Музыка, живопись, декоративно-прикладное искусство

Гуманистическая направленность специального образования заставляет искать такие средства образования и коррекции отклонений в развитии, которые были бы близки детям с ограниченными возможностями, а также давали бы положительный и достаточно быстрый эффект.

Современная специальная педагогика в поиске таких форм и средств все чаще обращается к различным видам искусства как к средству развития и коррекции.

Музыка, живопись, декоративно-прикладное искусство - эффективные средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в специальном образовании.

Т.И. Галишникова выделяет некоторые направления в применении различных видов искусства в коррекционно-педагогическом процессе:

психофизиологическое - коррекция психосоматических нарушений;

психотерапевтическое - воздействие на когнитивную и эмоционально-волевую сферы;

психологическое - выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции;

социально-педагогическое - развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественного кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве.

Использование изобразительных средств является способом выражения своих чувств, впечатлений, эмоций, своего внутреннего мира, выступает источником знаний об окружающей действительности, о мире красок, образов. Изобразительные средства помогают в коррекции нарушений эмоционального развития, зрительно-моторной координации, реализуют нравственно-эстетический потенциал, приобщают детей к творческой деятельности.

В последнее время широкое распространение получило новое направление – артпедагогика и арттерапия, коррекция и обучение при помощи разных видов искусства. Это направление позволяет детям с нарушениями развития участвовать в культурной деятельности (как одной из областей социальной жизни), способствует развитию познавательных процессов и обогащению духовной среды.

В системе специального образования широко используются музыкальные средства воспитания. Разные формы организации работы с детьми, основанные на разнообразных музыкальных средствах используются как в учебное, так и во вне учебное время, в культурно-досуговых формах работы (праздниках и развлечениях, тематических вечерах, концертах и др.). Занятия оказывают положительное влияние на совершенствование ритмико-мелодической стороны устной речи учащихся, развитие их слухового восприятия. Музыкальные средства оказывают положительное влияние на совершенствование речевой деятельности, развитие артикуляционной моторики, слухового восприятия.

Наглядные пособия

В специальном обучении особую роль играют средства наглядности:

- реальные объекты (предметы, явления, процессы);

- их изображения, с помощью которых можно сделать понятным для учащихся события, явления, процессы, не доступные непосредственному наблюдению;

- модели изучаемых объектов и явлений.

Дидактический материал, который активно используется в процессе, делится на предметный, изобразительный, словесный.

Дидактический материал должен быть составлен и подобран таким образом, чтобы наиболее полно соответствовать индивидуальным особенностям каждого ребенка с особыми образовательными потребностями.

Средства словесной наглядности (записи на доске, орфоэпические материалы, словарики, схемы речевых высказываний и т. п.) способствуют речевому развитию детей с особыми образовательными потребностями.

Особую значимость приобретает использование такого средства наглядности, как моделирование. Под моделированием понимается система действий по построению, преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы. Оно помогает развитию мыслительных операций учащихся, созданию представлений об объектах и явлениях окружающей действительности. Использование в коррекционно-образовательном процессе моделирования значительно обогащает сенсорный опыт учащихся. Учитель должен творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения.

Печатная продукция

Широко распространенным средством обучения общеобразовательной и специальной школы является использование печатной продукции – учебников, книг, пособий, рабочих тетрадей, журналов. Основное положение в этой категории учебных средств занимают учебники. Учебники для детей с отклонениями в развитии имеют свои отличительные особенности соответствующие требованиям специального образовательного процесса, зависящие от возраста, а также характера и тяжести нарушений способностей учащихся.

Он должен содержать (по определению Т.И. Галишниковой):

- пропедевтические или дополнительные разделы, фрагменты учебного материала для заполнения пробелов в знаниях об окружающем мире в соответствии с характером нарушения развития;

- средства актуализации знаний и личного опыта, активизации познавательной деятельности и мотивации учения;

- средства для развития речи и мышления ребенка в соответствии с особенностями его недостатков:

- средства для коррекции и активизации сенсомоторного развития;

- задания, упражнения для становления навыков предметно-практической деятельности;

- упражнения, направленные на формирование компенсаторных1 механизмов.

3.6 Собственная деятельность детей

Функцию средства обучения выполняет собственная деятельность детей: художественно-речевая; театрализованно-игровая и др.

Художественно-речевая деятельность помогает детям с отклонениями в развитии совершенствовать свои речевые навыки, преодолевать страх и неуверенность в процессе пользования речью, развивает способность чувствовать красоту языка, поэтического и художественного слова, духовно обогащает детей, вызывает у них интерес к литературному чтению.

Велики возможности театрализованно-игровая деятельности в плане коррекционно-педагогического воздействия. Основной язык театрального искусства — действие, основные признаки — диалог и игра. Эти особенности делают театральное искусство очень близким детям, так как игра и общение и для дошкольников, и для младших школьников, и для подростков — ведущая деятельность. Приобщение к миру театра позволяет воспитывать положительные личностные качества, нравственно-этические основы, развивать психические функции. Это помогает развитию речи, общения, познанию прекрасного, раскрытию творческого потенциала личности.

Трудовая деятельность формирует позитивное отношение к труду, развивает психические процессы, корригирует моторику, координацию движений, формирует трудовые навыки, обогащает словарный запас.

Наши рекомендации