Целостность учебного процесса

Педагогический процесс - это основополагающая казна целостного педагогического процесса. Рассмотрим характеристику учебного процесса как учебное - воспитательного процесса; представим сущность целостности воспитательного процесса; изучим структуру и элементы целостного педагогического процесса; им анализ движущих сил педагогического процесса; доставим направления деятельности учителя на основ-1 этапах педагогического процесса. Латинское слово - «процессус» - движение вперед, изменение. Педагогический процесс («учебно-воспитательный процесс») это синонимы. Это процесс, в котором додается цель образования и воспитания путем взаимодействия воспитателей и воспитуемых. То есть в этом процессе происходит изменение учащегося, его движение развитии путем взаимодействия воспитателей и воспитуемых, осуществляемого в соответствии с заранее предполагаемым результатом.

Итак, представим структуру целостного педагогического процесса, исходя из того, что процесс обучения - это деятельность по взаимодействию учителя и ученика:

целевой компонент;

содержательный компонент;

деятельностный компонент (отражает взаимодействие педагогов и воспитуемых);

результативный компонент (характеризует достигнутые результаты, изменения в личности в соответствии целями).

Отсутствие одного из компонентов разрушает целостность - педагогической системы.

Процесс – это смена состояний системы деятельности. Эта система реализуется, прежде всего, самими людьми и не существует отдельно от них. Процесс обучения понимается в совокупности с содержанием образования. Педагогическая теория должна выявлять разнообразные закономерности, присущие тем явлениям, которые она изучает.

Дидактика рассматривает обучение как единый динамический процесс, но в его структуре возможно выделение нескольких составных частей.

1. Четкая постановка целей обучения. Известно, что обучение строится намного эффективнее, если цели сформулированы педагогом таким образом, чтобы ученик мог ясно видеть перспективу обучения.

2. Развитие наблюдательности и воображения учащихся. Дидактика разработала ряд способов, с помощью которых возможно активизировать деятельность ученика и усилить степень восприятия новой информации.

3. Обучение анализу и осмыслению закономерностей. Для эффективного усвоения знаний перед учеником должна стоять цель сравнить, обобщить, проанализировать пройденное. В зависимости от уровня достижения этой цели будет зависеть качество восприятия учебного материала.

4. Формирование знаний, умений и навыков (ЗУН), развитие памяти. Одним из свойств человеческой памяти является забывание. Сведения, заложенные в мозг ребенка, должны быть упрочены. Это достигается путем двух стадий закрепления.

Первичное закрепление. Это действие проводится сразу после объяснения нового учебного материала. Процесс закрепления может проходить путем простого воспроизведения материала (в этом случае рекомендуется разбить тему на несколько подпунктов) либо при помощи анализа пройденного по окончании объяснения.

Обобщающее повторение. Данный вид деятельности выступает как закрепление материала и связан с самостоятельной работой ученика.

Очень важно, чтобы материал для повторения был тщательно отобран и проанализирован. Интерес к пройденному материалу характеризует и качество его закрепления.

5. Употребление ЗУН на практике. Самым надежным способом закрепления нового материала является максимально частое использование полученных знаний в ходе выполнения как бытовых, так и учебных задач.

6. Проверка и анализ прочности усвоения ЗУН.

Для успешного проведения образовательного процесса необходим постоянный анализ изученных на предыдущих стадиях знаний.

Гармоничное сочетание всех вышерассмотренных компонентов процесса обучения позволяет достичь успеха в учебе.

Современную науку отличает всестороннее рассмотрение педагогической деятельности, что формирует систему целей воспитания, систему знаний, умений, навыков, систему методов обучения и воспитания. Группа педагогических систем, предполагающая контакт с обучаемыми, состоит из педагогических систем в семье, в школе, в вузе, во внешних организациях и т.д. Как основополагающая система, выделяется педагогический процесс. Процесс обучения – это не просто механическая совокупность основных элементов, а качественно новое, целостное явление.

Целостный педагогический процесс:

отражает целенаправленные усилия людей по реализации педагогической деятельности;

систематизирует разрозненные факты, знания, умения и навыки, нормы поведения, необходимые для гармоничного развития личности в единый процесс.

