Основы православной культуры
книга ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Москва «Первое сентября»
УДК 372.82 ББК 74.200.25 ЯП
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всеяРуси АлексияII
Рекомендовано Координационным советом . по взаимодействию Министерства образования России и Московской Патриархии Русской Православной Церкви
Серия "Я иду на урок" основана в1998 г.
Общая редакция подсерии «Основы православной культуры» монаха Киприана (Ященко)
Редактор-составитель Е. И. Смольникова
Рецензент иерей Борис Левшенко
Я идуна урок в начальную школу: ЯП культуры; Книга для учителя. - М.: сентября», 2001. - 256 с. 18ВК 5-8246-0058-9 |
Основы православной Издательство «Первое |
Сборник включает оригинальные разработки уроков и праздничных сценариев по основам православной культуры, а также юридический материал, дающий программные основания для введения этого предмета в школьные программы.
Книга будет полезна учителям общеобразовательных и воскрес-иых школ, православных гимназий, а также родителям, желающим воспитывать детей в духе православного благочестия.
УДК 372.82 ББК 74.200.25
I8ВN 5.8246-0068-9 Издателвегво «Первое сентября*. 2001
ВВЕДЕНИЕ
От редакции
Вы держите в руках первый сборник материалов для занятий по «Основам православной культуры» с детьми младшего-школьного возраста.
Что это - новый школьный предмет или цикл бесед о
Православии, связанный с мероприятиями, посвященными празднованию 2000-летия Рождества Христова?
Думается, что ответы на возможные недоуменные вопросы
содержатся в текстах сборника.
Сегодня более чем в 20 регионах России предмет «Основы
православной культуры» (есть и другие варианты в названии предмета) введен в региональный компонент учебного плана. Имеются тысячи российских школ, где по просьбе родителей этот учебный предмет присутствует в расписании уроков на правах школьного компонента базисного содержания образования.
По данным последних социологических исследований, около 80 процентов россиян считают себя православными, Более точно интерпретируя эти данные, можно сказать, что мы живем в православной стране, где подавляющая часть
граждан крещена, но не просвещена.
Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных про-изьедений, художественных полотен, невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком - невозможно любить Россию,не знаятого, что находится в генетической
памяти народа.
Данноепособие дает юридическуюконсультацию и программныеоснования длявведения предмета «Основы
ВВЕДЕНИЕ
православной культуры" в вашем учебном и воспитательном) заведении. . |
Но если это не получается в силу каких-либо причин, то можно просто провести с детьми цикл бесед о Православии ,в любое подходящее для этого время.
Что может этому препятствовать?
Директор или кто-то еще выше, боящиеся обидеть иноверца или повредить вековую стену отдаленности школы от Церкви.
Обычно за этими аргументами кроется - помимо некомпетентности в юридических вопросах введения культурологического, а не вероучительного учебного курса - использование администрацией служебного положения в нарушение действующих законов. В подобных случаях следует обращаться в Координационный совет по взаимодействию Министерства образования России и Московской Патриархии Русской Православной Церкви.
Еще более значительным препятствием для проведения занятий с детьми является отсутствие у самого педагога достаточной квалификации по данному предмету, повысить которую лучше всего в Академии повышения квалификации, где можно также получить и сертификат Министерства образования по предмету «Основы православной культуры». Можно организовать такой семинар на базе вашего регионального ИПК, пединститута или межшкольного методического объединения.
Если. дети задают вопрос, на который нет ответа? Преподавателю не стоит бояться сложных вопросов, которые могут задавать дети. Следует подготовить ответ к последующим урокам. За это время можно посмотреть духовную литературу либо проконсультироваться у священника или человека, имеющего богословское образование. .. Зачем нашим детям этот предмет?
Учебный курс «Основы православной культуры" может преподаваться в региональном и школьном компоненте, быть факультативным занятием или циклом духовно-нравственных бесед, также возможно использовать материалы курса в других учебных дисциплинах как фрагменты урока.
Опыт проведения занятий по «Основам православной, культуры» показывает, что эти занятия способствуют установлению
духовной, творческой атмосферы в классах, собственному духовному совершенствованию учителя, учащихся и их родителей, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитанию у них благоразумных стремлений к добродетелям и желания с помощью Вожией одолеть свои пороки.
В добрый путь, дорогие педагоги, по пути, ведущему в
третье тысячелетие от Рождества Христова!
Монах КИПРИАН (Ященко), главный редактор газеты «Воскресная школа", декан
педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского Богословского института, руководитель рабочей группы Координационного совета Министерства образования России и Московской Патриархии Русской Православной Церкви, кандидат педагогических наук
Ответы Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на вопросы газеты «Воскресная школа»
- Какие задачи призвана решать Русская Православная Церковь в области катехизации. религиозного образования и просветительской деятельности в начале третьего тысячелетия и чем они. принципиально отличаются от задач, стоявших перед Церковью во втором тысячелетии?
