Цели итоговой аттестации в форме защиты дипломных исследований

Григорьева-Голубева В.А., Комарова А. В., Платонова С. М.

Методические рекомендации

К выполнению и защите дипломных исследований по педагогике

Санкт-Петербург

В.А.Григорьева-Голубева, А.В.Комарова, С.М.ПлатоноваМетодические рекомендации к выполнению дипломных исследований по педагогике. –СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, – 2008. – 43 с.

В предлагаемых рекомендациях содержатся требования и методические указания к выполнению дипломных работ, список рекомендованной литературы. Данная работа направлена на то, чтобы помочь студентам IV и V курсов дневного отделения и V, VI курсов ОЗО факультета психологии в преодолении тех трудностей, которые возникают в процессе создания дипломного проекта по педагогике и работы над ним.

Рецензенты:

доктор пед. наук, профессор кафедры психологии и педагогики НОУ «Санкт-Петербургский институт управления и права» Коновалова Л.И.,

доктор психологических наук, профессор кафедры общей и прикладной психологии ЛГУ им. А.С. Пушкина А.Г. Маклаков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..

Раздел 1. Подготовка и оформление дипломного исследования

1.1. Цели итоговой государственной аттестации в форме защиты дипломных исследований …………………………………

1.2. Требования к выбору и формулировке темы дипломного исследования………………………………………………….

1.3. Этапы и организация работы над дипломным исследованием…

1.4. Методика выполнения дипломной работы…………………

1.4.1.Содержание введения в тему исследования………………..

1.4.2. Требования к структуре и содержанию теоретической главы педагогического исследования………………………………

1.4.3. Структура и содержание экспериментальной главы (глав) исследования………………………………………………….

Раздел 2. Система методов педагогического эксперимента

2.1. Характеристика методов педагогической диагностики…….

2.2. Методы диагностики, фиксации и оформление их результатов (наблюдение, анкетирование, опрос, анализ результатов деятельности, метод экспертных оценок)………………………………………………………..

2.3. Методы педагогического эксперимента……………………

2.4. Результативность опытно-экспериментальной работы……

Раздел 3. Оформление дипломного исследования и его защита

3.1. Оформление титульного листа

3.2. Требования к оформлению текста дипломной работы

3.3. Подготовка заключения дипломного исследования

3.4. Оформление списка литературы

3.5. Оформление приложений

3.6. Взаимодействие с научным руководителем

3.7. Подготовка и проведение защиты дипломной работы

Рекомендуемая литература…………………………………

Приложение 1. Цель, гипотеза, объект, предмет исследования

Приложение 2. Варианты оглавлений

Приложение 3. Схема рецензии научного руководителя

Приложение 4. Схема отзыва рецензента

Введение

Предложенные методические рекомендации адресованы студентам, обучающимся по специальностям «педагогика и методика начального образования», «дошкольная педагогика и психология», «социальная педагогика» и начинающим подготовку к самому объемному и значимому виду деятельности в высшем учебном заведении – дипломному исследованию. Дипломное исследование представляет собой форму соединения теоретического и практического знания, направленного на решение актуальной для современных образовательных систем проблемы. Создание дипломного исследования является творческой профессиональной деятельностью, продукт которой должен обладать оригинальностью и новизной.

Для большинства студентов включение в процесс создания дипломного проекта и дальнейшая работа над ним вызывает ряд серьезных трудностей. Предлагаемое пособие направлено на то, чтобы помочь в их преодолении и обеспечить самостоятельный характер работы студента.

Приступая к работе над созданием методических рекомендаций, авторы вычленили типичные ошибки и недочеты в дипломных работах студентов факультета психологии и постарались направить усилия на их предотвращение. Исходя из этого, в нашем пособии, в сравнении с другими, расширены разделы по выбору темы исследования, формулировке целей, задач и гипотезы, оформлению теоретической части исследования, написанию выводов и т.д. Выявленные проблемы в подготовленности студентов к осуществлению практического исследования побудили нас включить в рекомендации мини – справочник по методам исследования, способам обработки материала, подходам к его анализу.

