Основы православной культуры

книга ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Москва «Первое сентября»

УДК 372.82 ББК 74.200.25 ЯП

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всеяРуси АлексияII

Рекомендовано Координационным советом . по взаимодействию Министерства образования России и Московской Патриархии Русской Православной Церкви

Серия "Я иду на урок" основана в1998 г.

Общая редакция подсерии «Основы православной культуры» монаха Киприана (Ященко)

Редактор-составитель Е. И. Смольникова

Рецензент иерей Борис Левшенко


Я идуна урок в начальную школу: ЯП культуры; Книга для учителя. - М.: сентября», 2001. - 256 с. 18ВК 5-8246-0058-9

Основы православной Издательство «Первое


Сборник включает оригинальные разработки уроков и праздничных сценариев по основам православной культуры, а также юридический материал, дающий программные основания для введения этого пред­мета в школьные программы.

Книга будет полезна учителям общеобразовательных и воскрес-иых школ, православных гимназий, а также родителям, желающим воспитывать детей в духе православного благочестия.

УДК 372.82 ББК 74.200.25

I8ВN 5.8246-0068-9 Издателвегво «Первое сентября*. 2001

ВВЕДЕНИЕ

От редакции

Вы держите в руках первый сборник материалов для заня­тий по «Основам православной культуры» с детьми младшего-школьного возраста.

Что это - новый школьный предмет или цикл бесед о

Православии, связанный с мероприятиями, посвященными празднованию 2000-летия Рождества Христова?

Думается, что ответы на возможные недоуменные вопросы

содержатся в текстах сборника.

Сегодня более чем в 20 регионах России предмет «Основы

православной культуры» (есть и другие варианты в названии предмета) введен в региональный компонент учебного плана. Имеются тысячи российских школ, где по просьбе родителей этот учебный предмет присутствует в расписании уроков на пра­вах школьного компонента базисного содержания образования.

По данным последних социологических исследований, около 80 процентов россиян считают себя православными, Более точно интерпретируя эти данные, можно сказать, что мы живем в православной стране, где подавляющая часть

граждан крещена, но не просвещена.

Православное мировоззрение, христианские ценности про­низывают всю российскую культуру, историю, народные тра­диции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных про-изьедений, художественных полотен, невозможно быть куль­турным и полноценно образованным человеком - невозможно любить Россию,не знаятого, что находится в генетической

памяти народа.

Данноепособие дает юридическуюконсультацию и про­граммныеоснования длявведения предмета «Основы

ВВЕДЕНИЕ

православной культуры" в вашем учебном и воспитательном) заведении. . |

Но если это не получается в силу каких-либо причин, то можно просто провести с детьми цикл бесед о Православии ,в любое подходящее для этого время.

Что может этому препятствовать?

Директор или кто-то еще выше, боящиеся обидеть иновер­ца или повредить вековую стену отдаленности школы от Цер­кви.

Обычно за этими аргументами кроется - помимо некомпе­тентности в юридических вопросах введения культурологи­ческого, а не вероучительного учебного курса - использование администрацией служебного положения в нарушение действующих законов. В подобных случаях следует обра­щаться в Координационный совет по взаимодействию Мини­стерства образования России и Московской Патриархии Рус­ской Православной Церкви.

Еще более значительным препятствием для проведения за­нятий с детьми является отсутствие у самого педагога доста­точной квалификации по данному предмету, повысить кото­рую лучше всего в Академии повышения квалификации, где можно также получить и сертификат Министерства образова­ния по предмету «Основы православной культуры». Можно организовать такой семинар на базе вашего регионального ИПК, пединститута или межшкольного методического объеди­нения.

Если. дети задают вопрос, на который нет ответа? Преподавателю не стоит бояться сложных вопросов, кото­рые могут задавать дети. Следует подготовить ответ к после­дующим урокам. За это время можно посмотреть духовную литературу либо проконсультироваться у священника или человека, имеющего богословское образование. .. Зачем нашим детям этот предмет?

