К.Д.Ушинский - великий русский педагог

Великий педагог, «учитель русских учителей», Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) родился в Новгород-Северске Черниговской губернии, в 1844 г. закончил юридический факультет Московского университета, прослушав курс лекций у Т.Н. Грановского и П.Г. Редкина. Начав преподавательскую деятельность в Ярославском Демидовском юридическом лицее, но, не пожелал подчиняться формализму руководства, убившей «живое дело» обучения. Ушинский относился к учащимся гуманно в те времена, когда телесные наказания применялись и даже рекомендовались традиционной системой воспитания. Поэтому был уволен из лицея в 1850 г.

В 1855 г. он назначен учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института. Не имея педагогического образования, Ушинский стал самостоятельно изучать проблемы обучения и воспитания. В «Журнале для воспитания» он опубликовал программные статьи: «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы» и др. Для обучения в младших классах Ушинский составил хрестоматию, ставшей весьма популярной во всей стране, «Детский мир» (1861). Став редактором «Журнала министерства народного просвещения» (1860—61), Ушинский трансформировал узковедомственный орган в научно-популярный журнал весьма широкого педагогического диапазона. В «ЖМНП» вышли: «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово», «Проект учительской семинарии».

Назначенный в 1859 г. инспектором классов Института благородных девиц (Смольного), Ушинский изменил содержание обучения, сделав доминирующей русскую словесность. Организация двухлетнего педагогического класса свидетельствовала об изменении аксиологии образования в институте: наряду со светским обхождением, здесь появилась практическая направленность. По клеветническим наветам учителей, в 1862 г. он был уволен из Смольного института и направлен в зарубежную командировку для изучения женского образования за рубежом.
Изучая опыт женского образования и начального обучения в странах Европы, великий педагог составил книгу для классного чтения — «Родное слово» (1864—1870), написал методическое руководство к ней; создал психолого-педагогический труд «Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии)» (т. 1—2. 1867—1869). После возвращения (1867) на Родину Ушинский тяжело болел и умер в возрасте 47 лет.

В отличие от метафизических подходов традиционной теории воспитания, К.Д. Ушинский разработал педагогику на основе твердых познаний антропологии, физиологии, психологии и других наук. Отвергая вспомогательный, вторичный характер педагогики, он раскрыл сущность законов воспитания, указывая на тесную связь теории и учебной деятельности. Лишенную теоретического осмысления воспитательную эмпирию, он сравнивал со знахарством в медицине.

В двухтомном труде «Человек как предмет воспитания» Ушинский утверждал, что из умозрительной дисциплины педагогика станет наукой только на прочном антропологическом фундаменте познания основных законов человеческой природы: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Изучая процесс воспитания, он рассматривает динамику психической жизни конкретного человека, в процессе его развития в определенных исторических условиях.

Принцип народности воспитания.П.Ф. Каптерев отметил, что именно Ушинский впервые в истории отечественного образования заявил о «необходимости национальной школы и национальной педагогики». Провозглашая национальную школу, он утверждал, что «общечеловеческой теории воспитания быть не может», всякая теория воспитания есть и может быть только национальной, то есть исходить из исторических и педагогических оснований, из своего понимания хода и современного происхождения России. «Чувство народности так сильно в каждом, что при общей гибели всего святого и благородного оно гибнет последним».

Выдвигая альтернативу казенному воспитанию уваровской «официальной народности», построенному на заимствованиях из немецких педагогических трактатов, Ушинский предложил создать русскую педагогическую систему на основе народной педагогики. Исходя из утверждения, что национальная историческая эволюция детерминирует педагогический процесс, Ушинский отрицал безотчетное копирование чужих образовательных систем: «Основания воспитания и цель его, а, следовательно, и главное его направление различны у каждого народа и определяются народным характером, тогда как педагогические частности могут свободно переходить от одного народа к другому». Построение целостной системы народного просвещения в масштабах государства возможно лишь с учетом национальных культурно-исторических особенностей данной страны. «Напрасно мы хотим выдумать воспитание, воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ, — с ним родилось, с ним выросло, отразило на себе всю его историю, все его лучшие и худшие качества. Это почва, из которой вырастали новые поколения России, сменяя одно другое. Ее можно удобрить, улучшить, приноровившись к ней же самой, к ее требованиям, силам, недостаткам; но пересоздать ее невозможно. И, слава Богу!», — утверждал Ушинский.

