Вопрос. Докажите, что теория познания является методологической основой процесса обучения. Уметь

Вопрос. Развитие дедактики. знать

Термин «дидактика» (греч. didaktikos поучающий, относящийся к обучению; «didasko» искусство учить, объяснять, доказывать, учиться, наставлять) - раздел педагогики, излагающий общую теорию образования и обучения.

Дидактика (didaktos – поучающий, didasko – изучение (от греческого)) – часть педагогики, которая изучает проблемы обучения и образования (теория обучения).

Считается, что этот термин ввел немецкий педагог В. Ратке

Объект дидактики - реальные процессы обучение во всем их объемах и во всех их аспектах (закономерности, тенденции, связи, сущностные характеристики элементов и др.); образование и обучение различных категорий обучающихся в разного вида учебных заведениях.
Предмет дидактики - обучение как средство образования и воспитания человека. Это преподавание и учение в их единстве, обеспечивающее организованное педагогом усвоение обучающимися содержание образования и видов учебной деятельности; система отношений: педагог - обучающийся, обучающийся - содержательная учебная информация, обучающийся - другие обучающиеся. Многообразие этих отношений составляет сущность обучения.

Некоторые исследователи подразделяют дидактику на общую и частную.
Общая дидактика отвечает на вопросы: с какими целями, чему и как обучать обучающихся по всем учебным предметам и на всех уровнях обучения.
Частные дидактики или, как их еще называют, предметные методики разрабатывают теорию преподавания конкретных учебных дисциплин, Они исследуют процесс обучения по отдельным предметам или уровню обучения. Это спорное утверждение разделяют многие.

К основным категориям дидактики относятся:

1) преподавание – упорядоченная деятельность педагога по передаче ЗУНов, их осознании и практическом применении;

2) учение – целенаправленная, осознанная, активная, познавательная деятельность ученика, направленная на овладение основными ЗУНами и закрепление их на практике.

3) обучение – систематический целенаправленный специальноорганизованный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на передачу ЗУНов и развитие творческих способностей;

4) образование – результат обучения, система объема ЗУНов полученных в процессе обучения;

5) знания – отражение человеком объективной действительностив форме фактов, представлений и понятий науки.;

6) умения – готовность самостоятельно выполнить теоретические и практические действия.;

7) навык – автоматическое умение безошибочно и быстро выполнять действия на основе имеющихся знаний (в результате многократного выполнения определенного действия);

8) учебный предмет – область научных знаний;

9) учебный материал – содержание учебного предмета, которое определяется ГОСТом;

10) цель обучения – то, к чему стремится обучение и на что направлены его усилия;

11) содержание обучения – система научных знаний, практических умений и навыков, способов мышления и деятельности, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения;

12) метод обучения – способ достижения цели;

13) средства обучения – предметная поддержка учебного процесса (голос учителя, классное оборудование, ТСО);

14) результаты обучения – то к чему приходит обучение, конкретная реализация намеченных целей.

Основные задачи дидактики:

1) разработка проблем – чему учить, как учить, кого учить;

2) изучать закономерности учебно-познавательной деятельности учащихся и пути ее активизации в процессе обучения;

3) организация познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;

4) развивать у учащихся познавательные психические процессы и творческие способности;

5) разрабатывать более совершенные организации процесса обучения, внедрять новые обучающие технологии в обучении;

Методологическая основа процесса обучения является: раздел философии – гносеология.

Общий путь познания истины идёт от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике.

Звенья учебного процесса:

1 Подготовка к воспитанию

2 восприятие детьми нового материала

3Осмысление воспринятого материала.

4 Обобщение

5 Закрепление

вопрос. Докажите, что теория познания является методологической основой процесса обучения. Уметь

ГНОСЕОЛОГИЯ - это:

1. Раздел философских знания.

2. Философское изучение меры познания человеком мира и самого себя.

3. Изучение того, как в процессе познания происходит движение от незнания - знанию.

4. Изучение природы наших знаний, какими они есть сами по себе, в своей

“онтологической” сущности, и соотношение этих знаний с предметами и

явлениями, которые познаются.

Итак, если говорить в самом обобщенном виде, гносеология занимается изучением сознания, познания, знания.

Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.

Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества).

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

-познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);

-познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

Наши рекомендации