Учебный курс «Основы православной культуры" может преподаваться в региональном и школьном компоненте, быть факультативным занятием или циклом духовно-нравствен­ных бесед, также возможно использовать материалы курса в других учебных дисциплинах как фрагменты урока.

Опыт проведения занятий по «Основам православной, культу­ры» показывает, что эти занятия способствуют установлению

духовной, творческой атмосферы в классах, собственному духов­ному совершенствованию учителя, учащихся и их родителей, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитанию у них благоразумных стремлений к добродете­лям и желания с помощью Вожией одолеть свои пороки.

В добрый путь, дорогие педагоги, по пути, ведущему в

третье тысячелетие от Рождества Христова!

Монах КИПРИАН (Ященко), главный редактор газеты «Воскресная школа", декан

педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского Богословского института, руководитель рабочей группы Координационного совета Министерства образования России и Московской Патриархии Русской Православной Церкви, кандидат педагогических наук

Ответы Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на вопросы газеты «Воскресная школа»

- Какие задачи призвана решать Русская Православная Церковь в области катехизации. религиозного образования и просветительской деятельности в начале третьего тысяче­летия и чем они. принципиально отличаются от задач, сто­явших перед Церковью во втором тысячелетии?

- В главном, конечно, задача Церкви остается неизмен­ной. На все века она определяется великим поручением Гос­пода Иисуса: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк.16, 15). Однако мир, в котором Церковь осу­ществляет свою спасительную миссию, меняется. В связи с этим не могут оставаться неизменными и средства миссии. На протяжении большей части второго тысячелетия Право­славие занимало господствующее положение в России и было во многих отношениях тесно связано с государственностью. Большинство русских людей от рождения самим укладом Жизни воспитывалось в православной вере - хотя вряд ли следует переоценивать успешностьэтого воспитанияво всех

ВВЕДЕНИЕ

случаях. То же самое можно сказать о народах некоторых других государств, составляющих ныне каноническую тер­риторию нашей Церкви.

Теперь мы живем в секуляризованном, плюралистическом обществе, которое включает верующих и неверующих, право­славных и последователей иных конфессий и религий. Мы дол­жны принимать всерьез эту реальность, а не проводить время в мечтах об ушедшем. Да, Русская Православная Церковь и ныне является Церковью большинства населения страны, по­скольку до 80 процентов россиян крещены в православной вере. Да, к голосу Церкви многие сегодня прислушиваются. Однако надо сознавать, что людей по-настоящему воцерковленных, жизнь и поступки которых определяются их верой и принад­лежностью к Православной Церкви, намного меньше. В миро­воззрении остальных вера занимает, может быть, почетное, но далеко не первостепенное место. О Церкви они вспоминают главным образом тогда, когда происходят рождение ребенка, свадьба, похороны близкого человека...

Это значит, что мы призваны к более активным усилиям по духовному просвещению народа. Сегодня нельзя ограничивать­ся совершением богослужений, а в остальное время просто си­деть и ждать, когда придут люди. Церковь должна сама идти к ним - в лице пастырей, катехизаторов, миссионеров. Собствен­но, именно это и повелел нам Спаситель. Он ведь не сказал:

посидите и подождите, а - идите, научите все народы (Мф. 28, 19). Помните, еще старец Зосима у Достоевского говорил пастырям:

"Если вы заснете в лени и в брезгливой гордости вашей, а пуще в корыстолюбии, то придут со всех сторон и отобьют у вас стадо ваше. Толкуйте народу Евангелие неустанно...»

Причем очень важно толковать народу Евангелие на язы­ке, понятном и доступном людям. Нужно уметь связывать не­преходящие истины слова Божия с тем, что волнует людей именно сегодня, говорить о предметах, имеющих прямое от­ношение к жизни. Говоря словами апостола Павла, пастырь и проповедник должен для всех сделаться всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор.9, 22).

- На каких основах строятся сегодня отношения Церкви и государства в области образования?

