Тема 2: Становление трудовой школы в России

Понятия:трудовая школа, индустриальная школа, деятельностный подход, комплексная программа, детская субкультура.

Вопросы для обсуждения:

1.В чем заключаются принципиальные изменения в содержании и методике обучения при переходе к Единой трудовой школе?

2.Чем отличается образ трудовой школы, характеризуемый в официальном проекте, в произведениях П.П. Блонского, С.Ф. Шацкого?

3.Что представляли собой комплексные программы, разрабатываемые ГУС? Какие формы и методы обучения предусматривала их реализация?

Литература

Основная

История образования и педагогической мысли за рубежом и в России : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Андреева и др. ; под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2001. – С. 370-397.

Антология по истории педагогики в России (первая половина ХХ века) / сост. А.В. Овчинников. – М.: Академия, 2000. – С. 250-263 (С.Т. Шацкий), 292-309 (П.П. Блонский).

Основные принципы единой трудовой школы / А. Луначарский // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе и др. – М.: Просвещение, 1988. – С. 45-52.

Радел 3. Основы дошкольной педагогики.

Тема 1. Дошкольная педагогика как наука об образовании (воспитании и обучении) детей дошкольного возраста.

Понятия:наука, педагогическая наука, дошкольная педагогика, задачи дошкольной педагогики, формы связи педагогики с другими науками о человеке.

Вопросы и задания для обсуждения.

1. Что понимают под дошкольной педагогикой как отраслью педагогической науки? В чем состоит значение дошкольной педагогики для разработки теории и практики дошкольного образования?

2. С какими науками об образовании личности, о ребенке дошкольного возраста связана дошкольная педагогика? Раскройте содержание и формы взаимосвязи дошкольной педагогики с другмим науками об образовании личности, о развитии ребенка дошкольного возраста ( на конкретных примерах).

3. Укажите и раскройте источники дошкольной педагогики как науки.

4. В чем состоит актуальность и содержание основных задач дошкольной педагогики как науки.

Примечание: к обсуждению вопросов семинара студент заполняет таблицу: « Связь дошкольной педагогики с науками о развитии ребенка дошкольного возраста»

  Дошкольная педагогика Детская психология Возрастная анатомия и физиология
Предмет изучения      
Объект изучения      
цель      
Формы связи  

Литература

Основная

С.А. Козлова, Т.А. Куликова дошкольная педагогика.:учеб пос для студ сред пед учеб завед. / Козлова С.А., Куликова Т.А. – М.: Академия, 1998 – Глава 2, 4.

Дополнительная

Л.Р. Болотина и др. Дошкольная педагогика: учеб пособие для студентов высш. учеб заведений / Болотина Л.Р., Баранов С.П.,Комарова Т.С. К– М.: Акадепмический проект, 2005 - С.9-15, 20-46.

Контрольные вопросы:

1. Какими факторами обусловлено выделение дошкольной педагогики в самостоятельную отрасль педагогического знания?

2. Какую роль играют народная педагогика, педагогический опыт в развитии научного знания об образовании ребенка до школы?

3. Чем обусловлено возрастание роли дошкольной педагогики как науки в развитии практики образования личности?

Тема 2. Новые формы организации российского дошкольного образования

Понятия: дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, форма организации дошкольного образования, тип и вид ДОУ.

Вопросы и задания для изучения темы:

1. Какие формы организации образования дошкольников относят к инновационным? Чем обусловлена необходимость открытия таких групп в современном ДОУ?

2.В чем состоит назначение, особенности функционирования, содержание образовательной работы и организация жизни детей в таких группах? (группы – прогимназии, группы кратковременного пребывания и т.д.).

3.Какими нормативными документами регламентируется функционирование таких групп?

Примечание: на основе анализа учебного материала студент разрабатывает рекламу для родителей, информирующую их об открытии новых групп в ДОУ. В содержании рекламы должны быть отражены назначение, общие задачи и особенности функционирования таких групп. Реклама должна быть доступной и лаконичной по содержанию, иллюстративной, актуализировать интерес родителей к деятельности группы.

Литература

Основная

Аверина И.Е. Группы кратковременного пребывания: организация и содержание работы. Практическое пособие./ И.Е. Аверина - М.: Академия, 2004.

Всероссийский эксперимент « Развитие новых форм дошкольного образования в современных экономических условиях» Сборник статей и документов. Выпуск 3.- М., 2001.

Организация новых форм работы дошкольного учреждения (сборник информационно-методических материалов).- М., 1990.

Дополнительная

Алямовская В. О некоторых подходах к организации групп кратковременного пребывания детей в дошкольном учреждении./ В. Алямовская // Обруч.- 2004- №1.

Маханева М.Д. Перспективная модель организации деятельности ДОУ./ М.Д. Маханева, О.М. Князева -М., 2004.

Развитие новых форм дошкольного образования: итоги первого этапа всероссийского эксперимента. // Дошкольное воспитание.- 2001.- №6.

Садырин В.В. Доступность дошкольного образования: проблемы и решения // Управление дошкольным образовательным учреждением./ В.В. Садырин, Е.С. Комарова -2004.- №3.

Наши рекомендации