Само слово «целостный» предполагает взаимодействие в педагогическом процессе основных видов деятельности (учебной, трудовой, физкультурной, бытовой, творческой).

Содержание целостного педагогического процесса составляют определенные образовательные стандарты, отражающие необходимый минимум обществоведческих знаний, трудовых умений и навыков.

Критериями эффективности целостного педагогического процесса являются:

уровень обученности ребенка;

уровень его воспитанности.

Обучение и воспитание в целостном педагогическом процессе выступают интегрирование, дополняя друг друга, составляют единое целое и способствуют гармоничному развитию личности.

Ю.К. Бабанский в структуре процесса обучения выделяет следующие компоненты:

· целевой;

· стимулирующе-мотивационный;

· содержательный;

· операционно-действенный;

· контрольно-регулировочный;

· оценочно-результативный.

Эти компоненты отражают весь процесс взаимодействия педагога и обучаемых от постановки цели обучения до анализа его результатов.

Целевой компонент процесса обучения представляет собой постановку педагогом и принятие обучаемыми целей и задач изучения темы (раздела, курса, учебного предмета).

Стимулирующе-мотивационный компонент процесса обучения отражает меры педагога по формированию познавательных потребностей, стимулированию мотивов учебной деятельности, интересов.

Содержательный компонент процесса обучения – это содержание обучения, определяемое государственными образовательными стандартами, программами, учебниками и учебными пособиями.

Операционно-действенный компонент процесса обучения отражает его процессуальные характеристики, формы, методы, средства.

Контрольно-регулировочный компонент процесса обучения предполагает осуществление контроля педагога и самоконтроля обучаемых с целью установления обратной связи и корректировки хода процесса обучения.

Оценочно-результативный компонент процесса обучения объединяет оценку педагогом и самооценку обучаемыми результатов обучения, установление их соответствия поставленным целям, выявление причин их возможного несоответствия, постановку задач дальнейшей деятельности.

Проектирование целостной структуры рассматриваемого процесса предполагает изучение взаимосвязей его структурных элементов.

В структуре единого процесса обучения в самом общем плане можно выделить два взаимосвязанных элемента: учение; преподавание.

Обучение невозможно без одновременного осуществления преподавания и учения, без взаимодействия обучаемого и преподавателя. Преподавание невозможно без учения, а учение без преподавания становится элементом процесса самообразования.

Эффективный процесс обучения предполагает установление субъект-субъектных отношений педагога и обучаемых. Школьник (дошкольник, студент) выступает объектом преподавания и субъектом учения. Объектом его деятельности является содержание образования. Педагог выступает субъектом преподавания. Его деятельность также направлена на содержание образования.

Педаго́гика сотру́дничества — педагогика, основывающаяся не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на «делай, как я»[источник не указан 1088 дней].

Тезисы педагогики сотрудничества были опубликованы в номере «Учительской газеты» от 18 октября 1986 г.

Сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в её выполнимость. Главное — настоящие дела, приближающие к выполнению заветной цели. Этим педагогика сотрудничества приближается к такой педагогике, как креативная педагогика, которая вовлекает в настоящие — созидательные дела.

Основателями педагогики сотрудничества по праву считаются педагоги-новаторы, такие, как: Амонашвили, Шалва Александрович, Шаталов, Виктор Федорович, Лысенкова, Софья Николаевна и др. отечественные лидеры образования 80-х годов прошлого столетия. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик.

Первая встреча педагогов-новаторов прошла в подмосковном поселке Переделкино. Педагоги—новаторы заявили, что педагогика сотрудничества принимает любого ребёнка. Педагоги должны помочь сохранить ребёнку свою индивидуальность, выявить потребности, помочь ему в интеллектуальном и нравственном развитии. Были выделены основные идеи педагогики сотрудничества:

· обучение ребёнка в зоне ближайшего развития

· учение без принуждения

· набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала

· идея опережения

· идея крупных блоков

· идея свободы выбора

· идея диалогического размышления

· идея интеллектуального фона класса

· идея совместной деятельности учителей и учеников

· идея добровольности в досуговой деятельности

Вторая встреча прошла в в 1987 году в Грузии. На встрече были намечены пути и направления дальнейшей демократизации образования:

· была обоснована вариативность обучения

· было предложено обновить содержание образования, пересмотреть программы и учебные планы

· было предложено развивать у учеников творческие способности

· обучение и воспитание ребёнка в зоне ближайшего развития

· организация детской половины дня

· идея самоуважения школьника

Методы обучения.

