа без неудачников» У. Глассера & Технология «Школа жизни» Ш.А. Амонашвили & Проект «Подлинно гуманная педагогика» (Д. Яцутко) & Технология успешного обучения & Осуществление педагогики сотрудничества – Агишева З.М. (Йошкар-Ола, Марий-Эл), Жаренова Т.Н. (Лакинск, Владимирская обл.)

Вопросы и задания для самоконтроля. 124

V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения) 125

5.1. Игровые технологии. 128

Игровые технологии в дошкольном периоде. 131

Игровые технологии в младшем школьном возрасте. 132

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте. 133

& Организационно-деятельностныеигры & Школа-театр & Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3–7 лет «Сказочные лабиринты игры» (Воскобович В.В.) & Внеклассные ролевые игры & Финансово-экономические деловые игры & Игровые автоматы

5.2. Проблемное обучение. 141

& Частично-поисковый метод & Технология учебного исследования & Эвристическое обучение

5.3. Технология современного проектного обучения. 146

& Метод жизненных заданий, метод исканий & «Дальтон-план» Е. Паркхерст & Кейс-стади (case-study) метод

5.4. Интерактивные технологии. 153

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) 156

Технология проведения дискуссий. 159

Технология «Дебаты». 162

Тренинговые технологии. 168

& Дискурсия & «Семейный круг» (Овчарова Р.В.)& Урок – проблемный семинар (В.В. Гузеев) & Психолого-педагогическое консультирование

5.5. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов) 182

& Суггестивное обучение & Натуралистический метод & Интенсивы & Аудио-визуальный метод & Аудиалингвальный метод (Ч. Фриз и др.) & Суггестокибернетический метод & Технология «Активизация резервных возможностей личности и коллектива при освоении иностранного языка» (Г.А. Китайгородская) & «Школа памяти» С. Гарибяна

5.6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов) 186

& Использование принципа опорных конспектов (С.Д. Шевченко) & Вариативная технология применения графов (Б.И. Дегтярев) & Использование широкого ролевого участия (В.М. Шей­ман) & Технологии шаталовского типа по школьным учебным предметам

Вопросы и задания для самоконтроля. 192

VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. 193

6.1. Технология программированного обучения. 196

& Концепция программ, управляющих обучением - концепция программного обучения & Технология полного усвоения знаний& «План Келлера» («Персонализированная система обучения»)

6.2. Технологии уровневой дифференциации. 203

Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П. Гузик) 205

Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В.В. Фирсов) 207

Модель «Смешанная дифференциация» (предметно-урочная дифференциация, «модель сводных групп», «стратовая» дифференциация) 208

& Система индивидуально предписанного обучения (США) & Дифференциация обучения на основе лингвсоциокультурных типов (Г.В. Парамонов) & Дифференциация образования и формирования личности на основе латеральной асимметрии полушарий головного мозга (А.С. Потапов, Р.Ю. Ильюченок) & Соционический подход

6.3. Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова) 213

Модель «Профильное обучение». 216

& Межведомственный социально-педагогический комплекс (Г.Е. Пейсахович) & Технология дифференциации обучения по интересам в США

6.4. Технологии индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков) 223

Модель индивидуальных образовательных программ в рамках технологии продуктивного образования 228

Модель индивидуальных образовательных программ в профильном обучении. 230

& Технологии различных видов самостоятельной работы учащихся & Технология «портфолио» & Обучение на основе индивидуального стиля учения (Е.А. Александрова, М.В. Алеши­на) & Индивидуальная работа с неуспевающими & Индивидуальные компьютерные обучающие программы & Технология педагогической поддержки О.С. Газмана & Технология индивидуального обучения Ю.А. Макарова & Технологии компенсирующего обучения & «Метод проектов» & Батовская система & План Трампа & Дальтон-план & Система бригадно-индивидуального обучения & Открытая школа индивидуального обучения & Индивидуальный план в школе США

6.5. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) 239

Вертикальный вариант (Красноярский) 242

Горизонтальные варианты.. 243

& Система А. Белля и Д. Ланкастера & Классно-предметная система обучения (Карпович Д.И.) & Модели В.В. Архиповой & Взаимное обучение иноязычному чтению (по М.Г. Булановской – В.К. Дьяченко) & Предсказание В.К. Дьяченко

