Результаты контрольных испытаний после эксперимента
Результаты контрольных испытаний представлены в таблицах 3 и 4.
Таблица 3
Результаты контрольных испытаний детей 11-12 лет на конечном этапе подготовки.(28.11.2015)
Ф.И. ученика | Тест №1 (раз) | Тест №2 (раз) | Тест №3 (раз) | Тест №4 (раз) | Тест №5 (см) | Тест №6 (раз) | Тест №7 (с) | Тест №8 (балл) | Тест №9 (с) | Тест №10 (балл) |
Неронова Нелли | 10.9 | 20.0 | ||||||||
Сокур Анастасия | 10.4 | 21.2 | ||||||||
Шаповалова Екатерина | 11.8 | 19.4 | ||||||||
Чехова Любовь | 12.9 | 18.3 | ||||||||
Аноховская Кристина | 10.8 | 18.6 | ||||||||
Тропникова Альбина | 11.4 | 18.2 | ||||||||
Нозикова Елена | 12.8 | 18.3 | ||||||||
Средний результат | 13.1 | 5.7 | 6.4 | 155.5 | 11.57 | 19.1 |
Из таблиц 3 видно, что прогресс физического развития у баскетболистов за три месяца достиг хороших результатов. В конкретности каждого контрольного упражнения:
1. При передачи мяча в парах девочки улучшили свои результаты. Передачи стали более резкими и точными.
2. В бросках из под кольца одной рукой ученицы достигли большего количества попаданий и совершенствовали технику выполнения броска.
3. Количество попаданий штрафного броска увеличилось в ходе эксперимента.
4. При броске в кольцо после двух шагов девочки показали правильную технику выполнения упражнения и количество попаданий в кольцо улучшилось.
5. При прыжках в длину ученицы в ходе эксперимента добились улучшения скоростно-силовых способностей.
6. Количество прыжков на скакалке за 30 секунд увеличилось.
7. Упражнение «Челночный бег» шестикассницы после эксперимента выполнили его быстрее, что доказывает улучшение скоростно-силовых способностей.
8. У девочек не вызывало трудностей в ведении мяча одной рукой.
9. В данном упражнении ученицы владели правильной техникой ведения мяча с высоким и низким отскоками.
10. Правильная техника выполнении упражнения, со своевременной сменой рук ведения мяча.
Таблица 4
Результаты контрольных испытаний детей 11-12 лет на конечном этапе подготовки.(28.11.2015)
Ф,И, ученика | Тест №1 | Тест №2 | Тест №3 | Тест №4 | Тест №5 | Тест №6 | Тест №7 | Тест №8 | Тест №9 | Тест №10 | ||||
(раз) | (раз) | (раз) | (раз) | (см) | (раз) | (с) | (балл) | (с) | (балл) | |||||
Ершов Иван | 11,9 | 18,2 | ||||||||||||
Байбородин Саша | 10,2 | 16,3 | ||||||||||||
Исаев Леонид | 10,1 | 15,8 | ||||||||||||
Попов Артем | 11,2 | |||||||||||||
Нечаев Дима | 10,2 | 16,2 | ||||||||||||
Федотов Павел | ||||||||||||||
Гайслер Яков | 10,9 | |||||||||||||
Средний результат | 15,14 | 9,14 | 6,43 | 7,57 | 170,43 | 51,29 | 10,64 | 5,00 | 16,79 | 5,00 | ||||
Из таблиц 4 видно, что прогресс физического развития у баскетболистов за три месяца достиг высоких результатов. В конкретности каждого контрольного упражнения:
1. При передачи мяча в парах мальчики улучшили свои результаты. Передачи стали резкими и точными.
2. В бросках из под кольца одной рукой ученики достигли большего количества попаданий и совершенствовали технику выполнения броска.
3. Количество попаданий штрафного броска увеличилось в ходе эксперимента. Броски стали точными.
4. При броске в кольцо после двух шагов шестиклассники показали правильную технику выполнения упражнения и количество попаданий в кольцо улучшилось.
5. При прыжках в длину ученики в ходе эксперимента добились улучшения скоростно-силовых способностей.
6. Количество прыжков на скакалке за 30 секунд увеличилось.
7. Упражнение «Челночный бег» мальчики после эксперимента выполнили его быстрее, что доказывает улучшение скоростно-силовых способностей.
8. У учеников не вызывало трудностей в ведении мяча одной рукой.
9. В данном упражнении ученики владели правильной техникой ведения мяча с высоким и низким отскоками.
10. Правильная техника выполнении упражнения, со своевременной сменой рук ведения мяча.