- В главном, конечно, задача Церкви остается неизменной. На все века она определяется великим поручением Господа Иисуса: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк.16, 15). Однако мир, в котором Церковь осуществляет свою спасительную миссию, меняется. В связи с этим не могут оставаться неизменными и средства миссии. На протяжении большей части второго тысячелетия Православие занимало господствующее положение в России и было во многих отношениях тесно связано с государственностью. Большинство русских людей от рождения самим укладом Жизни воспитывалось в православной вере - хотя вряд ли следует переоценивать успешностьэтого воспитанияво всех
ВВЕДЕНИЕ
случаях. То же самое можно сказать о народах некоторых других государств, составляющих ныне каноническую территорию нашей Церкви.
Теперь мы живем в секуляризованном, плюралистическом обществе, которое включает верующих и неверующих, православных и последователей иных конфессий и религий. Мы должны принимать всерьез эту реальность, а не проводить время в мечтах об ушедшем. Да, Русская Православная Церковь и ныне является Церковью большинства населения страны, поскольку до 80 процентов россиян крещены в православной вере. Да, к голосу Церкви многие сегодня прислушиваются. Однако надо сознавать, что людей по-настоящему воцерковленных, жизнь и поступки которых определяются их верой и принадлежностью к Православной Церкви, намного меньше. В мировоззрении остальных вера занимает, может быть, почетное, но далеко не первостепенное место. О Церкви они вспоминают главным образом тогда, когда происходят рождение ребенка, свадьба, похороны близкого человека...
Это значит, что мы призваны к более активным усилиям по духовному просвещению народа. Сегодня нельзя ограничиваться совершением богослужений, а в остальное время просто сидеть и ждать, когда придут люди. Церковь должна сама идти к ним - в лице пастырей, катехизаторов, миссионеров. Собственно, именно это и повелел нам Спаситель. Он ведь не сказал:
посидите и подождите, а - идите, научите все народы (Мф. 28, 19). Помните, еще старец Зосима у Достоевского говорил пастырям:
"Если вы заснете в лени и в брезгливой гордости вашей, а пуще в корыстолюбии, то придут со всех сторон и отобьют у вас стадо ваше. Толкуйте народу Евангелие неустанно...»
Причем очень важно толковать народу Евангелие на языке, понятном и доступном людям. Нужно уметь связывать непреходящие истины слова Божия с тем, что волнует людей именно сегодня, говорить о предметах, имеющих прямое отношение к жизни. Говоря словами апостола Павла, пастырь и проповедник должен для всех сделаться всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор.9, 22).
- На каких основах строятся сегодня отношения Церкви и государства в области образования?
- Надеюсь, что церковно-государственное взаимодействие в сфере образования будет основываться на открытости, доверии, понимании нашей общей заботы о детях и юношестве. Именно в таком духе по преимуществу строятся наши контакты с Министерством образования Российской Федерации,совсей системой высшей и средней школы, дошкольного воспитания.
2 августа 1999 года мною и министром образованияРФ
В. М. Филипповым был подписан договор о сотрудничестве. В данном документе признается особая роль Православия в истории России, становлении ее духовности и культуры, а также задаются основные области взаимодействия. Это поддержка развития православного образования, осуществление экспертизы духовно-просветительских программ, проектов и учебных пособий, создание образовательных теле- и радиопередач, издательская деятельность, подготовка педагогических кадров, обновление государственных образовательных стандартов в области религиоведения и теологии. Хотел бы особо выделить Соглашение о содействии «организации преподавания «Основ православной культуры» в составе вариативной компоненты
содержания образования».
Создан Координационный совет по взаимодействию Министерства образования и Русской Православной Церкви. В его рамках сейчас идет активная работа по консолидации наших усилий в области духовно-нравственного воспитания детей и
молодежи.
Впрочем, сотрудничество Церкви и государства в образовательной области не ограничивается нашими контактами с министерством или вообще с федеральными властями. Есть прекрасные примеры взаимодействия на местах - достаточно сказать, что соглашения между епархиями и региональными управлениями образования во многом предварили и опередили договоренности, достигнутые в центре. Причем нередко Церковь в регионах достигает гораздо большей, чем в Москве, реальной близости с системой и средней, и высшей школы. О конкретном опыте можно .долго рассказывать, но думаю, что читатели вашей газеты сами прекрасно знают о нем.
ВВЕДЕНИИ |
- Какие Вы видите пути сотрудничества между церковной и светской системами образования?
