Навыки самообразования
Интерес, активность
Работоспособность
Профориентация
В процессе обучения создаются продукты различного качества. Для их определения, анализа и измерения разработаны различные критерии. Общую характеристику продуктивности принято давать через уровни обучения (или усвоения) (дидактическая характеристика) и уровни познавательной активности учащихся (психологическая характеристика). Первая из них указывает преимущественно на достигнутые результаты, а вторая — на пути их достижения; обе характеристики близки между собой и взаимно дополняют одна другую. Выделяются следующие уровни познавательной активности учащихся: информационный (репродуктивный), проблемный, эвристический, исследовательский. В зависимости от того, какую познавательную активность развивает учащийся, он достигает одного из уровней обучения. Ниже представлена характеристика этих уровней в несколько упрощенном виде.
I уровень — знакомства. Отличается способностью уча
щегося узнавать, опознавать, различать, распознавать объ
екты в ряду других подобных объектов. Усвоение на уровне
знакомства ограничено наиболее общими представлениями
об объекте изучения, а мышление — альтернативными суж
дениями типа «да — нет», «или — или».
II уровень — репродукции. На этом уровне овладение
основными понятиями предмета происходит настолько, что
оно дает учащемуся возможность осуществлять словесное
описание действия с объектом изучения, анализировать
различные действия и различные исходы.
III уровень — полноценные знания. На этом уровне де
ятельность учащегося характеризуется умениями приме
нять усвоенную информацию в практической сфере для ре
шения некоторого класса задач и получения объективно но
вой информации.
IVуровень — трансформации. Он характеризуется та
ким овладением информацией, при котором учащийся смо
жет решать задачи различных классов путем переноса усво
енных знаний, умений, навыков.
В соответствии с названными уровнями выделяются знания-знакомства, знания-копии, прочные знания (знания-умения) и знания-трансформации. Развитие процесса обучения рассматривается как восхождение от знаний-знакомств к знаниям-трансформациям. Следует подчеркнуть, что чело-
веку нужны знания всех уровней. Об одних он должен иметь представление (здесь достаточно уровня знаний-знакомств), другие знания нужно прочно усвоить на уровне полноценных знаний-умений, а в некоторых нужно разобраться настолько глубоко, чтобы суметь осуществить трансформацию (хотя бы по аналогии) на другие области (сферы). Проблема выбора знаний для усвоения в средней общеобразовательной школе, уровней овладения ими принадлежит к исключительно актуальным и сложным. На ее правильное решение влияют прежде всего цели обучения, которые и должны быть четко определены (В.П. Беспалько).
IV. Заполните пропуски I
Формальные ступени | |||
И. Гербарт | В.Рейн | ||
1. Ясность 2 ............................................................ | 1. 2. 3. 4. 5. | Подготовка | |
V Система ............................................ | |||
4 ............................................................ | Обобщение | ||
V. Заполните пропуски
«Полный акт мышления» по Дьюи имеет следующие сту
пени: 1) ощущение ............................ ; 2) формулировка
.............................................. ; 3) выдвижение....... :..................... ;
4) логическая проверка гипотез; 5) деятельность в соответствии с принятой гипотезой.
VI. Выберите правильный ответ, доказав ошибочность
остальных.
Современная дидактика утверждает, что процесс обучения развивается по схеме:
1. Ясность, ассоциация, система, метод.
2. Ощущение трудности, формулировка проблем, выдви
жение гипотезы, логическая проверка гипотезы, деятель
ность в соответствии с гипотезой.
3. Подготовка к изучению знаний, решение познаватель
ной проблемы, обобщение и систематизация добытых
знаний, применение на практике.
4. Подготовка, изложение, согласование с ранее получен ными знаниями, обобщение, применение. 5. Ясность, изложение, обобщение, система, метод. VII. Современная дидактика утверждает, что звеньями (этапами) процесса обучения являются следующие: |
Правильного ответа нет VIII. В приведенном ниже перечне выберите то, что характеризуют компоненты продукта учебного процесса: 1) знания, 2) умения, 3) навыки, 4) орудия труда, 5) идейная зрелость, 6) атеистическое мировоззрение, 7) мироощущение, миропонимание, 8) образованность, 9) эрудиция, 10) качества интеллекта, 11) умственное развитие, 12) воспитанность, 13) демократизация, 14) гуманизация, 15) гуманитаризация, 16) умение учиться, 17) потребность в знаниях, 18) акселерация, 19) активность, 20) трудолюбие, 21) образность, 22) выносливость, 23) самокритичность, 24) интернационализм, 25) профессиональная ориентация. |
Подготовка к работе Изложение нового материала Показ ведущих идей Проверка степени усвоения
Постановка проблемы Восприятие информации Закрепление изученного Применение знаний Анализ достижений
Формирование проблемы Определение трудности Выдвижение гипотезы Проверка гипотезы Извлечение знаний Включение знаний в систему
Определение цели Осмысление информации Восприятие информации Проверка знаний, умений Систематизация
I
I
Цели обучения |
Закон цели воспитания, рассмотренный нами в первой части, действует так же неотвратимо и в системе учебного процесса, являющейся подсистемой более значительного — воспитательного. Цели общего образования вытекают из уже известных нам целей воспитания и соотносятся с ними как часть с целым.
Российские законы провозглашают образование основой духовного, социального, экономического, культурного развития общества и государства. Образование в РФ имеет целью становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными, социальными группами.
Главные задачи общеобразовательной школы:
• удовлетворение национально-культурных потребностей
населения, воспитание физически и морально здорового поко
ления;
• обеспечение усвоения учащимися системы знаний, опреде-
ияемой общественными и производственными потребностями;
• формирование научного миропонимания, политической,
жономической, правовой культуры, гуманистических ценно
стей и идеалов, творческого мышления, самостоятельности в
пополнении знаний;
• выработка у молодежи осознанной гражданской позиции,
человеческого достоинства, стремления к участию в демократи
ческом самоуправлении, ответственности за свои поступки.
Федеральный компонент школьного образования представлен обязательным для изучения во всех типах учебных заведений и всеми учащимися предметов, основоположных (резидентных) знаний, умений, объем которых не превышает 30—40% от общего объема изучаемых знаний. Школьный компонент образования обеспечивает возможность удовлетворения многообразных запросов и потребностей учащихся, обусловленных региональными, национальными, производственными и личностными факторами.
Я Конкретизация целей
• Цели учебного процесса нельзя отождествлять ни с об
щими направлениями государственной политики в области народного образования, ни с задачами изучения отдельных курсов, ни с целями учебных заведений. Эти цели должны быть, с одной стороны, достаточно общими, а с другой — однозначными, четко сформулированными, конкретными. Конкретизации целей способствуют специальные исследования по их систематизации и упорядочению — таксономии. Цели учебного процесса не равнозначны его результатам. Некоторые цели можно отождествлять с результатами лишь тогда, когда и те и другие являются предвидимыми и к тому же измеряемыми. Это, однако, не всегда главные результаты учебного процесса, поскольку среди сформулированных целей наличествуют и такие, последствия выполнения которых нельзя измерить непосредственно, как, например, развитие активности, работоспособности учащихся; умение пополнять знания; экологическая, социальная воспитанность и т. д.
] IX. Совпадают ли цели обучения во всех известных вам