Иоганн Генрих ПЕСТАЛОЦЦИ
Название труда | Время создания |
Годы жизни _________________
Основные труды Песталоцци
Основные этапы жизни и педагогической деятельности
Содержание этапа | Период времени |
Научные идеи и методические разработки Песталоцци, существенно обогатившие педагогику
В XIX педагогическая теория бурно развивается в Германии, где развернули свою деятельность выдающиеся немецкие педагоги И.Ф. Гербарт и А. Дистервег.
Иоганн Фридрих Гербарт родился в1776 году. Закончил университет и стал воспитателем детей в семье швейцарского аристократа. Работал в должности профессора в Кенигсбергском университете, читал лекции по педагогике и психологии, руководил семинарией для подготовки учителей. При семинарии создал опытную школу, в которой сам преподавал ученикам математику.
Свою педагогическую теорию Гербарт представил в произведениях «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания», «Учебник психологии», «Письма о приложении психологии к педагогике», «Очерк лекций по педагогике».
Философские и психологические основы педагогики Гербарта раскрываются в следующих основных положениях.
1. Правильно поставленное обучение имеет воспитывающий характер. Гербарт ввѐл в педагогику термин воспитывающее обучение.
2. Цель воспитания заключается в формировании добродетельного человека.
3. Управление имеет своей задачей не будущее ребѐнка, только поддержание порядка. Необходимо применять разнообразные приказания и запрещения. Большое место среди средств управления детьми Гербарт отводит наказаниям, в том числе и телесным.
4. Обучение должно основываться на многосторонности интересов. Одни из них направлены на познание окружающей действительности, другие – общественной жизни.
5. Гербарт разработал теорию ступеней обучения: 1) ясность, 2) ассоциация, 3) система, 4) метод.
6. К средствам нравственного воспитания Гербарт относил следующее: удерживать воспитанника (послушание), определять воспитанника (собственный опыт), устанавливать чѐткие правила поведения, поддерживать в душе воспитанника спокойствие и ясность, волновать душу ребѐнка одобрением и порицанием.
Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег родился в 1790 г. В семье чиновника-юриста. Закончил университет, получил степень доктора философии. Посвятил себя делу образования народа и длительное время возглавлял учительские семинарии. Плодотворную педагогическую деятельность Дистервег успешно совмещал с большой литературной и методической работой. Он издал «Руководство к образованию немецких учителей», также свыше двадцати учебников и руководств по математике, немецкому языку, географии, астрономии.
Дистервег много сделал для улучшения дела подготовки учителей начальных школ и для профессионального объединения немецких народных учителей.
Важнейшим принципом воспитания Дистервег считал природосообразность – следование за процессом естественного развития человека, это учѐт возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Воспитание носит культуросообразный характер – при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек.
Высшую цель воспитания Дистервег определял как «самодеятельность на служении истине, красоте и добру».
Главная задача обучения – развитие умственных сил и способностей детей. Обучение должно способствовать всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию.
Дистервег создал дидактику развивающего обучения. Еѐ основные требования он изложил в виде 33 законов и правил обучения.
Развитие детской самодеятельности в процессе обучения, вооружения учащихся знаниями может лишь при руководящей роли учителя. Успех обучения определяется учителем, а не учебником или методом.
В английской педагогической мысли XIX в. оригинальностью и гуманистической направленностью педагогических идей отличался социалист-утопист Р. Оуэн..
Роберт Оуэн родился в 1771 г. В семье ремесленника в Шотландии. Отличаясь недюжинными способностями, в двадцать лет стал руководителем крупного предприятия. Исходя из положения, что каждый человек является продуктом окружающей его среды, Оуэн улучшил условия жизни и труда рабочих: сократил рабочий день, увеличил заработную плату, построил для рабочих новые жилища.
Оуэн создал школу для маленьких детей. Здесь дети учились пению и танцам, много времени проводили на свежем воздухе. Большое значение придавалось воспитанию детей в духе коллективизма. С десятилетнего возраста дети посещали вечернюю школу, а днѐм работали на фабрике. Оуэн осуществлял соединение обучения с производительным фабричным трудом детей.
Особенностью учебно-воспитательных учреждений Оуэна было отсутствие в них традиционного религиозного обучения.
В своѐм труде «Новый взгляд на общество, или Опыты об образовании человеческого характера», в котором утверждает, что характер человека определяется независимыми от его воли условиями окружающей среды. Новая организация общества будет достигнута путѐм воспитания и просвещения народа. Появятся новые люди, которые мирным путѐм установят социалистические отношения. Воспитание будет всесторонним, образование – подлинно научным. Умственное образование будет соединено с физическим воспитанием и производительным трудом. Нравственное воспитание будет осуществляться в духе коллективизма.
Литература
1. Андреева И.Н. Философия и история образования. – М., 1999.
2. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999.
3. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. – М., 1992.
4. История педагогики: В 2-х ч. – М., 1995.
5. Коджаспирова Г.М. История и философия образования. – М., 1998.
6. Константинов Н.А., Медынский Е.Н. История педагогики: Учебник для студентов пед. институтов.-М.,1982.
7. Латышина Д.И. История педагогики.-М.,2003.
8. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. – М., 1983.
9. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов.-М.,1981.
10. Педагогическое наследие / Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо.-
М.,1989.
11. Степашко Л.А. Философия и история образования// Учебное пособие.-М.,1999.