- Надеюсь, что церковно-государственное взаимодействие в сфере образования будет основываться на открытости, дове­рии, понимании нашей общей заботы о детях и юношестве. Именно в таком духе по преимуществу строятся наши контак­ты с Министерством образования Российской Федерации,совсей системой высшей и средней школы, дошкольного воспи­тания.

2 августа 1999 года мною и министром образованияРФ

В. М. Филипповым был подписан договор о сотрудничестве. В данном документе признается особая роль Православия в истории России, становлении ее духовности и культуры, а так­же задаются основные области взаимодействия. Это поддерж­ка развития православного образования, осуществление экс­пертизы духовно-просветительских программ, проектов и учеб­ных пособий, создание образовательных теле- и радиопередач, издательская деятельность, подготовка педагогических кадров, обновление государственных образовательных стандартов в об­ласти религиоведения и теологии. Хотел бы особо выделить Соглашение о содействии «организации преподавания «Основ православной культуры» в составе вариативной компоненты

содержания образования».

Создан Координационный совет по взаимодействию Мини­стерства образования и Русской Православной Церкви. В его рамках сейчас идет активная работа по консолидации наших усилий в области духовно-нравственного воспитания детей и

молодежи.

Впрочем, сотрудничество Церкви и государства в образо­вательной области не ограничивается нашими контактами с министерством или вообще с федеральными властями. Есть прекрасные примеры взаимодействия на местах - достаточ­но сказать, что соглашения между епархиями и региональ­ными управлениями образования во многом предварили и опередили договоренности, достигнутые в центре. Причем нередко Церковь в регионах достигает гораздо большей, чем в Москве, реальной близости с системой и средней, и выс­шей школы. О конкретном опыте можно .долго рассказы­вать, но думаю, что читатели вашей газеты сами прекрасно знают о нем.



ВВЕДЕНИИ



- Какие Вы видите пути сотрудничества между церков­ной и светской системами образования?

- Разделил бы ответ на две части: о средней и высшей шко­ле. Как представляется, из упомянутого договора с Министерством образования следует, что Церковь может рас­считывать на поддержку государства не только в преподава­нии общеобразовательных предметов в православных гимна­зиях и лицеях, но и в обучении основам православной этики и культуры на базе обычных» светских школ. Сейчас отрабаты­вается техническая сторона такого обучения - пока оно будет происходить в виде факультатива, однако думается, что этого не вполне достаточно. Если школьники будут относиться к урокам этики как к чему-то необязательному, второстепенно­му, эфемерному, их нравственное чувство неизбежно постра­дает-

Конечно, никто не должен навязывать детям религиозный выбор. Но этическое воспитание школа обязана давать. Ведь от нравственного состояния новых поколений зависит буду­щее России - зависит не в меньшей степени, чем от политики Или экономики. На фоне разрушительного влияния некото­рых средств массовой информации, общего морального кризи­са никто не заменит слова учителя - слова настойчивого, убе­дительного, подкрепленного личным примером и объясняю­щего детским душам, что порок всегда разрушителен, а вер­ность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье.

Вот почему надо ввести уроки этики в школьные програм­мы, предоставив ученикам и их родителям выбор между рели­гиозными основами нравственности и основами светскими, гу­манистическими. В тех местах, где много мусульман или буд­дистов, в национальных школах по всей России религиозную этику могли бы преподавать представители соответствующих духовных традиций. Наверное, если есть в школе по крайней мере четверть желающих обучаться нравственным нормам оп­ределенной религии, надо такую возможность предоставлять. Кстати, это закроет путь в классы представителям тоталитар­ных сект и парарелигий, реальное число последователей кото­рых в обществе невелико.

Ответы Патриарха Московского и всея Руси Алексия II...

В системе высшего образования Церковь, на мой взгляд, призвана играть все более серьезную роль. Сейчас в России и других странах СНГ возникают богословские факультеты свет­ских университетов, читаются лекции по православному веро­учению, церковной истории и культуре. Причем это происхо­дит в вузах самого разного профиля - от военных до творче­ских. Конечно, нам нужно больше квалифицированных про­фессоров и преподавателей, больше учебных пособий. Однако надеюсь, что новый век станет веком расцвета православной учености, которая ныне немыслима без теснейшего контакта со светской наукой и высшей школой.