Метод деятельности - это способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели. Выбирая верный метод, мы уверенно и кратчайшим путем получаем желаемый результат.

В педагогике до настоящего времени нет более важной категории для развития педагогической теории и образовательной практики, какой является категория "метод обучения".

Метод характеризует деятельность с позиции процесса, поэтому метод - процессуальная характеристика деятельности. Но не любой процесс есть метод. Метод выступает нормативной моделью процесса деятельности, определяя, как нужно действовать наиболее рациональным и оптимальным образом в процессе решения соответствующих задач.

Различные виды деятельности имеют свои внутренние закономерности, принципы, правила и, соответственно, свои методы. Обучение предполагает осуществление двух основных видов деятельности: преподавания и учения, проявляющихся в их диалектическом единстве. В этой связи более правомерным является бинарный подход к разработке методов обучения (методов преподавания и учения), который в отечественной дидактике представлен в работах М.М.Левиной, М.И.Махмутова, Т.И.Шамовой и др. Такой подход более прогрессивен и потому, что он позволяет реализовать один из важнейших методологических принципов педагогики - принцип личностно-деятельностного подхода к изучению педагогических явлений.

Методы учения - это разработанная с учетом дидактических принципов и закономерностей система приемов и соответствующих им правил учения, целенаправленное применение которых существенно повышает эффективность самоуправления личности ученика в различных видах деятельности и общения в процессе решения определенного типа учебных задач.

Метод обучения – это способ организации познавательной деятельности учащихся; способ деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на развитие учащихся и их воспитание.

Причина недостаточного внедрения методов обучения, обеспечивающих творческое применение знаний, является слабая разработанность теоретической концепции методов обучения.

Классификации методов обучения различны.

В зависимости от того, как действует ученик в обучении, можно выделить:

1) активные методы;

2) пассивные методы.

Деление методов, связанных с живым словом учителя, по источнику передачи и приобретения знаний включает:

1) словесные методы;

2) практические методы.

Существует несколько классификаций методов обучения. Наиболее известная из них – классификация И. Я. Лернера и М. Н. Скатнина.

Согласно данной классификации по характеру познавательной деятельности методы обучения подразделяются следующим образом:

1) на эвристические;

2) на исследовательские;

3) на объяснительно-иллюстративные;

4) на проблемные;

5) на репродуктивные.

По дидактическим целям методы обучения разделяются на несколько видов:

1) методы приобретения новых знаний;

2) методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;

3) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Классификация, предложенная Ю. К. Кабанским, основана на кибернетическом подходе к процессу обучения и включает три группы методов:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации;

3) методы контроля и самоконтроля

Основные методы устного изложения:

1) объяснение;

2) рассказ;

3) лекция (школьная).

Общим для всех методов является то, что они применяются преимущественно при сообщении нового материала.

Объяснение – словесное истолкование отдельных понятий, принципов действия приборов, наглядных пособий, а также слов и терминов. Иногда этот метод может использоваться на уроках закрепления, особенно тогда, когда учитель видит, что ученикам что-либо оказалось непонятным.

Рассказ (как метод) – это повествовательная форма раскрытия нового материла. Рассказ – один из важнейших методов изложения систематического материала. Необходимо отметить, что к рассказу учитель должен заранее подготовится. Воздействие рассказа на учащихся будет максимальным, если фразы будут построены точно и понятно. Важна и эмоциональная сторона рассказа: она выражает заинтересованность учителя данной проблемой и привлекает учеников к изучению этого вопроса.

Существуют определенные требования к рассказу:

1) он не должен содержать фактических ошибок;

2) должен включать достаточное количество ярких и убедительных примеров и фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

3) строиться по плану – излагаться так, чтобы была ясна главная мысль;

4) излагаться простым и доступным языком;

5) быть эмоциональным по форме и содержанию;

6) быть наглядным, т. е. сочетаться с использованием наглядных пособий.