Особенностью данных методических рекомендаций является также включение в них для иллюстрации различных положений в качестве примеров материалов из дипломных исследований студентов факультета психологии.

Рекомендации имеют подробное оглавление для того, чтобы облегчить студентам поиск ответов вопросы, возникающие в просе работы над дипломом.

Мы надеемся, что предложенное учебное пособие поможет студентам выполнить научно - исследовательскую работу эффективно и плодотворно.

Раздел 1. Подготовка и оформление дипломного исследования

Цели итоговой аттестации в форме защиты дипломных исследований

Целью итоговой государственной аттестации, проходящей в форме защиты дипломных исследований, является определение практической и теоретической подготовленности выпускников к решению профессиональных задач.

Например, государственный образовательный стандарт относит к профессиональным задачам учителя начальных классов:

- осуществление процесса обучения, воспитания и развития личности младшего школьника;

- стимулирование развития внеурочной деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических требований;

- анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования;

- повышение профессиональной квалификации;

- выполнение методической работы в составе школьного МО;

- умение решать возникающие педагогические задачи;

- поддержка контакта с родителями учащихся и оказание им помощи в осуществлении семейного воспитания.

Исходя из цели, дипломное исследование должно соответствовать содержанию основной образовательной программы, усвоенной студентом, обучающимся по той или иной специальности, за годы обучения. Предметом исследования должны быть различные аспекты профессиональной педагогической деятельности, основными видами которой являются:

- преподавательская;

- научно-методическая;

- социально-педагогическая;

- воспитательная;

- культурно-просветительская;

- коррекционно-развивающая;

- управленческая.

Дипломное исследование позволяет оценить способность выпускника решать системы задач профессиональной деятельности на репродуктивном или творческом уровне. Отсюда, первым условием выбора темы является ее соответствие получаемой профессии, когда предметом исследования становятся аспекты профессиональной деятельности учителя начальных классов (методиста дошкольного обучения и воспитания) и ее эффективность. Работа студента над дипломной темой связана с углубленным изучением теории, приведением в систему ранее приобретенных знаний и пополнением их в процессе практического решения поставленной проблемы, формированием и развитием навыков самостоятельной исследовательской деятельности, повышением педагогической и психологической эрудиции, изучением опыта работы педагогов-мастеров и других работников образовательных учреждений. Целью работы является определение возможных путей разрешения выделенной проблемы и поиск оптимального способа её решения посредством опытно-экспериментальной работы.

Исследование в педагогике – процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях, структуре, механизмах, методике и методах обучения и воспитания детей. Педагогическое исследование основывается на фактах, допускающих их эмпирическую проверку, опирается на разработанную теорию и методологию (от греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение и logos – слово, понятие). Выбор методологии состоит в определении исходной концепции, опорных теоретических положений, единого, определяющего ход и результаты исследовательского замысла, исследовательского подхода. Исследования в зависимости от применения в них эксперимента разделяются на теоретические и экспериментальные, от типа связи науки и практики – на фундаментальные, прикладные, разработки.

При проведении научно-педагогического исследования необходимо руководствоваться следующими методологическими принципами:

- исходить из объективности и детерминированности педагогических явлений – они существуют и развиваются в силу действия внутренних объективных законов, противоречий, причинно-следственных связей;

- обеспечить целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов;

- рассматривать явление в его развитии;

- изучать данное явление в его связях и взаимодействии с другими явлениями;

- рассматривать процесс развития как самодвижение и саморазвитие, обусловленное присущими ему внутренними противоречиями, выступающими как движущая сила и источник развития.

Дипломные исследования по педагогике могут выполняться в области общей и социальной педагогики, философии и истории образования, дидактики, теории и методики воспитания, современных образовательных технологий, педагогического управления и проектирования. Дипломная работа может иметь практическую, опытно-экспериментальную, а в отдельных случаях и теоретическую направленность. Это в основном касается работ, посвященных историко-педагогической проблематике. Здесь вместо глав, отражающих опытно-исследовательскую работу студента с детьми, представляются главы, содержащие исследовательско-поисковую работу студентов с архивом, историко-педагогическими документами и другими научными источниками.

Наши рекомендации