- Каково Ваше отношение к преподаванию с атеистиче­ских позиций религиоведения, истории, литературы и других гуманитарных предметов в современной светской школе?

- Конечно, отношение отрицательное. Не будем забывать, что преподавание, оценивающее предмет веры и религиозную картину мира как миф, легенду, заблуждение, оскорбляет чув­ства верующих и деструктивно влияет на семейное воспита­ние. А ведь государство, согласно Венскому заключительному документу ОБСЕ 1989 года, обязано уважать «свободу родите­лей обеспечивать религиозное и нравственное обучение своих детей в согласии с их собственными убеждениями». Деклара­цияООН 1981 года об устранении всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или веры гласит: «Каждый ребенок должен пользоваться правом на доступ к образованию в области религии или веры в согласии с желанием его родите­лей». Конечно, можно забрать сына или дочь из обычной шко­лы и отдать их в православную гимназию. Но таких гимназий пока немного, средств на их поддержание государство выделя­ет недостаточно, и потому мест в них не хватает на всех жела­ющих.

В результате верующие и неверующие дети, равно как и их родители, оказываются в неравном положении. Одним в госу­дарственной школе преподают гуманитарные предметы в духе, Свойственном их убеждениям, а вторые оказываются на поло­жении изгоев. Убежден, что такую ситуацию надо исправлять — Либо через изменение законодательства, либо путем улучше­ния существующей практики.

10 ВВЕДЕНИЕ

Ответы первого заместителя министра образования России, доктора исторических наук, профессора А. Ф. Киселева на вопросы газеты «Воскресная школа»

- Давайте начнем наш разговор, Александр Федотович, с упоминания одного знаменательного события. 2 августа 1999 года между Министерством образования РФ и Русской Православной Церковью был подписан. Договор о сотрудниче стве в области образования. Этот документ отражает ко­ренные изменения в отношениях между государством и Цер­ковью. Мы помним, что эти отношения на протяжении боль­шей части XX века со стороны государства характеризова­лись или неприкрытым террором, или холодно-враждебным сосуществованием. И вот такие коренные изменения. Чем они вызваны?

- Хотелось бы здесь выделить два обстоятельства. Какими бы драматичными ни были отношения государства и Церкви в прошлом, сегодня мы исходим из того, что Церковь отделена от государства (это действительно так, у нас есть соответству-.ющие положения в Конституции и в ЗаконеРФ «Об образова­нии»), но Церковь не отделена от российского общества. А мы как государственная структура, которая выполняет функцию регулирования образовательных процессов в стране, конечно, {Представляем интересы и государства, и общества. Напомню, в нашем профессиональном сообществе трудится около 39 мил­лионов человек. Наша задача - таким образом построить от­ношения с обществом, чтобы помочь ему стать более образо­ванным, обрести те духовно-нравственные ценности, которы­ми наше Отечество жило на протяжении столетий и которые служили фундаментом тысячелетней российской государствен­ности. Это во-первых. И во-вторых - рухнула коммунистиче­ская система воспитания. В определенной степени образовал­ся мировоззренческий и идейный вакуум. А мы знаем, что российская традиция такова, что образование и воспитание -были всегда неразрывно связаны друг с другом. Это был еди-ный процесс. И если что-то выпадает или чему-то уделяется меньше внимания,то и само понятие «образование» очень силь-но страдает. И мы считаем, что обязаны сотрудничать со все-

Ответы первого зам. министра образования России А. Ф. Киселева..

