Основные классификации организационных форм обучения

Формы организации обучения (организационные формы) – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

К числу главных классификаций организационных форм обучения, как правило, относят:

• количество учащихся, участвующих в процессе обучения;

• место учебы учащихся;

• продолжительность учебных занятий.

По количеству учащихся различают индивидуальные и коллективные формы организации их работы. Применительно к месту работы эти организационные формы обучения обычно делят на школьные занятия (учеба в классе во время урока, работа в лаборатории, в школьной мастерской и т. д.), а также внешкольные формы работы (домашняя работа, экскурсия, занятия на предприятиях и т. п.).

Наконец, с точки зрения времени работы учащихся можно говорить о классных и внеклассных занятиях. Первые происходят на уроках в классе, отсюда и их название, вторые же — во время, выходящее за пределы классных занятий.

Внеклассные занятия могут проводиться как в школе (например, в красном уголке), так и за ее пределами в виде внешкольных занятий. Некоторые внеклассные занятия (экскурсии, работа учащихся на промышленном предприятии и т. п.) организуются во время, предназначенное для проведения урока. С точки зрения рассматриваемого кригерия времени обучения их следовало бы отнести к классным занятиям.

С учетом пересечения между собой организационных форм преподавания, вытекающего из неразделимости рассматриваемых оснований классификации, особенно времени и места работы учащихся, для дальнейшего рассмотрения мы выберем формы, наиболее типичные для нашей школьной системы:

• индивидуальное обучение;

• коллективное обучение и в его рамках так называемую урочную систему, точнее — уроки в классе, лабораторные занятия и занятия в мастерской;

• внеклассные и одновременно внешкольные занятия, а именно: домашнюю работу учащегося и экскурсии.

30. Системы и структуры воспитательного процесса. Формы воспитания.

Структура и система воспитательного процесса

Поскольку воспитательный процесс выступает как особая целенаправленная и упорядоченная деятельность, он имеет свою структуру, т.е. совокупность компонентов, обеспечивающих эффективность протекания данного процесса и отражающих последовательность его организации:

1. проектирование воспитательного процесса, включающее в себя определение цели и конкретных задач воспитания {целевой компонент);

2. определение объема и характера материальной (трудовой, природоохранной), общественной (коллективной, организационно-управленческой, коммуникативной), духовной (эмоционально-чувственной, познавательной, ценностно-ориентированной) деятельности воспитанников {содержательный компонент);

3. организация разнообразной деятельности, позволяющей реализовать
намеченные цели в ходе применения методов, форм и средств воспитания
{организационно-деятельностный компонент);

4. регулирование межличностного общения и его коррекция в процессе реализации различных видов деятельности на основе принципов воспитания {регулировочный компонент);

5. контроль и подведение итогов, установление соотношения между полученными и запланированными результатами, анализ достижений и неудач {оценочно-результативный компонент).

Наличие данных компонентов в воспитательном процессе позволяет структурировать воспитание как систему, состоящую из множества более мелких систем: системы целей, содержания; методов, форм и средств воспитания.

Под системой содержания воспитания понимают совокупность качества и свойства всесторонне и гармонически развитой личности, которыми должны овладеть воспитанники в соответствии с поставленньми целями.

Система методов воспитания объединяет совокупность методов, под которыми понимают пути взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников по достижению целей воспитания. В системе методов воспитания выделяют несколько классификаций:

1) по характеру воздействия на личность воспитанника:убеждение,

• упражнение,

• поощрение,

• наказание;

2) по источнику воздействия на личность воспитанника:

• объяснительно-репродуктивные методы;

• проблемно-ситуативные методы;

• методы приучения и упражнения;

• методы стимулирования;

• методы торможения;

• методы руководства;

• методы самовоспитания;

3) по результатам воздействия на личность воспитанника:

— методы, влияющие на нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие
представления, понятия, идеи;

— методы, влияющие на привычки, определяющие тип поведения.

4) по направленности воздействия на личность воспитанника:

• формирующие мировоззрение и осуществляющие обмен информацией;

• организующие деятельность и стимулирующие мотивы поведения;

• оказывающие помощь воспитанникам и осуществляющие оценку их поступков. Наиболее известной является классификация системы методов воспитания,

выделяемая на основе комплексности воздействия на личность воспитанника: и включающая:

• методы формирования сознания личности;

• методы организации деятельности и опыта общественного поведения;

• методы стимулирования поведения личности.

Система форм воспитания включает многообразные варианты организации конкретного воспитательного процесса и выражается в совокупности воспитательных мероприятий, которые классифицируются по различным основаниям:

1) в зависимости от количества вовлеченных в нее участников:

• индивидуальные (для одного воспитанника);

• групповые (для нескольких воспитанников);

• коллективные (для всего класса);

• массовые (общешкольные, городские).

2) в зависимости от преимущественно используемого средства:

— игровые формы (имитации, соревнования и др.);

— формы трудовой деятельности (ученические производственные объединения,
индивидуальный труд, работа в составе временных групп и др.);

— формы общения (прямое, опосредованное и др.);

3) в зависимости от преимущественно используемых методов:

• словесные формы (информации, собрания, митинги и т.п.);

• наглядные формы (выставки, стенды и др.);

• практические формы (благотворительные и трудовые акции, оформление материалов для выставки, музея и т.п.).

Формы воспитания – это способы, с помощью которых организовывается воспитательный процесс, коллективная и индивидуальная деятельность учащихся путем воздействия на их чувства и поведение.


Формы воспитания в педагогике предусматривают взаимосвязь и взаимодействие между преподавателем и учащимся. Классификация педагогических форм очень велика, но из них выделяют три основные:

1. Индивидуальная.

2. Групповая.

3. Коллективная.

Индивидуальная форма воспитания

Смысл индивидуальной формы в том, что к каждой маленькой личности нужен особый подход. С помощью совместных бесед, оказания помощи, душевных разговоров и доверия можно достичь высоких уровней в процессе развития. Главной задачей педагога является изучение личности ученика.

Групповое воспитание

Обучение в групповой форме развивает гуманные отношения среди детей, усовершенствует коммуникабельность. Наставник в этом случае участвует в роли организатора. Его цель – добиться взаимопонимания и уважения между участниками.

Наши рекомендации