6.6. Технологии групповой деятельности. 250

Модель: групповая работа в классе. 251

Модель: обучение в разновозрастных группах и классах (РВГ). 255

Модели коллективного творческого решения проблем.. 257

& Бригадно-лабораторный метод & Обучение в сотрудничестве

6.7. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении. 260

Вопросы и задания для самоконтроля. 263

VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала. 265

7.1. «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов) 268

& Модель «Логика природы» (В.Р. Ильченко, К.Ж. Гуз)

7.2. «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов) 273

& Разновидности школ «Диалога культур» & Варианты использования идей «диалога культур»: МХК (Л.М. Предтеченская); интеграция литературы и истории (С.В. Селеменов, А.А. Ткаченко); четырехпредметный программный комплекс (Н.Н. Пайков, В.А. Савельев)

7.3. Укрупнение дидактических единиц – УДЕ (П.М. Эрдниев) 278

7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович) 281

& Интегрированная технология обучения математике в начальной школе (Л.Г. Пе­терсон)

7.5. Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов) 286

& Модульная школа Е.Б. Куркина - А. Ратушного & Модельный метод (технология) обучения

7.6. Технологии интеграции в образовании. 292

Интегральная образовательная технология В.В. Гузеева. 293

Модель «Технология воспитания экологической культуры». 297

& «Универсальная этика» & Русский космизм & Учение о ноосфере В.И. Вернадского & Американская социально-экологическая модель & Экологическое воспитание в школах США

Модель глобального образования. 301

Концепция холистической педагогики. 303

Концепция гражданского образования. 306

& Центр глобального образования & Патриотическое воспитание & Воспитание толерантности & Космическое миропонимание (Н.К. Рерих)

7.7. Модели интеграции содержания в учебных дисциплинах. 309

Модель «Интегрирование (объединение) учебных дисциплин». 310

Модель «синхронизации» параллельных программ, учебных курсов и тем.. 311

Модель межпредметных связей. 311

& Йена-план-школа (П. Петерсон)

7.8. Технологии концентрированного обучения. 313

Модель суггестивного погружения. 315

Модель временнóго погружения М.П. Щетинина. 316

Технология концентрации обучения с помощью знаково-символических структур. 318

Особенности идеографических моделей. 321

& Сжатый учеб­ник, конспект-учебник, учебник-реферат (В.В. Воронов) & Технология «Кластери»

7.9. Дидактическая многомерная технология В.Э. Штейнберга. 324

& Карта Ума (Т. Бьюзен)

Вопросы и задания для самоконтроля. 332

VIII. Частнопредметные педагогические технологии. 333

8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев) 335

8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев) 337

& Технология развития речи в начальной школе(Е.Ю. Коростелева)

8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин) 340

8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев) 343

& Технологии урока, основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания

8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев) 346

& УМК по математике (М.А. Холодная)

8.6. Технология музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского. 348

& Концепция музыкального развития ребенка Б.М. Теплова & Технология творческого музыкального воспитания Г.А. Струве & Методика эмоционально-образного воспитания В.В. Кирюшина

8.7. Технологии преподавания изобразительного искусства в школе. 354

& Программа «Мировая художественная культура» (Л.М. Предтеченская) & «Образ и мысль» & ИЗО в Германии

8.8. Авторские педагогические технологии «Учителей года России». 360

Авторская технология формирования нравственного выбора школьников «Учителя года – 90» А.Е. Сутормина. 363

Авторская технология преподавания физики на основе интегративного принципа «Учителя года – 91» В.А. Гербутова. 364

Авторская технология формирования музыкального мышления «Учителя года России – 92» А.В. Зарубы 366

Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России - 93» О.Г. Парамонова. 369

Авторская технология преподавания литературы «Учителя года России - 94» М.А. Нянковского 371

Авторская технология развития речи младших школьников «Учителя года России - 95» З.В. Климентовской. 372

Авторская технология развития личности учащихся при изучении французского языка «Учителя года России ‑ 96» Е.А. Филипповой. 373