- Разделил бы ответ на две части: о средней и высшей школе. Как представляется, из упомянутого договора с Министерством образования следует, что Церковь может рассчитывать на поддержку государства не только в преподавании общеобразовательных предметов в православных гимназиях и лицеях, но и в обучении основам православной этики и культуры на базе обычных» светских школ. Сейчас отрабатывается техническая сторона такого обучения - пока оно будет происходить в виде факультатива, однако думается, что этого не вполне достаточно. Если школьники будут относиться к урокам этики как к чему-то необязательному, второстепенному, эфемерному, их нравственное чувство неизбежно пострадает-
Конечно, никто не должен навязывать детям религиозный выбор. Но этическое воспитание школа обязана давать. Ведь от нравственного состояния новых поколений зависит будущее России - зависит не в меньшей степени, чем от политики Или экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего морального кризиса никто не заменит слова учителя - слова настойчивого, убедительного, подкрепленного личным примером и объясняющего детским душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье.
Вот почему надо ввести уроки этики в школьные программы, предоставив ученикам и их родителям выбор между религиозными основами нравственности и основами светскими, гуманистическими. В тех местах, где много мусульман или буддистов, в национальных школах по всей России религиозную этику могли бы преподавать представители соответствующих духовных традиций. Наверное, если есть в школе по крайней мере четверть желающих обучаться нравственным нормам определенной религии, надо такую возможность предоставлять. Кстати, это закроет путь в классы представителям тоталитарных сект и парарелигий, реальное число последователей которых в обществе невелико.
Ответы Патриарха Московского и всея Руси Алексия II...
В системе высшего образования Церковь, на мой взгляд, призвана играть все более серьезную роль. Сейчас в России и других странах СНГ возникают богословские факультеты светских университетов, читаются лекции по православному вероучению, церковной истории и культуре. Причем это происходит в вузах самого разного профиля - от военных до творческих. Конечно, нам нужно больше квалифицированных профессоров и преподавателей, больше учебных пособий. Однако надеюсь, что новый век станет веком расцвета православной учености, которая ныне немыслима без теснейшего контакта со светской наукой и высшей школой.
- Каково Ваше отношение к преподаванию с атеистических позиций религиоведения, истории, литературы и других гуманитарных предметов в современной светской школе?
- Конечно, отношение отрицательное. Не будем забывать, что преподавание, оценивающее предмет веры и религиозную картину мира как миф, легенду, заблуждение, оскорбляет чувства верующих и деструктивно влияет на семейное воспитание. А ведь государство, согласно Венскому заключительному документу ОБСЕ 1989 года, обязано уважать «свободу родителей обеспечивать религиозное и нравственное обучение своих детей в согласии с их собственными убеждениями». ДекларацияООН 1981 года об устранении всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или веры гласит: «Каждый ребенок должен пользоваться правом на доступ к образованию в области религии или веры в согласии с желанием его родителей». Конечно, можно забрать сына или дочь из обычной школы и отдать их в православную гимназию. Но таких гимназий пока немного, средств на их поддержание государство выделяет недостаточно, и потому мест в них не хватает на всех желающих.
В результате верующие и неверующие дети, равно как и их родители, оказываются в неравном положении. Одним в государственной школе преподают гуманитарные предметы в духе, Свойственном их убеждениям, а вторые оказываются на положении изгоев. Убежден, что такую ситуацию надо исправлять — Либо через изменение законодательства, либо путем улучшения существующей практики.
10 ВВЕДЕНИЕ
Ответы первого заместителя министра образования России, доктора исторических наук, профессора А. Ф. Киселева на вопросы газеты «Воскресная школа»
- Давайте начнем наш разговор, Александр Федотович, с упоминания одного знаменательного события. 2 августа 1999 года между Министерством образования РФ и Русской Православной Церковью был подписан. Договор о сотрудниче стве в области образования. Этот документ отражает коренные изменения в отношениях между государством и Церковью. Мы помним, что эти отношения на протяжении большей части XX века со стороны государства характеризовались или неприкрытым террором, или холодно-враждебным сосуществованием. И вот такие коренные изменения. Чем они вызваны?
- Хотелось бы здесь выделить два обстоятельства. Какими бы драматичными ни были отношения государства и Церкви в прошлом, сегодня мы исходим из того, что Церковь отделена от государства (это действительно так, у нас есть соответству-.ющие положения в Конституции и в ЗаконеРФ «Об образовании»), но Церковь не отделена от российского общества. А мы как государственная структура, которая выполняет функцию регулирования образовательных процессов в стране, конечно, {Представляем интересы и государства, и общества. Напомню, в нашем профессиональном сообществе трудится около 39 миллионов человек. Наша задача - таким образом построить отношения с обществом, чтобы помочь ему стать более образованным, обрести те духовно-нравственные ценности, которыми наше Отечество жило на протяжении столетий и которые служили фундаментом тысячелетней российской государственности. Это во-первых. И во-вторых - рухнула коммунистическая система воспитания. В определенной степени образовался мировоззренческий и идейный вакуум. А мы знаем, что российская традиция такова, что образование и воспитание -были всегда неразрывно связаны друг с другом. Это был еди-ный процесс. И если что-то выпадает или чему-то уделяется меньше внимания,то и само понятие «образование» очень силь-но страдает. И мы считаем, что обязаны сотрудничать со все-
Ответы первого зам. министра образования России А. Ф. Киселева..
