Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями / Под ред. Л.Г. Гусляковой, С.Г. Чудовой. -Барнаул, 1999. -98 с

5. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / У.В.Ульенкова, О.В.Лебедева. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.-176 с.

ХРЕСТОМАТИЯ К РАЗДЕЛУ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Шилов Д.С., начальник Управления реабилитационной работы и специального образования Министерства образования РФ)

Принятие Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» впервые легализует в российском образовании как составную его часть систему учреждений специального образования от дошкольного до высшего, открывает возможности ее дальнейшего совершенствования. Содержащиеся в нем нормы позволяют создать законодательную базу для удовлетворения потребностей и для реального осуществления конституционного права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение образования; юридическими, финансовыми и организационными мерами обеспечить механизм его получения.

Этим законом также создаются предпосылки развития успешно зарекомендовавшей себя во многих странах мира практики интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений. Принятие закона позволит учесть лучший отечественный и зарубежный опыт интеграции в общество значительной части детей и молодежи со специальными потребностями.

Уже в самом названии закона присутствуют не употреблявшиеся ранее в нормативно-правовых документах термины лицо с ограниченными возможностями здоровья и специальное образование. Под лицом с ограниченными возможностями здоровья понимается лицо, имеющее физический и (или) психический недостаток, который препятствует освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

Специальное образование понимается как дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия. Специальное образование обеспечивает таким лицам получение образования в соответствии с их способностями и возможностями в адекватной их здоровью среде обучения в целях адаптации (реинтеграции) в общество, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки к трудовой деятельности и семейной жизни.

Вместо употреблявшихся ранее или употребляющихся в настоящее время в иных случаях понятий «дефект», «аномалия», «отклонение» и других вводится понятие «недостаток». Он может быть физическим или психическим и должен быть подтвержден психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого (достигшего возраста 18 лет).

Уточняются понятия «физический недостаток» и «психический недостаток». Под первым понимаются подтвержденные в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека либо хронические соматическое или инфекционное заболевания.

Психический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, последствие повреждения мозга, а также нарушение умственного развития, в том числе умственная отсталость, задержка психического развития, создающие трудности в обучении.

Сложный недостаток определяется как совокупность физических и (или) психических недостатков, тяжелый недостаток – как подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, но выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным. В таких случаях возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки.

Тем самым закон отрицает используемое руководителями и специалистами органов управления образованием, руководителями образовательных учреждений понятие "дети, не подлежащие обучению". Педагогическая практика, деятельность ассоциаций родителей, имеющих детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения, глубоко умственно отсталых, с синдромом Дауна, а также детей со сложными нарушениями развития, свидетельствуют о том, что такие дети в пределах их возможностей вполне обучаемы.

Уточнены нарушения у лиц с ограниченными возможностями здоровья, для которых могут создаваться и действовать специальные образовательные учреждения:

1. с нарушениями речи – тяжелыми нарушениями речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков;

2. с нарушением слуха – неслышащих, слабослышащих и позднооглохших;

3. с нарушением зрения – незрячих, слабовидящих и поздноослепших, с косоглазием и амблиопией;

4. с нарушениями психики – задержкой психического развития, умственно отсталых, с глубокой умственной отсталостью;

5. с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

6. со сложными нарушениями, в том числе со слепоглухотой;

7. с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;

8. подверженных хроническим соматическим или инфекционным заболеваниям.

Для обучения (воспитания) лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы соответствующие специальные условия для получения образования. К их числу, согласно закону, относятся cпециальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ.

Интегрированное обучение закон трактует как совместное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями.

В ныне действующем Типовом положении о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288, в название учреждения в скобках включен термин коррекционный. В законе при определении специального образовательного учреждения этот термин опущен, так как проблемная область педагогики лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальная педагогика) выходит далеко за рамки коррекционной педагогики (см. работы Г.Ф. Кумариной, Н.М. Назаровой и других авторов).

Вводится дополнительно понятие "специальное образовательное подразделение" как структурное подразделение образовательного учреждения общего назначения, созданное для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Образовательное учреждение интегрированного обучения в соответствии с законом определяется как образовательное учреждение общего назначения, в котором созданы специальные условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья совместно с лицами, не имеющими таких ограничений.

Помимо образовательных учреждений как форма обучения названо обучение на дому. Под этим понимается освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующих образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных средств обучения.

Предусматривается также в различных формах обучение в условиях стационарного лечебного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в длительном (более чем двадцать один день) лечении в стационарных лечебных учреждениях, в соответствии с общеобразовательными программами.

Закон вводит новое понятие «государственное именное образовательное обязательство». Под ним понимается именной документ, устанавливающий обязанность органов государственной власти Российской Федерации или органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществлять в соответствии со специальными нормативами финансирование образования лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении в образовательных учреждениях всех типов и видов, независимо от форм освоения образовательных программ.

Именное образовательное обязательство открывает новые возможности для развития системы специального образования в современных социально-экономических условиях.

Именно в этих условиях весьма актуально понятие «полное государственное обеспечение» лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в государственных, муниципальных специальных образовательных учреждениях-интернатах и специальных образовательных подразделениях-интернатах государственных, муниципальных образовательных учреждений общего назначения, питанием, одеждой, обувью, мягким инвентарем, необходимым оборудованием и индивидуальными техническими средствами.

В отличие от Федерального закона «Об образовании» № 12-ФЗ от 13 января 1996 г., где в ст. 7 и 2 записано, что при реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные стандарты, в Федеральном законе о специальном образовании речь идет о специальных государственных образовательных стандартах дошкольного образования и общего образования, а также об определении «правового статуса языка жестов, системы Брайля, других специальных средств обучения, получения и передачи информации; о единых принципах и нормативах создания специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и принципах итоговой аттестации этих лиц».

Введены понятия "медико-психолого-педагогическая коррекция физического и (или) психического недостатка", "постоянная межведомственная психолого-медико-педагогическая комиссия" (в Федеральном законе "Об образовании" в ст. 50 п. 10 ошибочно указаны две комиссии – психолого-педагогическая и медико-педагогическая), что служит основанием для исправления допущенной ранее технической ошибки. ПМПК осуществляет диагностику физических и (или) психических недостатков детей, установление их прав на специальное образование и создание специальных условий для получения образования, а также консультирование родителей (иных законных представителей) по всем вопросам о физических и (или) психических недостатках детей. В целях научно-методического обслуживания психолого-медико-педагогической комиссии и разрешения конфликтов между комиссией и родителями создаются федеральные психолого-медико-педагогические центры.

Для обучения и (или) воспитания лиц со сложными и (или) тяжелыми недостатками создаются центры реабилитации различных профилей.

Введены новые понятия о логопедической службе, организуемой в образовательных учреждениях общего назначения для оказания помощи детям, имеющим различные недостатки речи; о помощнике, услугами которого вправе пользоваться во время занятий лицо с ограниченными возможностями здоровья, обучающееся в образовательном учреждении общего назначения, при наличии соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической или медико-социальной экспертной комиссий.

Все изложенное позволяет ввести в оборот как новые, так и по-новому осмысленные понятия, обеспечивая тем самым дальнейшее развитие понятийного аппарата специальной педагогики и специального образования.

Наши рекомендации