Образовательного учреждения
Тема 7. Теоретические основы и особенности педагогического процесса
в дошкольном образовательном учреждении
Основные понятия: педагогический процесс, развивающее взаимодействие, сотрудничество субъектов педагогического процесса, инновация.
Понятие педагогического процесса. Педагогический процесс дошкольного учреждения как фактор целенаправленного содействия развитию личности дошкольника. Функции и особенности педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения. Структура педагогического процесса как системы: компоненты педагогического процесса, их взаимосвязь. Принципы педагогического процесса ДОУ (целостность педагогического процесса в ДОУ как его сущностная характеристика и принцип, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, комфортность обстановки, взаимосвязь разных видов деятельности и т.д.).
Психологические основы построения педагогического процесса в детском саду: отношение к ребенку как высшей ценности, взаимосвязь воспитания образования и обучения как условие целостности педагогического процесса и целостного развития личности, общение взрослого и ребенка как развивающееся взаимодействие равноправных субъектов, как сотрудничество. А.П. Усова об особенностях воспитательно-образовательного процесса детского сада.
Концепция дошкольного воспитания (1989) о совершенствовании педагогического процесса ДОУ. Федеральные государственные требования к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы о направлениях модернизации педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения.
Гуманизация педагогического процесса в ДОУ: сущность, содержание, направления, пути реализации (общение, ориентированное на личностное и индивидуальное своеобразие каждого ребенка, установление доверительных и партнерских отношений воспитателя с детьми, ориентация на создание условий для удовлетворения ребенком актуальных возрастных потребностей, удовлетворение потребности ребенка в психологическом и эмоциональном комфорте, насыщение педагогического процесса и предметной среды культурологическим содержанием, обеспечение оптимального сочетания организованной и самостоятельной деятельности детей, гибкость педагогического процесса, обеспечение каждому ребенку успешности и возможности разнообразных достижений, учет предпочтений, интересов ребенка, предоставление ему права выбора деятельности, формы е организации, содержания взаимодействия со сверстниками и т.д.).
Педагог и ребенок как субъекты педагогического процесса. Психолого-педагогические условия формирования субъектной позиции ребенка дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Взаимодействие педагога и ребенка. Педагогическая деятельность как диалог культур педагога и ребенка.
Принципы моделирования и организации целостного педагогического процесса детского сада. Инновации в педагогическом процессе детского сада: изменение отношения к детству, к ребенку, изменение взгляда на природу детского развития, модернизация содержания и методов дошкольного воспитания и образования, разработка новых технологий воспитания и обучения, поиск новых организационных форм и т.д.
Тема 8. Цель, задачи и содержание работы с детьми дошкольного возраста
Основные понятия: государственный образовательный стандарт дошкольного образования, образовательная программа для ДОУ, примерная общеобразовательная программа, федеральные государственные требования.
Цель педагогического процесса в ДОУ. Историческая ретроспектива содержания цели воспитания детей до школы (Я.А. Коменский, И. Песталоцци, Ф. Фребель,М.Монтессори, К.Д. Ушинский, К.Н. Вентцель, Н.К. Круаская и др). Цель воспитания детей дошкольного возраста в современной дошкольной педагогике. Основные направления реализации цели содействия развитию личности ребенка дошкольника: физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социальное развитие. Целостность и гармоничность физического, социально-нравственного, умственного и художественного развития личности ребенка дошкольного возраста как закономерность и основополагающий принцип педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения.
Задачи педагогического процесса в ДОУ их связь с целью, обусловленность возрастными особенностями и возможностями развития ребенка-дошкольника.
Содержание образовательного процесса в ДОУ. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (проект): сущность, значение, структура, концептуальные основы, содержание. Образовательная программа для ДОУ как содержательная основа образовательного процесса. Виды образовательных программ для ДОУ (альтернативные – вариативные, общеразвивающие – парциальные, открытые – закрытые, федеральные – муниципальные и т.д.). Структура образовательной программы для ДОУ. Общие принципы отбора и структурирования содержания образования детей дошкольного возраста. История создания программы для ДОУ. Роль Н.К Крупской, А.В. Суворовцевой и др. в подготовке первых программ для детских садов. «Руководство для воспитателя детского сада» (1938, 1946, 1953 г.г.) – значение и особенности этого программно-методического документа. Создание единой программы воспитания детей первых семи лет жизни (1962). «Программа воспитания и обучения в детском саду» (1985). «Государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (проект, 2001). Примерная образовательная программа для ДОУ. Современные вариативные образовательные программы для ДОУ. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Образовательная область как структурный элемент основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Задачи, содержание и интегративный характер образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования: «Радуга», «Истоки», «Детство», «От рождения до школы».
Тема 9.Моделирование и планирование педагогического процесса в ДОУ
Основные понятия: моделирование, планирование, перспективное планирование, календарное планирование, календарно-перспективное планирование, готовый сценарий.
Понятия проектирования, моделирования, планирования образовательного процесса. Моделирование и планирование педагогического процесса в соответствии с современными концепциями дошкольного образования, федеральными государственными требованиями. Основные модели построения образовательного процесса в детском саду как основа проектирования и планирования педагогического процесса. Планирование как составляющая педагогического проектирования. Сущность и теоретические основы планирования педагогического процесса в ДОУ. Функция планирования – прогностическая, ориентационная, организационная. Контрольно - оценочная.
Принципы планирования: учет конкретных условий педагогического процесса (возрастной состав группы, уровень развития детей, индивидуальные особенности каждого ребенка, время года, погода и др.); взаимосвязь воспитания, образования и обучения; систематичность; последовательность; концентричность; гибкость и вариативность, конкретность, реальность.
Виды планирования воспитательно-образовательной работы: стратегическое, перспективное, календарное. Виды планов: годовой, комплексно-тематический, блочно-тематический, календарно-перспективный, календарный, сценарный.
Формы перспективного, календарного и перспективно-календарного планов: блочная (тематическая), циклограмма, картотека и др. Структура и содержание разных видов планов воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении. Содержательная основа планирования – вариативные и примерные программы воспитания, обучения и развития детей. Учет в планировании потребностей, интересов воспитанников, их актуального уровня и потенциальных возможностей развития, индивидуальных особенностей, особенностей семейного воспитания.
Учет воспитательно-образовательной работы с детьми. Значение учета. Формы учета, их содержание. Оценка в учете развития детей результатов планируемой воспитательно-образовательной работы.
Современные технологии планирования педагогического процесса в ДОУ.