Развитие идей социального воспитания за рубежом
В первобытном обществе воспитание зарождается как целенаправленный процесс формирования личности и передачи опыта от старших поколений к младшим. Появляются старейшие для обучения детей. Существуют обряды инициации (вхождение во взрослую жизнь), дома молодежи – прообраз современных образовательных учреждений.
Основные характеристики образовательного процесса: наглядность, равенство, разделение по полу и возрасту.
В Древней Греции и Риме основные педагогические идеи, касающиеся содержания, цели образования возникли в трудах Платона (государство и общество должны заботиться о воспитании подрастающего поколения; основная забота должна быть не о завоевании новых территорий, а о воспитании, т. к. от этого зависит процветание в дальнейшем). Аристотель и Демокрит поднимали вопрос о значимости семейного (дома) и общественного воспитания (в образовательном учреждении).
Этот вопрос решался вплоть до 20 в. В Европе до сих единого мнения нет. Аристотель и Демокрит говорили о важности и того, и другого.
Квинтилиан: «Каждый ребенок должен учиться в ОУ, но до 4-6 лет должен находиться в семье».
Дальнейшее развитие идеи античных философов получили в Средние века. Меняется цель воспитания (в античности – воспитание гармоничного, добропорядочного, нравственного человека; в Средние века – познание Бога, воспитание религиозного человека).
Появляются гуманистические идеи, ставшие основополагающими в эпоху Возрождения.
Альбин Алкуин открывает собственные школы, где учили всех без исключения детей. Говорил о возвращении афинских традиций воспитания, все ограничивать религиозным воспитанием нельзя. Предлагал включать чтение религиозных текстов, мифы. Выступал за реализацию индивидуального подхода, против физических наказаний. Использовал метод Сократовской беседы (дискуссия).
Продолжает решаться проблема, что важнее: семейное или общественное воспитание. В Средние века – их сочетание. Пример домашнего воспитания:
1. Рыцарство – ребенок (мальчик) по достижении 6 лет отправлялся в семью более высокого сословия до 22 лет. Разрыв с семьей, запреты встреч с родителями, следовательно – нарушение социализации.
2. Ученичество – для ремесленников. Мальчик 5-6 лет отправлялся в ученики к ремесленнику. Сначала ученик, затем подмастерье и мастер.
Общественное воспитание в Средние века – большое количество учебных заведений – церковно-приходские школы, соборные и кафедральные школы, цеховые школы, университеты.
В эпоху Возрождения кардинальным образом меняется цель воспитания – всестороннее гармоничное развитие личности. Актуальна проблема семейного и общественного воспитания. Томас Мор «Утопия», Кампанелла «Город солнца». Описывается общество, где воспитанием детей занимается все обществою
17-18 вв – Просвещение.
Более значимые идеи, касающиеся социального воспитания, возникают в Западной Европе в 18-19 вв: соотношение семейного и общественного воспитания.
Руссо: на формирование человека влияют 3 фактора: ближайшие люди, природа и государство.
Локк: не отрицал значимость семейного воспитания, т. к. именно оно позволит учитывать индивидуальные особенности, следовательно – основная задача родителей – найти наставника. С другой стороны, не отрицал и общественное воспитание. Мы можем изменить общество через воспитание в ОУ.
В 19 в. Появляется идея о развитии новых направлений и течений в педагогике с целью решения новых социальных проблем, воспитания нового человека для нового общества. Социальная педагогика (П. Наторп), экспериментальная педагогика (Бене, Лай, Торндайк), теория свободного воспитания (Элен Кей, Я. Корчак, Штейнер, М. Монтессори), теория трудовой школы (Кершерштейнер), педагогика прагматизма (Килкпатрик, Дьюи).
Причина возникновения социальной педагогики – урбанизация: др. нормы и ценности, нет контроля со стороны взрослых. Проблемы: организация досуга, рождение социальных сирот, безнадзорные дети.
Для гармоничного развития необходимо сочетание семейного и общественного воспитания.
Социальный педагог – посредник между семьей и школой (некоторым семьям необходим помощник).
Типы соц. Воспитания (в зависимости от развития воли человека):
1 домашнее – человек безволен, сиюминутные потребности.
2 школьное
3 свободное самовоспитание – дальнейшее самосовершенствование
Социальная педагогика Пауля Наторпа
Свой труд «Социальная педагогика» издал в 1898 г. Дает определение понятию социальная педагогика – это наука, которая исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа; наука, которая решает проблемы воспитания и образования подрастающего поколения в широком социально-филосовском контексте.
Основа его социальной педагогики: человек становится человеком только благодаря человеческому общению. Основой общественного воспитания Наторп считал семейное воспитание. Только семья в состоянии обеспечить индивидуализацию образования и всей общественной жизни ребенка, необходимую для дальнейшего развития, что невозможно достичь в условиях казенного воспитания и механического обучения. Каждый ребенок должен свободно развиваться в соответствии со своими возможностями и способностями, но это не означает одинаковость. Поэтому предлагал в дошкольном возрасте отдавать предпочтение семейному воспитанию, а затем отдавать ребенка в специальную школу. Такая школа должна быть единой для всех слоев населения, которая будет способствовать ликвидации классовых противоречий.