Школьная лекция, в отличие от объяснения и рассказа, характеризуется большей строгостью изложения. Лекции читаются лишь по крупным и принципиально важным вопросам и темам учебной программы. Их цель – обобщение таких сведений и данных, которые не могут быть в обработанном виде получены учащимися из других источников. Лекция рассчитана на весь урок и предполагает конспектирование ее учащимися. Иногда к этим методам примыкает демонстрационный метод, который является составляющей каждого из рассмотренных выше методов. Этот метод позволяет демонстрировать реальные объекты, всевозможные виды наглядно-учебных пособий. Есть определенные правила и приемы демонстрации:

1) демонстрируемый предмет по возможности должен восприниматься разными рецепторами;

2) наиболее сильное впечатление на учащихся должны производить те признаки, которые являются наиболее существенными, значит, они (эти признаки) требуют особого выделения;

3) демонстрирующиеся объекты должны быть показаны в соответствующий момент урока, чтобы привлечь необходимое внимание и достичь тех воспитательных и образовательных задач, которые поставил перед собой учитель.

. Наглядные и практические методы обучения

Наглядные методы условно делятся на две группы:

1) метод иллюстраций – показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и т. д.;

2) метод демонстраций – демонстрация приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов.

Классификация практических методов может быть представлена так.

Беседа – это вопросно-ответный метод обучения, который применяется на всех этапах процесса обучения. Она может быть нескольких видов:

1) беседа, применяемая для сообщения новых знаний;

2) беседа, применяемая для закрепления знаний;

3) беседа для проверки и оценки знаний;

4) беседа при повторении пройденного материала.

Существуют определенные требования к этому методу:

1) вопросы учителя должны быть краткими и четкими; они должны задаваться в логической последовательности; должны заставить ученика задуматься, что-то припомнить; общее количество вопросов должно быть не очень большим, но достаточным для достижения дидактической цели;

2) ответы учащихся должны быть полными, сознательными и аргументированными; должны отражать самостоятельность мышления, должны быть точными и ясными, а также литературно корректными;

3) требования к организации беседы: вопросы следует задавать всему классу, после чего делать небольшую паузу, во время которой все учащиеся мысленно готовятся к ответу, и только после этого называть фамилию какого-либо ученика.

В педагогике беседу характеризуют как практический метод, называют ее эвристической беседой, т. е. особым видом беседы, при котором умело поставленные вопросы учителя помогают учащимся самостоятельно найти решение поставленной задачи.

Диспуты – обсуждение определенных вопросов. Чаще всего это форма внеклассной работы.

Экскурсия – источник получения новых знаний. С нее может начинаться ознакомление с новым материалом, либо она служит средством закрепления и повторения работы, проведенной на уроке.

Эксперимент и лабораторная работа – метод, когда учащиеся сами открывают для себя новое, применяя свои теоретические знания на практике.

Работа с учебником, книгой – усвоение нового материла самостоятельно, при использовании необходимых учебных пособий.

Игра – это средство проведения досуга, физической разрядки. Она активизирует процесс непроизвольного запоминания, повышает интерес к познавательной деятельности.

Упражнения – основной метод закрепления знаний и выработки умений и навыков, а также развития умственных способностей учащихся.

Средства обучения

Средства обучения – обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К средствам обучения относят различные материальные объекты, в том числе объекты, искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. Термину «средства обучения» соответствуют эквиваленты: «учебное оборудование», «учебно-наглядные и учебные пособия», «дидактические средства».

Дидактические средства подразделяют на средства для учителя и для учащихся. Первые представляют собой предметы, используемые учителем для более эффективной реализации целей образования. Вторые - это индивидуальные средства учащихся, школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т.п. В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность учителя, так и учащихся: спортивное оборудование, пришкольные ботанические участки, компьютеры и т.п.

По составу объектов средства обучения делятся на две группы.

1. Материальные средства обучения. Это учебники, пособия, таблицы, макеты, модели, учебно-технические средства, помещения, мебель, учебно-лабораторное оборудование, расписание, средства наглядности и т. п.

2. Идеальные средства обучения. Это чертежи, условные схемы, диаграммы, произведения искусства, речь, письмо и т. п. Материализация – средства представлены в виде абстрактных символов. Вербализация – средства представлены в виде речевого изложения.

Материальные и идеальные средства обучения дополняют друг друга.

По субъекту деятельности средства обучения делятся на две группы.