Авторская технология трудового обучения и воспитания «Учителя года России ‑ 97» А.Е. Глозмана 374

Авторская технология преподавания математики «Учителя года-98» В.Л. Ильина. 375

Авторская технология музыкального воспитания «Учителя года России - 99» В.В. Шилова. 377

Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России-2000» В.А. Морара. 379

Авторская технология преподавания «Технологии» «Учителя года России – 2001» А.В. Крылова 380

Авторская технология преподавания иностранного языка «Учителя года России – 2002» И.Б. Смирнова 382

Авторская концепция преподавания истории и обществознания «Учителя года России – 2003» И.А. Карачевцева. 383

Технология воспитания в процессе обучения «Учителя года России – 2004» Е.И. Славгородского 384

8.9. Технологии учебников и учебно-методических комплексов. 386

Технология УМК «Образовательная программа «Школа 2000-2100». 390

& Учебно-методический комплект «Гармония» (Н.Б. Истомина) & Учебно-методический комплект «Начальная школа – XXI век»(Н.Ф. Виноградова) & Учебно-методический комплект «Школа России» (А.А. Плешаков) & Учебно-методический комплект «Классическая начальная школа» & Учебно-методический комплект «Сообщество» («Step by Step» - «Шаг за шагом») & Проект «Перспективная начальная школа» & Учебно-методический комплект авторизованной педагогики

Вопросы и задания для самоконтроля. 402

IX. Альтернативные технологии. 403

9.1. Технология продуктивного образования (Productive Learning) 404

& Технология продуктивного обучения в России & Санкт-Петербургский институт продуктивного обучения & Включенное обучение

9.2. Технология вероятностного образования (А.М. Лобок) 411

Альтернативная технология усвоения математики «Другая математика» А.М. Лобка. 415

& Настольные игры & Культурно-образовательное путешествие

9.3. Технология мастерских. 417

& Погружения (по Г.К. Лозанову, И.П. Иванову, М.П. Щетинину) & СтудииА.Н. Тубельского & Мастер-классы & Проектные мастерские

9.4. Технология эвристического образования (А.В. Хуторской) 423

& Метод Сократа

Предтечи, разновидности, последователи. 427

& Альтернативные начальные школы США & «Свободные школы» & Круглогодичные школы & «Неградуированные школы» & Домашние школы & «Дикие школы»

Вопросы и задания для самоконтроля. 428

X. Природосообразные технологии. 429

10.1. Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья. 431

& Спартанское воспитание & У-шу & Йога & Валеологическая модель воспитания (А.Г. Татарникова, М.И. Дро­здова) & Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» & Американская системаздорового образа жизни – ЗОЖ & Система «Детка» П.К. Иванова

10.2. Природосообразные технологии обучения чтению и письму (А.М. Кушнир) 443

Природосообразная модель обучения чтению А.М. Кушнира. 445

Модели природосообразного обучения письму А.М. Кушнира. 447

& Метод целых слов & Зрительные диктантыпо И.Т. Федоренко & Школа Олега Андреева & Методика С. Штильмана & Метод «врожденной грамотности» (О. Веровенко)

10.3. Природосообразная технология обучения иностранному языку А.М. Кушнира. 453

10.4. Технология обучения детей с признаками одаренности. 456

& Специальные учреждения для способных и одаренных детей & «Аничков лицей» (г. Санкт-Пе­тер­бург) & Модель обогащения Дж. Рензулли & Педагогика Предостав­ления Возможностей (Б.П. Никитин) & Технология воспитания и обучения детей с проблемами& «Педагогика Жизни» Т. Акбашева & Природосообразная REAL-методика преподавания Н. Масловой

Вопросы и задания для самоконтроля. 465

XI. Технологии свободного образования. 466

11.1. Технология свободной школы Саммерхилл (А. Нейлл) 468

& Модель «Справедливого Сообщества» Л. Кольберга& Школа «Эрмитаж» (Бельгия) & Школа Sudbury Valley School

11.2. Педагогика свободы Л.Н. Толстого. 471

& Декларация прав ребенка К.Н. Вентцеля & Отечественная технология свободного воспитания, основанная на идеях Л.Н. Толстого & «Толстовский класс» (Л.М. Долгова) & Тульская «Школа Толстого» & «Школа освобождающего образования» (П. Фрейре)