В программной статье «О народности в общественном воспитании» (1857) Ушинского представил базовый принцип народности: « воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание Божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника».

Народность – есть уникальность каждой нации, порожденная условиями ее обитания и историческим путем, который она проделала. Концептуальная идея Ушинского отчетливо выражена в тезисе: «Кто хорошо знаком с историей России, тот ни на минуту не задумается вручить народное образование самому же народу». Народ создатель своеобразной русской культуры: из «серой, невежественной, грубой массы льется чудная народная песнь, из которой почерпают свое вдохновение и поэт, и художник, и музыкант; слышится меткое, глубокое слово, в которое... вдумываются филолог и философ и приходят в изумление от глубины и истины этого слова ».

Проанализировав характер отечественной педагогической системы, великий педагог отметил, что особенностью русского народа является воспитание любви к Родине. «Глубокие, задушевные принципы патриархального быта; преобладание то льющегося неприметным ручьем, то расстилающегося широкой рекою славянского чувства, но имеющего достаточно силы, чтобы иногда одним натиском вынести человека из самой глубины нравственного омута на вершины человеческого достоинства; необыкновенное обилие инстинктов, скорее угадывающих, нежели изучающих; необыкновенная, изумляющая иностранцев, восприимчивость ко всему чуждому, льется ли оно с востока или запада, и вместе с тем стойкость в своей национальности, хотя часто бессознательная; наконец, древняя православная религия с ее всемирно-историческим значением, — религия, превратившаяся в кровь и плоть народа - вот что должно проявиться в народности русского воспитания, если оно хочет сделаться действительным выражением народной жизни, а не насильственным, чуждым народности, подражанием, не растением без корня, которое, беспрестанно увядая, беспрестанно должно искусственно подновляться и вновь пересаживаться с чуждой почвы, пока наша вновь его испортит», – пишет великий педагог.

В статье «Что нам делать со своими детьми» (1868) Ушинский критиковал узость классического образования. Он обосновывал необходимость создания равновесия учебных циклов в процессе формирования содержания среднего образования. Ушинский утверждал: русская словесность, русская история, география должны стать главными предметами изучения в школе.

Статья «Родное слово» - величественный гимн русской словесности, прославляющий ее стержневую роль в отечественном образовании: «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык,— народа нет более!».

В статье «О первоначальном преподавании русского языка» (1864) Ушинский указал три задачи обучения: развить речь ребенка, ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и усвоить логику языка (его грамматику). Все эти задачи выполняются одновременно, совместно. Ушинский в «Родном слове» ввел и способствовал распространению аналитико-синтетического звукового метода письма - чтения. Первая часть «Родного слова» имела более 150 изданий. В «Детском мире» содержатся первоначальные сведения по естествознанию и географии.
Задача гражданского воспитания состоит в том, чтобы научить каждодневному проявлению патриотизма, как общественного долга. Главной целью педагогического процесса К.Д. Ушинский считал воспитание нравственности: «...влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями». Учитель должен формировать чувство национальной признательности к истории своей страны.

Избавив школу от тормозящей опеки государства, Ушинский призывал предоставить право самому обществу развивать народное просвещения. После 1861 г. Ушинский писал: «Боже мой, сколько нужно школ и школ для всего этого народа, возрожденного к гражданской жизни! И не школ грамотности только, но и таких, в которых бы народ научился употреблять с пользою для себя и для других свою свободу». По его мнению, «если где должна проявляться народность, то, конечно, уже в народной школе».

Педагогическая система Ушинского построена на народной парадигме, поэтому, он провозглашает патриотизм – доминантой в нравственном воспитании. Воспитание гражданина, энтузиаста в деле служения обществу — такую задачу ставил великий педагог перед системой народного образования.

Православное воспитание.Ушинский полагал, что «дело народного воспитания должно быть освящено церковью, а школа должна быть преддверием церкви». Воспитание должно укоренить вечные истины христианства, потому что «в одном христианстве есть неисчерпаемый ключ свободной, здоровой, вечно развивающейся и цветущей государственной жизни». Все свойства человека, выражены в Божественном учении, и «воспитанию остается только, прежде всего и в основу всего, вкоренить вечные истины христианства», — полагает Ушинский. В статье «О нравственном элементе в русском воспитании» говорится: сохранившее истинное христианство православие, может стать религией великого и образованного народа, неуклонно идущего по пути общей европейской цивилизации.