1. Средства преподавания. Например, оборудование демонстрационного эксперимента. Такими средствами пользуется учитель для объяснения и закрепления учебного материала.

2. Средства учения. Например, оборудование лабораторного практикума. Такими средствами пользуется учащийся для усвоения новых знаний.

Технические средства обучения – это приборы и устройства, представляющие собой экранно-звуко-вые носители учебной информации. К ним относятся:

1) учебные кинофильмы;

2) диафильмы;

3) компьютеры;

4) магнитофонные записи;

5) грамзаписи;

6) радиопередачи;

7) телепередачи и т. д.

Технические средства обучения можно разделить на следующие виды:

1) информационные;

2) комбинированные;

3) тренажеры;

4) средства контроля знаний;

5) аудиовизуальные средства.

Функции технических средств обучения:

1) повышают эффективность и качество обучения;

2) способствуют интенсивности учебного процесса;

3) развивают у учащихся больший интерес к знаниям;

4) являются источником, и мерой учебной информации;

5) способствуют проведению контроля и самоконтроля знаний.

Формы обучения.

Форма организации обучения – специально организованная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме.

Выделяются две основных формы организации обучения.

1. Индивидуально-групповая система обучения.

2. Классно-урочная система.

В условиях классно-урочной системы обучения важно помнить об индивидуализации обучения. Общая эффективность всего процесса обучения может быть достигнута лишь тогда, когда будет обеспечена максимальная эффективность в работе каждого отдельного ученика, чтобы каждый ученик мог успешно выполнить требования программы.

В настоящее время в общеобразовательных школах используется классно-урочная форма обучения. Урок определяется как логически законченный целостный элемент в учебно-воспитательном процессе, в котором в сложном взаимодействии представлены цель, содержание, средства и методы обучения, проявляются личность и мастерство учителя, индивидуальные и возрастные особенности учащихся, происходит реализация целей и задач обучения, воспитания и развития.

В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные (И.М.Чередов).

При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Ее результативность повышается, если учителю удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность школьников. Однако фронтальная работа не рассчитана на учет их индивидуальных различий. Она ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие - изнывают от скуки.

При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Кооперированно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым относят также парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.

Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки. В том случае, если учитель уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, то такую форму обучения называют индивидуализированно-групповой. Рассмотренные организационные формы обучения являются общими. Они применяются как самостоятельные и как элемент урока, семинара и других занятий.

В современной общеобразовательной практике чаще всего используются две общие организационные формы: фронтальная и индивидуальная. Гораздо реже на практике применяются групповая и парная формы обучения. Однако ни фронтальная, ни групповая формы обучения не являются на самом деле коллективными, хотя их и пытаются представить таковыми.

Урок как основная форма обучения. С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. В нем отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости охвата учащихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы. Она экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет с большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика. Классно-урочная система обучения, как ни одна другая, предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной (внеурочной) работы. Наконец, неоспоримым ее преимуществом является возможность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.

В данном определении можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм обучения: постоянная группа учащихся, руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них, овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.

Каждый урок складывается из определенных элементов (звеньев, этапов), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся в соответствии со структурой процесса усвоения знаний, умений и навыков. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях, определяя таким образом структуру урока, под которой следует понимать состав элементов, их определенную последовательность и взаимосвязи между ними. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели (или целей) урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие и их типов.

Выделяет:

• комбинированные, или смешанные, уроки;

• уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом, имеющие целью ознакомление учащихся с фактами, конкретными явлениями или осмысление и усвоение обобщений;

• уроки закрепления и повторения знаний;

• уроки, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного;

• уроки выработки и закрепления умений и навыков;

• уроки проверки знаний и разбора проверочных работ. Типы уроков, простые по своему строению, т.е. имеющие одну доминирующую дидактическую цель, более всего применимы в средних и старших классах. В начальных классах, учитывая возраст учащихся, приходится комбинировать различные виды учебной работы, сочетать сообщение новых знаний с первичным закреплением, повторением ранее изученного.

Под уроком ознакомления учащихся с новым материалом, или сообщения (изучения) новых знаний, понимается такой урок, содержанием которого является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение.. Структура урока ознакомления с новым материалом: повторение предыдущего материала, являющегося основой для изучения нового; объяснение учителем нового материала и работа с учебником; проверка понимания и первичное закрепление знаний; задание на дом.