ми структурами, которые могут помочь нам осветить жизнь наших детей и юношества высоким нравственным и духов­ным светом. Я думаю, что та двухтысячелетняя традиция, ко­торая живет в Православной Церкви, должна быть использо­вана в нашем образовании. Помимо духовных сокровищ, Пра­вославие обладает и огромными культурными богатствами, владеет уникальными знаниями о душе человека и окружаю­щем мире.Ни один человек не может быть по-настоящему образован, если он не представляет, какую роль сыграла Цер­ковь в становлении и развитии российской государственнос­ти, социальном и культурном развитии нашего Отечества. Это очевидно, это все признают. Христианские принципы устрое­ния как внутреннего мира человека, так и общества обладают высочайшим воспитательным потенциалом.Не учитывать всего угого (что, к сожалению, имело место в прошлом) - значит наносить очень серьезный урон культуре, науке, образованию, а самое главное, внутреннему миру человека.

Мы сейчас много говорим о вариативности образования. Каждый человек должен иметь право выбора между различ­ными жизненными векторами. Приходя в мир, мы подобны тому былинному герой, который стоит на распутье. Это очень важная проблема. Ее, конечно, можно решать по-разному. Мож­но идти путем новаций. Это тоже, я думаю, путь перспектив­ный. Но можно следовать и по тому пути, который уже прове­рен тысячелетиями, которым шли наши предки.

- Но ведь есть такое явление, как инерция, инерция шко­лы.. 70 лет жестко отвергалось все религиозное, я не говорю даже православное. Положительно нельзя было упоминать ни о какой традиционной религии. Велась жесткая атеис­тическая пропаганда, насаждался воинствующий атеизм, и тем самым была наработана, скажем так. антирелигиоз­ная инерция. А теперь начался кардинальный поворот, при­чем идущий сверху, от министерства. Есть ли уже какие-то сигналы с мест, как начал реализовываться вышеупомя­нутый договор?

~ Я так скажу... В этой области вообще революции бытьне

должно. Всему следует развиваться естественно, органично, учитывать имеющиеся реалии в образовательной сфере и в пси­хологии и привычках людей. Вот есть, например, тяга к изу­чению основ православной культуры в образовательных

12 ВВЕДЕНИЕ

учреждениях. Пожалуйста, мы не возражаем. В формах дополнительных занятий, факультатива. Такого рода подвиж­ки есть. Можно назвать Курскую область, ряд других регио­нов, где мы видим попытки встроить в гуманитарные дисцип­лины вопросы, связанные с Православием, но именно в культурологическом и религиоведческом плане, что мне пред­ставляется верным. Я еще раз подчеркну, что это очень глубо­кий, широкий, объемный пласт нашей культуры и истории, и молодое поколение не должно быть отторгнуто от него. В то же время мы не должны административно-командным, при­казным путем насаждать прямо противоположное - насиль­ственно обучать религии. Все должно идти от потребностей людей, школьников, педагогов. Впереди нас ждет непростая, серьезная работа, но надо, чтобы все шло от жизни. Христиа­нином никто по приказу не станет.

- Здесь можно идти двумя путями. Один путь - это факультативы, введение курса «Основы, православной куль­туры», то есть создание еще одного предмета в сетке дру­гих гуманитарных дисциплин. А есть другой путь. Ведь гу­манитарные знания так или иначе зиждутся на Правосла­вии или на традиционных религиях. Как встроить этот подход в стандарт образования по гуманитарным дисцип­линам?

- Я абсолютно согласен, что историю российской государ­ственности очень сложно, почти невозможно понять, а самое главное, прочувствовать без тех сюжетов, связанных с Право­славием, о которых вы говорите. Но многое уже встроено. Даже в годы, враждебные Православию, в наших учебных курсах содержались темы, освещающие введение христианства на Руси, взаимоотношения Церкви и государства. Мы писали об этом блестящие дипломные работы. Есть целые научные на­правления светских историков, которые плодотворно и с объек­тивных позиций рассматривали эти вопросы. Я думаю, что наши ученые и авторы учебников все больше и больше будут стремиться ликвидировать белые пятна. Я думаю, что в пер­спективе перехода к двенадцатилетнему образованию, когда будет обновляться содержание всех предметов, всех образова­тельных областей,мы будем обращать внимание на эту, рели­гиозную, сторону,чтобы не было белых пятен в образовании наших юных сограждан. '

основы введения курса ОПК в учебную программу

Правовые

Наши рекомендации