Ушинский выступал за сближение русского общественного образования с церковью: «Православная религия величественно идет по средней истинной дороге; она, свято сохраняя древние формы христианства и не объявляя римских притязаний на земную власть, благословляет и освящает всякий истинный прогресс». Педагогическая наука призвана созидать народное образование на испытанном историей фундаменте нашей народной религии, этим неисчерпаемым источником нравственного и умственного развития страны. «Родимою грудью является для нас наша народность и наша народная религия, – восклицает Ушинский. – Психология и педагогика советует развивать душу человека сообразно с ее природой, а душа человека, по выражению Оригена, родится христианскою, что и составляет ее гуманность, о чем более всего обязано заботиться истинное воспитание».

Наука. Наряду с народностью и православием Ушинский выделяет науки как основу народного образования. Науки, по его убеждению, надежный способ развития сознания, что является одной из главнейших целей воспитания. Техническая сторона воспитания» должна дать не только знания, но и «умение приложить эти знания к делу». Курс обучения в должен быть адекватен характеру деятельности, к которой готовятся воспитанники, так чтобы избежать как недоученности, так и излишних познаний.

В «Педагогической антропологии» Ушинский писал, что «практическое значение науки в том и состоит, чтобы овладевать случайностями жизни и покорять их разуму и воле человека. Общей системы народного воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории; у каждого народа своя особенная национальная теория воспитания». Воспитание не ставит целью развитие науки, но с ее помощью развивает в человеке свой собственный идеал. Народность – единственный источник жизни народа в истории; тогда как наука – лишь сознание законов жизни. По мнению Ушинского, педагоги должны изучать науки, необходимые для искусства воспитания.

Труд как средство развития ребенка.В обширной статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». Полемизируя с авторами, считавшими возможным обучать в процессе игровой деятельности, выдающийся педагог указывал, что «учение есть труд и должно остаться трудом, но трудом полным мысли».

Педагогическое образование.Отмечая, что педагогия - не наука, не собрание положений науки, Ушинский видел в ней только собрание правил воспитательной деятельности. Педагогия - искусство, правда, самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств, опирающееся на множество обширных и сложных наук, но само все же не наука. Великий педагог писал: «у нас есть медицинские факультеты, и нет факультетов педагогических, таким образом, мы больше заботимся о телесном здоровье, чем о воспитании и нравственном здоровье». Он учил: если педагог хочет воспитывать человека во всех отношениях, то он должен, прежде всего, знать его во всех отношениях.

Для подготовки педагогов он предлагал разработку и введение антропологического образования на педагогических факультетах университетов. Анатомия, физиология и патология человека, психология, логика, филология, география, статистика, политическая экономия и история в обширном смысле слова, куда входят история религии, цивилизации, философских систем, литератур, искусств и собственно воспитания в узком смысле этого слова, – все это необходимо для педагога.
Оценивая социальный статус педагогической профессии, Ушинский призывал оценить общественное значение его служения людям. Главенствующая сила в процессе образования – влияние учителя на учеников, ее не способны заменить никакие уставы и программы, никакая организация учебных заведений, ибо «личность воспитателя значит все в деле воспитания». Великий педагог предупреждал, что монотонный характер педагогической работы способен подтолкнуть учителя «вести преподавание почти механически». Не только преподавая, но и воспитывая, учитель должен с большой ответственностью относиться к своей профессии, а также к отдаленным результатам воспитания.

В программной статье «Проект учительской семинарии» (1861) Ушинский предлагал создавать учительские семинарии в небольших городах и даже селах, чтобы их слушателями становились крестьянские дети. Семинарии – педагогические интернаты, способствующие нравственному воспитанию будущих учителей. Ушинский предлагал серьезное внимание уделить психолого-педагогической подготовке воспитанников, а также их педагогической практики в народных школах, открытых при учительской семинарии.
По этому проекту ученик и продолжатель идей Ушинского Д. Д. Семенов организовал Закавказскую учительскую семинарию в г. Гори.

Ушинский – родоначальник системы образования русского народа, основатель гармонической педагогической системы, повлиявшей на все поколения отечественных педагогов. «Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов — наш народный ученый, Суворов — наш народный полководец, Пушкин — наш народный поэт, Глинка — наш народный композитор», - утверждал Б.Л. Модзалевский.

Он — «учитель русских учителей» — разработал систему подготовки народных учителей в учительской семинарии, лучшие народные учителя в своей педагогической работе руководствовались сочинениями Ушинского.

Наши рекомендации