На уроках закрепления знаний основным содержанием учебной работы является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их прочного усвоения. Учащиеся в одних случаях осмысливают и углубляют свои знания по новым источникам, в других - решают новые задачи на известные им правила, в третьих - устно и письменно воспроизводят ранее приобретенные знания, в четвертых - делают сообщения по отдельным вопросам из пройденного с целью более глубокого и прочного их усвоения и т.п. Структурно такие уроки предполагают прохождение следующих этапов: проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упражнений; проверка выполнения заданий; задание на дом.

Обобщающими уроками (обобщения и систематизации знаний) являются такие, на которых систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Обобщающие уроки проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов и учебных курсов в целом. Их обязательными элементами являются вступление и заключение учителя.

Уроки проверки (контрольные) позволяют учителю выявить уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся в определенной области, установить недостатки в овладении учебным материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. Контрольные уроки требуют от учащегося применения всех его знаний, умений и навыков по данной теме. Проверка может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.

Обязательными элементами всех охарактеризованных выше уроков являются организационный этап и подведение итогов урока.

Организационный этап предполагает постановку целей и обеспечение условий для их принятия учащимися, создание рабочей обстановки, актуализацию мотивов учебной деятельности и формирование установок на восприятие, осмысление, запоминание материала.

Тенденция усиления творческих начал урока обнаруживает себя как раз в особом внимании к организации самостоятельной работы, в том числе в плане увеличения выделяемого на нее времени.

Урок как основная организационная форма обучения органично дополняется другими формами, иные из которых развивались параллельно с ним в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), а другие были заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).

Дополнительные формы организации обучения. Дополнительные занятия проводятся с отдельными учащимися или группой с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету.

Для удовлетворения познавательного интереса и более глубокого изучения определенных предметов с отдельными учащимися проводятся занятия, на которых решаются задачи повышенной трудности, обсуждаются научные проблемы, которые выходят за рамки обязательных программ, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих проблем.

С дополнительными занятиями тесно связаны консультации. В отличие от первых они, как правило, эпизодические, поскольку организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам или зачетам) консультации. Консультации в школе обычно групповые, что не исключает, конечно, и индивидуальных консультаций.

Исходя из дидактических целей, можно выделить три вида домашних заданий:

• подготавливающие к восприятию нового материала, изучению новой темы;

• направленные на закрепление знаний, выработку умений и навыков;

• требующие применения полученных знаний на практике.

Особым видом являются задания творческого характера (написание изложений, сочинений, выполнение рисунков, изготовление поделок, наглядных пособий и т.п.).

Могут быть индивидуальные домашние задания и задания отдельным группам учащихся.

Редко практикуемой в школах, но довольно действенной формой организации обучения, имеющей своей целью обобщение материала по какому-либо разделу программы, является учебная конференция. Она требует большой (прежде всего длительной) подготовительной работы (проведение наблюдений, обобщение материалов экскурсий, постановка опытов, изучение литературных источников и т.п.).

В старших классах и особенно в вечерних и сменных школах используется лекция, адаптированная к условиям школы. Школьные лекции успешно применяются при изучении как гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин. Как правило, это вводные и обобщающие лекции, реже они представляют собой модификацию урока сообщения новых знаний.

В условиях школы лекция во многом приближается к рассказу, но значительно продолжительнее по времени. Она может занимать урочное время целиком. Обычно лекция используется, когда учащимся необходимо дать дополнительный материал или обобщить его (например, по истории, географии, химии, физике), поэтому она требует записи.

Семинарские занятия проводятся в старших классах при изучении гуманитарных предметов. При этом используются два вида семинаров: в форме докладов и сообщений; в вопросно-ответной форме. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством учителя.

Особой формой семинара является семинар-диспут. Его отличие от внеучебных диспутов в том, что сохраняется постоянный состав класса, диспутом всегда руководит учитель и сохраняются традиции коллективной работы учащихся на уроке. Семинар-диспут имеет и особую цель - формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций.

Вспомогательные формы организации обучения. К ним относятся те из них, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. Это прежде всего факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы.

Наши рекомендации