При наличии в слове группы согласных

Содержание лекционного курса

Фонетика. Фонетико-смысловое членение русской речи. Единицы фонетического членения речи: фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук. Русское словесное ударение. Слог и слогораздел. Закономерности построения слогов в русском языке. Понятие о фонеме. Классификация звуков речи: физиолого-акустическая характеристика гласных и согласных звуков. Система гласных и согласных фонем в русском языке. Артикуляционные характеристики фонем. Московская фонологическая школа. Санкт- Петербургская фонологическая школа. Позиционные чередования фонем. Русская фонетическая транскрипция, ее принципы и правила. Транскрибирование текста. Фонетическая и фонематическая транскрипции.

Графика. Буквенные и небуквенные графические средства. Соотношение между буквами и звуками. Современный русский алфавит. Фонемный характер русской графики. Главное и второстепенное значение буквы. Однозначные и двузначные буквы. Слоговой (позиционный) принцип русской графики. Обозначение на письме фонемы <j>. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Отступления от слогового принципа русской графики.

Орфография. Передача буквами фонемного состава слова. Слитные, раздельные и дефисные написания. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. Графические сокращения. Основные принципы орфографии: фонематический, фонетический, традиционный, дифференцирующий.

В результате изучения курса студент должен уметь:

§ - транскрибировать текст;

§ - выделять в тексте фонетико-смысловые звенья;

§ делить слова на слоги с учетом закономерностей строения слога в русском языке и соотносить это деление с делением на морфемы и для переноса;

§ давать характеристику звуков;

§ находить и определять характер позиционных изменений звуков;

§ правильно произносить и объяснять произношение гласных и согласных в разных позициях, некоторых сочетаний звуков и грамматических форм;

§ определять конкретное значение буквы в слове, классифицировать его как главное и второстепенное;

§ находить примеры действия и нарушения слогового принципа графики в обозначении мягкости-твердости согласных и звука [j];

§ выделять орфограммы и определять принципы их написания;

§ производить фонетический, графический и орфографический разборы;

§ анализировать содержание школьных учебников с точки зрения изучаемого материала.

В пособии содержится конкретный материал, облегчающий овладение наиболее трудными теоретическими вопросами и практическими умениями: схемы и образцы разборов разных видов; задания практико-ориентированного характерара; упражнения и контрольные вопросы по разделам, варианты контрольных работ и тестов; программа подготовки к зачету и экзамену; список основной и справочной литературы. Задания к упражнениям носят поисковый характер, заставляют думать, учат сравнивать, делать обобщения.

ФОНЕТИКА

Фонетика (греч. phone - «звук», phonetikos - «звуковой») - это учение о звуковой стороне языка; наука, изучающая звуковые средства (звуки, ударение, интонацию) и звуковые единицы языка (звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты и фразы).

Фонетика занимает особое место среди других лингвистических наук, так как имеет дело с материальной стороной языка, со звуковыми средствами, лишёнными самостоятельного смыслового значения.

Звуковые единицы и звуковые средства языка Речь линейна. Речь представляет собой звуковой поток, который членится на отрезки, отдельные единицы, выделяемые разными фонетическими средствами. В русском языке такими единицами являются речевая фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог и звук.

Речевая фраза - это отрезок звучащей речи, заключённый между двумя длительными паузами, объединённый интонацией законченности и одним фразовым ударением.

Речевой такт (или синтагма) - часть речевой фразы между двумя короткими паузами, объединённая интонационно и одним тактовым ударением.

Речевая фраза и речевой такт выделяются ритмико­интонационными средствами, членение речевого потока на фразы и такты связано со смыслом и синтаксическим членением.

Царь с царицею простился, I

В путь- дорогу снарядился, I

И царица у окна \

Села ждать его одна. I

Фонетическое слово - часть речевого такта, объединённая одним словесным ударением.

Фонетическое слово может соответствовать одному или нескольким лексическим словам, так как в русском языке часть служебных слов и частиц не имеет самостоятельного ударения. Такие слова примыкают к знаменательным словам, составляя вместе с ними одно фонетическое слово.

Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой: на, горе, не^знаю.

Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой: скажи-ка, конечно же, придёт^ли.

Слог - часть фонетического слова, которая произносится на одном толчке выдыхаемого воздуха.

Звук- минимальный элемент звукового потока речи; главный элемент «природной материи» языка.

В звуковом потоке следует различать линейные, или сегментные, единицы языка и нелинейные, или суперсегментные. Под линейными (сегментными) единицами понимаются звук, слог, фонетическое слово, речевой такт, речевая фраза, то есть звуки языка или их сочетания, располагающиеся последовательно друг за другом. Звук - наименьшая сегментная единица. Каждая следующая по величие сегментная единица состоит из более мелких.