Динамика изменения результатов
Таблица 5
Сводная таблица достоверности различия результатов
контрольных испытаний выполняемых учащимися 11-12 лет
Тест | Результаты до эксперимента | Результаты после эксперимента | Различия результатов | Достоверность |
11 (раз) | 13.1 (раз) | 2.1 (раз) | р < 0,05 | |
4.4 (раз) | 8 (раз) | 3.6 (раз) | р < 0,05 | |
3.7 (раз) | 5.7 (раз) | 2 (раз) | р < 0,05 | |
4.2 (раз) | 6.4 (раз) | 2.2 (раз) | р < 0,05 | |
153.1 (см) | 155.5 (см) | 2.4 (см) | р < 0,05 | |
46.7 (раз) | 51 (раз) | 4.3 (раз) | р < 0,05 | |
12.3(с) | 11.57(с) | 0.73 (с) | р < 0,05 | |
5(балл) | 5(балл) | Не изм. | - | |
20.9(с) | 19.1(с) | 1.8 (с) | р < 0,05 | |
5(балл) | 5(балл) | Не изм. | - |
Таблица 6
Сводная таблица достоверности различия результатов
контрольных испытаний выполняемых учащимися 11-12 лет.
Тест | Результаты до эксперимента | Результаты после эксперимента | Различия результатов | Достоверность |
12.7(раз) | 15.1(раз) | 2.4 (раз) | р < 0,05 | |
7.1(раз) | 9.1(раз) | 2 (раз) | р < 0,05 | |
5.2(раз) | 6,43(раз) | 1,23 (раз) | p<0,05 | |
5.5(раз) | 7.5(раз) | 2 (раз) | р < 0,05 | |
163.1(см) | 166.4(см) | 3.3 (см) | р < 0,05 | |
44.2(раз) | 49.1(раз) | 4.9 (раз) | р < 0,05 | |
11.1(с) | 10.64(с) | 0.46 (с) | p<0,05 | |
5 (балл) | 5(балл) | Не изм. | - | |
18.4(с) | 16.7(с) | 1.7 (с) | р < 0,05 | |
5 (балл) | 5(балл) | Не изм. | - |
Из таблиц видно,что применение экспериментальной методики для формирования техники игры в баскетбол позволяет получить достоверные положительные результаты (при р<0,05).
Заключение
В своей основе исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы:
1. Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств.
В связи с подростковым возрастом возникают проблемы обучения игре баскетбол, благодаря этому возникает вопрос использования определенных методов обучения.
Успешность учебного процесса в целом зависит от умения педагога построить каждое занятие, руководствуясь соответствующими принципами обучения и используя средства и методы обучения и организации занимающихся.
2. Для обучения элементам игры в баскетбол школьников 11-12 лет могут использоваться следующие упражнения:
- упражнения с баскетбольным мячом (передачи в парах);
- ведение баскетбольного мяча правой и левой рукой;
- броски баскетбольного мяча в кольцо;
- упражнения на развитие выносливости;
- упражнения, направленные на развитие координационных способностей.
В ходе систематических занятий, с использованием упражнений появился прогресс в освоении и совершенствовании технических качеств игрока, улучшения его результативности в игровой практике.
3. Применение экспериментальной методики для формирования техники игры в баскетбол позволяет получить достоверные положительные результаты (при р<0,05).
3.1. Различия результатов контрольных испытаний девочек:
- ученицы улучшили свои результаты в передаче мяча в парах двумя руками от груди на месте за 15 с на 2,1 раза;
- девочки улучшили свои результаты в бросках из под кольца одной рукой на 3,6 раза;
- ученицы улучшили свои результаты в количестве попаданий штрафного броска на 2 раза;
- ученицы улучшили свои результаты при броске в кольцо после двух шагов на 2,2 раза;
- девочки улучшили свои результаты при прыжках в длину на 2,4 см;
- ученицы улучшили свои результаты в количество прыжков на скакалке за 30 секунд на 4,3 раза;
- девочки улучшили свои результаты в упражнении «Челночный бег» на 0,73 с;
- при ведении мяча одной рукой девочки не показали изменений;
- ученицы улучшили свои результаты при выполнении упражнения «Звезда» на 1,8 с;
- в выполнении упражнения «Змейка» не показали изменений;
3.2. Различия результатов контрольных испытаний выполняемых мальчиками:
- мальчики улучшили свои результаты в передаче мяча в парах двумя руками от груди на месте за 15 с на 2,4раза;
- ученики улучшили свои результаты в бросках из под кольца одной рукой на 2 раза;
- мальчики улучшили свои результаты в количестве попаданий штрафного броска на 1,23(раза);
- ученики улучшили свои результаты при броске в кольцо после двух шагов на 2 раза;
- ребята улучшили свои результаты при прыжках в длину на 3,3 см;
- ученики улучшили свои результаты в количество прыжков на скакалке за 30 секунд на 4,9(раза);
- ребята улучшили свои результаты в упражнении «Челночный бег» на 0,46 с;
- при ведении мяча одной рукой ученики не показали изменений;
- ученики улучшили свои результаты при выполнении упражнения «Звезда» на 1,7 с;
- в выполнении упражнения «Змейка» не показали изменений.