11.3. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер) 476

& «Центр вальдорфской педагогики» & Московская свободная вальдорфская школа (В.Н. Загвоздкин, А.А. Пинский) & Школа свободного воспитания З.М. Агишевой & Семейные школы

11.4. Технология саморазвития (М. Монтессори) 480

& Методика Е.Н. Потаповой & Московская начальная Монтессори-школа & Различные варианты Монтессори-педагогики

11.5. Технология Дальтон-план (Е. Паркхерст) 484

11.6. Технология свободного труда (С. Френе) 487

& Практические рекомендации С. Френе для малокомплектной сельской, начальной школы & Ассоциация педагогов Френе

11.7. Школа-парк (М.А. Балабан) 490

& Открытые студии в Древней Греции & «Парк открытых студий» О. Леонтьевой

11.8. Целостная модель свободной школы Т.П. Войтенко. 494

Вопросы и задания для самоконтроля. 499

Предметный указатель для 1 и 2 тома. 501

Именной указатель для 1 и 2 тома. 527

Ответы на вопросы и задания для самоконтроля. 535

Предисловие к первому тому

Со времени издания книги «Современные образовательные технологии» (Г.К. Селевко, Народное образование, 1998) прошло уже более пяти лет. Мир вступил в новое тысячелетие.

В российском образовании провозглашены сегодня принципы гуманизации, демократизации, развития, вариативности, которые дают возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по своей модели, учитывающей региональные и местные условия. Прогресс образования идет в направлении разработки различных вариантов его содержания, поиска и научного освоения новых идей и технологий, использования возможностей современной дидактики и теории воспитания в повышении эффективности образовательных структур.

Появилось множество новых педагогических течений, обучающих и воспитательных систем, технологий.

При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм – дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях всего арсенала педагогических идей прошлого, настоящего и будущего.

В этих условиях учителю, руководителю (технологу учебного процесса) необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий, для чего и предназначена эта книга, названная нами «Энциклопедией».

Книга представляет учебно-методическое пособие нового поколения. Она состоит из двух томов, причем содержание второго тома представляет непосредственное продолжение первого; их разделение продиктовано исключительно большим объемом материала. Обширнейший и богатейший материал передового педагогического опыта, инновационного движения и научных разработок представлен в классифицированном и обобщенном виде, в котором нашли отражение:

а) все основные направления развития образования;

б) все иерархические уровни образования: от метатехнологий государственного уровня до микротехнологий самовоспитания индивида;

в) все возрастные категории образовательных объектов: от младенчества до взрослого, социально зрелого возраста.

В каждой из технологий четко прослеживается концептуальная основа, особенности содержания технологии и применяемых методик, дается необходимый материал для понимания сущности процесса.

Описания технологий заимствованы из известных публикаций, наблюдений за работой передовых учителей, а также собственного многолетнего опыта работы автора. Авторскими являются и анализ, и интерпретация этих технологий. Все анализы-описания построены по единому плану и включают в себя краткую классификационную характеристику технологии, анализ ее особенностей, рекомендательный список доступных литературных источников.

Первая глава представляет описание договоренностей относительно терминологии и структуры основных психолого-педагогических понятий, которые используются в дальнейшем изложении.

Во второй главе приведен анализ понятия образовательной технологии. Рассмотрены различные толкования этого понятия, его связь с родственными понятиями педагогики. На основе критического анализа имеющейся литературы и обобщения образовательной практики предложена авторская концепция понятия «педагогическая технология».

Получили развитие идеи о многомерной, многоаспектной структуре образовательных технологий и их классификации, предложен аналитический аппарат широкого технологического подхода к образовательному процессу.

В последующих 15 главах даются краткие (концентрированные) описания образовательных технологий в системе классификации, основанной на выделенных автором направлениях модернизации традиционной технологии. «Энциклопедия» содержит 36 таблиц и 125 рисунков-схем.