Объединение сегментных единиц в более крупные единицы осуществляется благодаря суперсегментным, или просодическим, единицам. К суперсегментным (нелинейным) единицам относится ударение и интонация. Они отличаются сегментных единиц тем, что не могут существовать сами по себе, отдельно от звуков речи, а только вместе с ними. Они как бы накладываются на линейные отрезки: линейный отрезок можно произнести отдельно, а суперсегментный – только вместе с ним.

Итак, кроме звуков, к звуковым средствам, способствующим выражению содержания в языке, относите м ударение и интонация.

Ударение

Ударение в русском языке - важнейшее фонетическое средство, которое используется для выделения единиц к речевом потоке.

Словесное ударение - выделение одного слога и фонетическом слове.

Тактовое ударение - выделение одного фонетического слова в пределах речевого такта.

Фразовое ударение - выделение одного из тактов речевой фразы.

Обычно тактовое ударение падает на последнее слово такта, а фразовое - на последний такт фразы; они выполняют функцию объединения нескольких слов в такт или нескольких тактов во фразу.

* Логическое ударение - выделение в речевом такте слова для подчеркивания его особого значения.

Особенности русского ударения

В русском языке ударение свободное (может падать на любой от начала слова слог): пе́рсики, бана́ны, анана́сы, и подвижное (при формо- и словообразовании может перемещаться с одного слога на другой): окно́ - о́кна; вода́ - во́дный.

Функции словесного ударения:

1) оформляющая - ударение организует звуковую оболочку слова;

2) различительная - разграничение омографов (а́тлас - атла́с, мука́ - му́ка) и омоформ (ру́ки - руки́).

♦ Методическое примечание

В начальных классах присутствует трехаспектный анализ обучения:

1) лингвистический аспект предполагает знакомство с фонетической природой ударения (выделение ударного слога путем длительного его произношения) и наблюдения за функциями (пла́чу - плачу́, го́ры - горы́, гво́здики – гвозди́ки и т.д.)',

2) речевой аспект - знакомство с орфоэпическими нормами в области ударения (щаве́ль, а не ща́вель; киломе́тр, а не кило́метр);

3) орфографичекий аспект учитывает роль ударения в обозначении гласных звуков буквами.

Интонация

Интонация - это ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических отношений и эмоционально-экспрессивной окраски. Она зависит от мелодики речи (изменения высоты тона во фразе), ритма речи (соотношения сильных и слабых, долгих и кратких слогов), темпа речи (ускорения и замедления в протекании речи), силы звучания (интенсивности речи), внутрифразовых пауз и тембра речи, который в зависимости от целевой установки может быть «мрачным, «весёлым», «игривым» и т.п.

Интонация выполняет важные функции: она не только оформляет фразу, различные синтаксические конструкции и предложения , но и участвует в выражении мыслей, чувств и волеизъявлений людей.

♦ Методическое примечание

Знания о функциях интонации, о ее видах и компонентах являются теоретической базой для организации работы по воспитанию у дошкольников и младших школьников культуры устной речи.

Слог как минимальная произносительная

единица языка

Виды слогов:

• по началу; а) неприкрытые (начинающиеся слоговым звуком) - ус [ус], ум [ум];

б) прикрытые (начинающиеся неслоговым звуком) - я-ма [jа/мъ], дом [дом];

•по концу: а) открытые (оканчивающиеся слоговым звуком) - ли-са [лu/ca];

б) закрытые (оканчивающиеся неслоговым звуком) - зай-чик [заи/чик], пень [пэн].

В современном русском языке строение слога подчиняется закону восходящей звучности: начальный звук наименее звучный, конечный - наиболее звучный, т.е. слоговой (гласный). Поэтому большинство слогов в русском языке - открытые.

При наличии в слове группы согласных

• все они относятся к последующему слогу, если это:

а) шумные согласные (ку-сты);

б) сонорные согласные (во-лна);

в) шумный+сонорный (ма-трос, ти-гр).

• к предыдущему слогу из группы согласных относится:

а) первый сонорный звук, если за ним следует шумный (кар-та);

б) первый звук [j] независимо от качества следующих за ним согласных (вой-на, тай-га).

♦ Методическое примечание

Фонетическое членение слов на слоги не совпадает в ряде случаев с делением слов на слоги в учебниках для начальных классов, где группа согласных всегда членится (нит-ка, сос-на, кош-ка, без-вод-ный). Можно дать два объяснения этому несоответствию. Первое - особенность механизма чтения: звук вне слияния легче причитать к предыдущему слогу-слиянию (ни /т /ка). Второе

подготовка к морфемному членению слов (без - вод - ный). Такие варианты деления на слоги не мешают пониманию смысла слова, так как слог - незначимая единица.

В начальных классах слоговыми считаются только гласные, поэтому открытые слоги оканчиваются гласными звуками, а закрытые - любыми согласными.

Наши рекомендации