Музыка, живопись, декоративно-прикладное искусство
Гуманистическая направленность специального образования заставляет искать такие средства образования и коррекции отклонений в развитии, которые были бы близки детям с ограниченными возможностями, а также давали бы положительный и достаточно быстрый эффект.
Современная специальная педагогика в поиске таких форм и средств все чаще обращается к различным видам искусства как к средству развития и коррекции.
Музыка, живопись, декоративно-прикладное искусство - эффективные средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в специальном образовании.
Т.И. Галишникова выделяет некоторые направления в применении различных видов искусства в коррекционно-педагогическом процессе:
психофизиологическое - коррекция психосоматических нарушений;
психотерапевтическое - воздействие на когнитивную и эмоционально-волевую сферы;
психологическое - выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции;
социально-педагогическое - развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественного кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве.
Использование изобразительных средств является способом выражения своих чувств, впечатлений, эмоций, своего внутреннего мира, выступает источником знаний об окружающей действительности, о мире красок, образов. Изобразительные средства помогают в коррекции нарушений эмоционального развития, зрительно-моторной координации, реализуют нравственно-эстетический потенциал, приобщают детей к творческой деятельности.
В последнее время широкое распространение получило новое направление – артпедагогика и арттерапия, коррекция и обучение при помощи разных видов искусства. Это направление позволяет детям с нарушениями развития участвовать в культурной деятельности (как одной из областей социальной жизни), способствует развитию познавательных процессов и обогащению духовной среды.
В системе специального образования широко используются музыкальные средства воспитания. Разные формы организации работы с детьми, основанные на разнообразных музыкальных средствах используются как в учебное, так и во вне учебное время, в культурно-досуговых формах работы (праздниках и развлечениях, тематических вечерах, концертах и др.). Занятия оказывают положительное влияние на совершенствование ритмико-мелодической стороны устной речи учащихся, развитие их слухового восприятия. Музыкальные средства оказывают положительное влияние на совершенствование речевой деятельности, развитие артикуляционной моторики, слухового восприятия.
Наглядные пособия
В специальном обучении особую роль играют средства наглядности:
- реальные объекты (предметы, явления, процессы);
- их изображения, с помощью которых можно сделать понятным для учащихся события, явления, процессы, не доступные непосредственному наблюдению;
- модели изучаемых объектов и явлений.
Дидактический материал, который активно используется в процессе, делится на предметный, изобразительный, словесный.
Дидактический материал должен быть составлен и подобран таким образом, чтобы наиболее полно соответствовать индивидуальным особенностям каждого ребенка с особыми образовательными потребностями.
Средства словесной наглядности (записи на доске, орфоэпические материалы, словарики, схемы речевых высказываний и т. п.) способствуют речевому развитию детей с особыми образовательными потребностями.
Особую значимость приобретает использование такого средства наглядности, как моделирование. Под моделированием понимается система действий по построению, преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы. Оно помогает развитию мыслительных операций учащихся, созданию представлений об объектах и явлениях окружающей действительности. Использование в коррекционно-образовательном процессе моделирования значительно обогащает сенсорный опыт учащихся. Учитель должен творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения.
Печатная продукция
Широко распространенным средством обучения общеобразовательной и специальной школы является использование печатной продукции – учебников, книг, пособий, рабочих тетрадей, журналов. Основное положение в этой категории учебных средств занимают учебники. Учебники для детей с отклонениями в развитии имеют свои отличительные особенности соответствующие требованиям специального образовательного процесса, зависящие от возраста, а также характера и тяжести нарушений способностей учащихся.
Он должен содержать (по определению Т.И. Галишниковой):
- пропедевтические или дополнительные разделы, фрагменты учебного материала для заполнения пробелов в знаниях об окружающем мире в соответствии с характером нарушения развития;
- средства актуализации знаний и личного опыта, активизации познавательной деятельности и мотивации учения;
- средства для развития речи и мышления ребенка в соответствии с особенностями его недостатков:
- средства для коррекции и активизации сенсомоторного развития;
- задания, упражнения для становления навыков предметно-практической деятельности;
- упражнения, направленные на формирование компенсаторных1 механизмов.
3.6 Собственная деятельность детей
Функцию средства обучения выполняет собственная деятельность детей: художественно-речевая; театрализованно-игровая и др.
Художественно-речевая деятельность помогает детям с отклонениями в развитии совершенствовать свои речевые навыки, преодолевать страх и неуверенность в процессе пользования речью, развивает способность чувствовать красоту языка, поэтического и художественного слова, духовно обогащает детей, вызывает у них интерес к литературному чтению.
Велики возможности театрализованно-игровая деятельности в плане коррекционно-педагогического воздействия. Основной язык театрального искусства — действие, основные признаки — диалог и игра. Эти особенности делают театральное искусство очень близким детям, так как игра и общение и для дошкольников, и для младших школьников, и для подростков — ведущая деятельность. Приобщение к миру театра позволяет воспитывать положительные личностные качества, нравственно-этические основы, развивать психические функции. Это помогает развитию речи, общения, познанию прекрасного, раскрытию творческого потенциала личности.
Трудовая деятельность формирует позитивное отношение к труду, развивает психические процессы, корригирует моторику, координацию движений, формирует трудовые навыки, обогащает словарный запас.