В двухтомнике описано около 500 образовательных технологий, включая воспитательные и социально-воспитательные технологии. Сделаны ссылки на технологии и системы, являющиеся предтечами, разновидностями или последователями описанных технологий. В заключение раскрывается внедренческий механизм, формулируются условия оптимальной реализации той или иной образовательной технологии.

Особенностью книги «Энциклопедия образовательных технологий» является ее дидактическая направленность. К каждой главе даются контрольные вопросы с выборочными ответами, правильные ответы приводятся отдельно. Навигационный библиографический аппарат книги включает: колонтитулы, подробный предметный и именной указатели, списки рекомендуемой литературы, к некоторым параграфам даны краткие «словарики». Кроме чисто информационно-справочной функции, «Энциклопедия» может использоваться:

- как учебное пособие;

- для организации отдельных учебных курсов по педагогическим технологиям;

- при изучении отдельных разделов педагогики;

- для повышения квалификации педагогических работников и т.д.

- при организации методической работы;

- для анализа и обобщения педагогического опыта (в том числе собственного);

- при построении индивидуальных образовательных программ;

- при разработке авторских педагогических технологий, образовательных проектов;

- при разработке программ развития образовательных учреждений;

- при освоении и использования образовательных технологий в практике.

Пособие предназначено в основном для практических работников образования, поэтому рекомендованные литературные источники относятся к наиболее доступным изданиям Московских и Санкт-Петербургских издательств.

Автор выражает глубокую благодарность коллективам и руководителям инновационных школ и территорий Российской Федерации, которые вели и сегодня ведут работу по применению и дальнейшей разработке многих из описанных технологий:

– г. Ярославль – № 26 (Сибри­ков А.В., Бройде Б.А.), № 59 (Квитницкая Г.Л., За­ка­то­ва И.Н.), № 70 (Маслов Д.Е., Игнатченко Г.В.)

– Ярославская область – г. Рыбинск – № 2 (Богачев Б.Н., Беляева Л.А.), № 8 (Смир­но­ва С.В., Се­лез­нева Н.Н.), № 18 (Го­рева Н.В., Ульянова Т.С., Короткова З.М.), № 19 (Жу­рав­лев В.В., Озеров В.А., Худякова М.Н.)

– г. Уг­лич – № 8 (Тихомирова Н.А., Курзина Т.Н.)

– Первомайский МО (Лебедева Т.Н.), Пречистенская СОШ (Курсо Т.И., Горчаго­ва Г.А.)

– г. Архангельск – СОШ № 36 (Пантелеева Г.Н.)

– г. Воркута – гимназия № 5 (Мурасова А.М., Куйдан Г.В.)

– г. Иваново, частная школа «Шанс» (Замыслов С.В., Замыслова Н.Н.)

– г. Котлас Архангельской обл. – СОШ № 75 (Дунаева Н.В.)

– г. Калининград – лицей № 10 (Петропавловская С.М.), СОШ № 47 (Гнатенко О.А.)

– ст. Каневская Краснодарского края – СОШ № 2 (Колесник Т.А.)

– г. Муром Владимирской обл. – СОШ № 5 (Филоненко Л.Т.)

– г. Орск Оренбургской обл. – с.ш. № 32 (Устиченко Л.И.)

– г. Шарья Костромской обл. – СОШ № 7 (Толстоброва Т.С., Бурлакова Е.П.)

– г. Енисейск Красноярского края – СОШ № 2 (Шароглазова А.В.)

Особую благодарность автор высказывает ученым, принимавшим участие в обсуждении и рецензировании книги: член-корреспонденту РАО В.Г. Бочаровой, профессорам В.В. Новикову, Е.Н. Степанову, Р.В. Овчаровой, К.Я. Вазиной, Я.С. Тур­бов­скому, П.И. Третьякову, А.Г. Каспржаку, Н.Л. Дашниц, А.М.Кушниру,О.Г.Левиной.