ми структурами, которые могут помочь нам осветить жизнь наших детей и юношества высоким нравственным и духовным светом. Я думаю, что та двухтысячелетняя традиция, которая живет в Православной Церкви, должна быть использована в нашем образовании. Помимо духовных сокровищ, Православие обладает и огромными культурными богатствами, владеет уникальными знаниями о душе человека и окружающем мире.Ни один человек не может быть по-настоящему образован, если он не представляет, какую роль сыграла Церковь в становлении и развитии российской государственности, социальном и культурном развитии нашего Отечества. Это очевидно, это все признают. Христианские принципы устроения как внутреннего мира человека, так и общества обладают высочайшим воспитательным потенциалом.Не учитывать всего угого (что, к сожалению, имело место в прошлом) - значит наносить очень серьезный урон культуре, науке, образованию, а самое главное, внутреннему миру человека.
Мы сейчас много говорим о вариативности образования. Каждый человек должен иметь право выбора между различными жизненными векторами. Приходя в мир, мы подобны тому былинному герой, который стоит на распутье. Это очень важная проблема. Ее, конечно, можно решать по-разному. Можно идти путем новаций. Это тоже, я думаю, путь перспективный. Но можно следовать и по тому пути, который уже проверен тысячелетиями, которым шли наши предки.
- Но ведь есть такое явление, как инерция, инерция школы.. 70 лет жестко отвергалось все религиозное, я не говорю даже православное. Положительно нельзя было упоминать ни о какой традиционной религии. Велась жесткая атеистическая пропаганда, насаждался воинствующий атеизм, и тем самым была наработана, скажем так. антирелигиозная инерция. А теперь начался кардинальный поворот, причем идущий сверху, от министерства. Есть ли уже какие-то сигналы с мест, как начал реализовываться вышеупомянутый договор?
~ Я так скажу... В этой области вообще революции бытьне
должно. Всему следует развиваться естественно, органично, учитывать имеющиеся реалии в образовательной сфере и в психологии и привычках людей. Вот есть, например, тяга к изучению основ православной культуры в образовательных
12 ВВЕДЕНИЕ
учреждениях. Пожалуйста, мы не возражаем. В формах дополнительных занятий, факультатива. Такого рода подвижки есть. Можно назвать Курскую область, ряд других регионов, где мы видим попытки встроить в гуманитарные дисциплины вопросы, связанные с Православием, но именно в культурологическом и религиоведческом плане, что мне представляется верным. Я еще раз подчеркну, что это очень глубокий, широкий, объемный пласт нашей культуры и истории, и молодое поколение не должно быть отторгнуто от него. В то же время мы не должны административно-командным, приказным путем насаждать прямо противоположное - насильственно обучать религии. Все должно идти от потребностей людей, школьников, педагогов. Впереди нас ждет непростая, серьезная работа, но надо, чтобы все шло от жизни. Христианином никто по приказу не станет.
- Здесь можно идти двумя путями. Один путь - это факультативы, введение курса «Основы, православной культуры», то есть создание еще одного предмета в сетке других гуманитарных дисциплин. А есть другой путь. Ведь гуманитарные знания так или иначе зиждутся на Православии или на традиционных религиях. Как встроить этот подход в стандарт образования по гуманитарным дисциплинам?
- Я абсолютно согласен, что историю российской государственности очень сложно, почти невозможно понять, а самое главное, прочувствовать без тех сюжетов, связанных с Православием, о которых вы говорите. Но многое уже встроено. Даже в годы, враждебные Православию, в наших учебных курсах содержались темы, освещающие введение христианства на Руси, взаимоотношения Церкви и государства. Мы писали об этом блестящие дипломные работы. Есть целые научные направления светских историков, которые плодотворно и с объективных позиций рассматривали эти вопросы. Я думаю, что наши ученые и авторы учебников все больше и больше будут стремиться ликвидировать белые пятна. Я думаю, что в перспективе перехода к двенадцатилетнему образованию, когда будет обновляться содержание всех предметов, всех образовательных областей,мы будем обращать внимание на эту, религиозную, сторону,чтобы не было белых пятен в образовании наших юных сограждан. '
основы введения курса ОПК в учебную программу
Правовые