Психолого-педагогическая деятельность в службе (отделе) ранней помощи
В обязанности педагога-психолога входит оценка особенностей социально-эмоционального и когнитивного развития ребенка, оценка взаимодействия между ребенком и родителями. Работа психолога включает в себя также психологическую поддержку семьи, находящейся в ситуации кризиса, помощь в оптимизации отношений между родителями и ребенком, работу с детьми, имеющими серьезные соционально-эмоциональные проблемы и нарушения в области психического здоровья. Психолог оказывает помощь семьям, имеющим детей с особыми потребностями. Психолог также проводит профилактические программы для детей групп биологического и социального риска.
В обязанности учителя-дефектолога, логопеда, сурдопедагога, тифлопедагога входит: оценка особенностей развития ребенка, работа с семьей, участие в первичном приеме или работе медико-психолого-педагогического консилиума, углубленная оценка функциональных возможностей ребенка, составление индивидуальной программы развития ребенка, проведение индивидуальных и групповых занятий для детей с нарушениями в развитии; работа с семьей (просветительская работа, консультирование, организация и проведение практических занятий с родителями); оценка уровня развития ребенка, участие в работе междисциплинарной команды по созданию и реализации программ индивидуального сопровождения ребёнка и семьи; планирование и проведение работы по направлению ребенка и семьи в другие
структуры после окончания программы ранней помощи; взаимодействие и координация по реализации программы ранней помощи между
сотрудниками службы; систематическое повышение своей профессиональной квалификации.
Музыкальный руководитель проводит коррекционные индивидуальные занятия с детьми и занятия малыми группами, подготавливает и проводит праздники, консультирует родителей по вопросам использования музыкальных средств в воспитании ребенка.
Педагог дополнительного образования организует и проводит работу по досугу детей и родителей, ведет кружки или занятия по творческим видам деятельности.
Медицинская и техническая деятельность в службе (отделе) ранней помощи. Врач-невропатолог (психоневролог) обследует состояние нервно-психического статуса детей, назначает при необходимости лечение, следит за изменениями в состоянии каждого ребенка в процессе коррекционного воздействия. Врач педиатр, офтальмолог, сурдолог, врач ЛФК занимаются вопросами медицинского обследования, лечения и контроля за состоянием здоровья ребенка в соответствие с профилем своей работы.
Медицинская сестра обеспечивает медицинский контроль за состоянием здоровья детей группы и выполняет медицинские процедуры в соответствии с назначениями врача.
Медицинская сестра-ортоптистка осуществляет плеопто-ортопто-стереоскопическое лечение зрения.
Сурдотехник обеспечивает техническое обслуживание стационарной звукоусиливающей аппаратуры, индивидуальных слуховых аппаратов неслышащих детей, консультирует родителей по вопросам приспособления бытовой техники к нуждам обучения и воспитания дошкольников с нарушенным слухом.
Специалист по ЛФК и массажу в зависимости от назначений врача проводит индивидуальную работу с ребенком, может осуществлять работу в малых группах, консультирует и обучает родителей приемам ЛФК и массажа.
Список основной литературы:
1. Малофеев Н.Н., Разенкова Ю.А., Урядницкая Н.А. О развитии службы ранней помощи детям с отклонениями в развитии и детям-инвалидам в Российской Федерации //Дефектология.- 2007. - № 6.
2. Разенкова Ю.А. Система ранней помощи детям с отклонениями в развитии – приоритетное направление специального образования// Специальное образование: состояние, перспективы развития: Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». - 2003. – N 3.
3. Разенкова Ю.А. Становление службы ранней помощи детям-инвалидам в Российской Федерации // Здоровье и образование детей – основа устойчивого развития российского общества и государства. Научная сессия академий, Москва, 5-6 октября 2006 года. – М.: Наука, 2007.
Основная литература:
1. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие.- СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1999.
2. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследований - как основа для построения программы развития // Дефектология.- N 4.- 1997.
3. Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л. Институт коррекционной педагогики РАО: наука - практике на рубеже веков //Инновации в Российском образовании: Специальное (коррекционное) образование 1999. - М.: Управление специального образования МО и ПО Российской Федерации, 1999.
4. Разенкова Ю.А. Региональная политика в области ранней помощи: проблемы и перспективы /Дефектология, 2003, N 4.
5. Проект Программы создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии / сост.Ю.А. Разенкова, Н.Д.Шматко, Е.Л. Гончарова, О.И.Кукушкина,Н.А. Урядницкая//Дефектология, 2000, №6.С.3-9
[1] При отсутствии звукореактотеста может использоваться метод обследования слуха, не требующий аппаратурного оснащения, - «гороховые пробы» (2).
[2] рекомендации Министерства образования РФ «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» от 26.06.99. № 129/32-16