Посвящаю своей жене, воплотившей образ Учителя с большой буквы, матери двоих замечательных детей, бабушке троих внуков, заботливой и умелой хозяйке – Заслуженному учителю школ РФ – Альбине Николаевне Селевко

Введение: Технологический подход в образовании

Системы образования наиболее развитых стран мира (к которым относился и бывший СССР) в последние десять-двадцать лет перешли к новому этапу, который характеризуется изменением:

– отношения к «знаниям, умениям и навыкам» как к приоритетной цели образования; это место начинают занимать ценности мышления, творчества, компетентностей личности;

– традиционных подходов к его содержанию – переход к сообразному с современным уровнем развития общества компетентностному подходу;

– иерархии целей образования: интегративные цели обучения доминируют над предметными, деятельностный подход вытесняет преподносящий;

– образовательных ценностей и смыслов: не «вы должны выучить и воспроизвести…», а «мы поможем вам овладеть и применить…»;

– характерапедагогических отношений: авторитаризм уступает место сотрудничеству, вдалбливание знаний «сверху» – партнерству в познании и деятельности.

Российское образование реформируется в соответствии с мировыми тенденциями, происходит дальнейшее развитие: предлагаются иное содержание, новые подходы, новое право, новые отношения, новое поведение.

Формируется новый педагогический менталитет:

· Формула «образование на всю жизнь» заменяется формулой «образование через всю жизнь».

· Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией.

· Методы обучения обогащаются творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

· Информационно-телекоммуникационные средства обучения и воспитания охватывают все большее образовательное пространство.

· Личностно ориентированное взаимодействие учителя с учениками становится важнейшей составляющей педагогического процесса.

· В воспитании взят ориентир на общечеловеческие духовные ценности, становление нравственного облика выпускника.

· Происходит дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, средств массовой коммуникации, микро- и макросоциума.

· Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного развития.

В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:

· от образования как трансляции к образованию как диалогу с культурой;

· от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;

· от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий, к компетентностным характеристикам личности;

· от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным, профильным и индивидуализированным программам обучения;

· от внешней мотивации учения к внутренним мотивам самосовершенствования;

· от дисциплинарно-знаниевой и принудительно-нормативной доминанты образования к доминанте саморазвития, самостроительства и самосовершенствования ребенка.

Вхождение России в мировое образовательное пространство сталкивается со многими трудностями: социальными, политическими, экономическими и др. Процессы модернизации образования не поспевают за требованиями времени.

Вместе с тем в современном российском образовании накоплен огромный потенциал: достижения психолого-педагогической науки и опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, результаты психолого-педа­го­ги­­чес­ких исследований постоянно требуют обобщения и систематизации.

Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение понятия «технология» к сфере образования, к педагогическим процессам.

Прежде всего, необходимо исходить из наиболее общего, метапредметного понимания технологии как научно и/или практически обоснованной системы деятельности, применяемой человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей. В ХХ веке технологии, основанные на достижениях физики, химии, энергетики, биологии, математики, информатики и других наук, произвели технологическую революцию.

Технологический подход в производственной сфере – представление производственных процессов как технологий – стал неотъемлемой чертой современного материального производства. Он выступает как концентрированное выражение достигнутого уровня развития, внедрения научных достижений в практику, как важнейший показатель высокого профессионализма деятельности.

Применение технологического подхода и термина «технология» к социальным процессам, к области духовного производства – образованию, культуре – это явление новое для социальной действительности в нашей стране.

Понятия «образовательный процесс», «образовательная технология» (технология в сфере образования) представляются несколько более широкими, чем понятия «педагогический процесс», «педагогическая технология», ибо образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты. Педагогика традиционно охватывает обучение и воспитание, а образование – ещё и развитие ребёнка. Однозначного толкования этих терминов не существует; так, образовательная технология иногда понимается узко – как технология учебного процесса. С другой стороны, понятие «педагогическая технология» относится, очевидно, ко всем разделам и видам непрерывного образования (дошкольное, школьное, вузовское, дополнительное, семейное, профессиональное, производственное, специальное и др.). В зарубежной литературе применение этих терминов имеет близкие написания: «technology in education» («технологии в образовании»), «technology of education» («технологии образования»), «educational technology» («педагогические технологии»). В дальнейшем изложении мы будем, иногда пренебрегая их различиями, применять и тот и другие термины как взаимозаменяющие.

Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической и социальной действительности; он позволяет:

– с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;

– анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;

– комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;

– обеспечивать благоприятные условия для развития личности;

– уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;

Наши рекомендации