Практическая значимость: результаты исследования представляют интерес, прежде всего, учителей физической культуры и студентов-практикантов, а также тренеров учреждений дополнительного образования.
Литература
1. Андреев В.И. Организация в учебном процессе.- М.: 2008г.
2. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: КноРус, 2011 г.
3. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. – М.: ФиС, 2009г.
4. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. М., 2008. – 32 с.
5. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. - М.: Академия, 2011 г.
6. Дуткевич Т.В.Детская психология. – режим доступа: http://uchebnikionline.com Веб-сайт:
7. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету "Физическая культура". - М.: Академия, 2008 г.
8. Железняк Ю.Д. Портнов Ю.М. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения. - М.: Академия, 2010
9. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. - М.: Советский спорт, 2009 г.
10. Краузе Д., Мейер Д., Мейер Дж. Баскетбол – навыки и упражнения. М. АСТ. Астрель. 2008. 216 с.
11. Лях В.И. Физическая культура: 10-11 кл.. - М.: Просвещение, 2006
12. Методика обучения игры в баскетбол. – режим доступа: http://avangardsport.at.ua/blog/metodika_obuchenija_igry_v_basketbol/2012-05-31-22#.VIV7hcJ_vZg
13. Назарова Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие. - М: Академия, 2008
14. Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –: Издательский центр «Академия».2008.
15. Нестеровский Д.И.Баскетбол. Теория и методика обучения: учеб. Пособие для студ.высш.учебн. заведений / Д.И Нестеровский. – 3-е издание., стер.- М.: Издательский центр «Академия» 2007. – 336 с.
16. Официальные правила баскетбола ФИБА 2010. Утверждены ЦБ ФИБА 2010.
17. Обучение детей и подростков // Социальная сеть работников образования – режим доступа: http://nsportal.ru
18. Петров В.К.Новые формы физической культуры и спорта. - М.: Советский спорт, 2004
19. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М.: Мир — М.: Мир, 1994. — 320с., ил./ Пер. с нем.
20. Портнов Ю.М. Спортивные игры и методика преподавания. М., ФиС, 2007.
21. Роженцов В.В. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования. - М.: Советский спорт, 2006
22. Ремшмидт X.Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994. - 342 с
23. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. М.: ВЛАДОС, 2002.
24. Соколова Н.Д.Упражнения, применяемые при обучении передачи мяча в баскетболе. Метод. рекомендации. Т., 2008 г.
25. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Ю. Д. Железняка. -- М.: Издательский центр "Академия", 2003.
26. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2012 г.
27. Чернов С.В., Костикова Л.В., Фомин С.Г. Быстрый прорыв в баскетболе: обучение и совершенствование. Учебное пособие. М., ФК, 2009.
28. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
29. Яхонтов Е.Р. Психологическая подготовка баскетболистов. Учебное пособие. С-П. 2000. 58 с.
30. Трудности в обучении детей подростков // Социальная сеть работников образования – режим доступа: http://nsportal.ru
Приложение 1
Переда и ловля мяча
Упражнения с элементами соревнования необходимо проводить, в строгой последовательности с целью обеспечения закрепления правильного навыка. Поэтому в начале обучения соревнование ведется на точность выполнения движений между отдельными детьми, а в дальнейшем — между группами. После этого можно проводить упражнения с элементами соревнования, которые требуют не только точности, но и быстроты выполнения движений. Закрепление и совершенствование действий с мячом осуществляются в основном в подвижных играх, включающих эти действия.
Рис.1
Обучать ловле мяча следует после того, как дети научатся правильно стоять, держать мяч, передвигаться по площадке. Вначале детей нужно научить ловить мяч двумя руками на уровне груди. Ребята должны освоить положение пальцев при ловле мяча после отскока от пола, от стены, после броска вверх и в других упражнениях. Затем осваивается ловля мяча одновременно с передачей его двумя руками от груди. Дошкольники учатся ловить и передавать мяч, передвигаясь сначала шагом, а затем бегом.