Предмет и задачи дидактики
Дидактика (от греч. «didaktikos» – поучающий и «didasko» – изучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.
Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.
Исходя их этого важнейшими категориями дидактики являются образование и обучение.
При правильно поставленном обучении учащиеся овладевают знаниями, вырабатывают умения и навыки применения их на практике, усваивают способы творческой деятельности и, вместе с тем, глубоко осмысливают мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи.
Развивающее и воспитательно-формирующее влияние обучение на личность повлекло за собой возникновение в педагогике особого понятия, обозначающего этот процесс –образование. Уточним это, рассматриваемое ранее, понятие
В современной дидактике оно рассматривается в двояком смысле: образование как процесс и образование как результат (Е. В. Бондаревская).
Образование как процесс – освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной, практической, творческой деятельности, ценностных ориентаций и отношений. Образование является средством удовлетворения фундаментальных потребностей человека, обогащения его индивидуального опыта, личностного и профессионального самоопределения.
Образование как результат – достигнутый уровень в овладении знаниями, способами деятельности, мировоззренческими идеями, нравственными ценностями, нормами поведения.
Путь к образованию – обучение. Это целенаправленное организованное взаимодействие обучающегося и обучаемого для достижения педагогических целей. Сущность процесса обучения состоит в стимулировании и организации активной учебно-познавательной деятельностью учащихся по овладению ими знаниями, умениями, навыками, развитию познавательного интереса, активности, способностей.
Будучи сложным и многогранным, специально организованным процессом общения, обучение есть специфический процесс познания, управляемый педагогом.
Процесс обучения является двусторонним: с одной стороны деятельность педагога как преподавание, с другой – деятельность учащихся как учение.
Преподавание определяется как система действий, направленная на организацию условий для учебно-познавательной деятельности школьников.
Учение – это целенаправленная, мотивированная регулируемая деятельность по восприятию, осмыслению и применению системы знаний, в результате которой происходит развитие и воспитание обучающегося.
Поскольку процесс обучения представляет собой подсистему, входящую в целостный педагогический процесс, для него также характерны основные компоненты, позволяющие реализовать системность данного явления: целевой, содержательный, деятельностный, результативный.
В соответствии с этим положением основными категориями дидактики также являются: цель, содержание, метод, средство, форма, результат.
Цель – то, к чему стремится обучение, будущее, на достижение которого направлены его усилия.
Содержание – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, норм эмоционально-оценочного отношения к миру, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.
Метод – путь, способ достижения цели и задач обучения.
Средство – предметная поддержка учебного процесса(слово педагога, его речевая и экспрессивная культура, учебники, классные доски, раздаточный материал, наглядные пособия, ТСО и т.д.).
Форма – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.
Результат – это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.
Определение основных категорий дидактики позволяет выявить предмет исследования данной науки.
Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, определяет содержание, методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач.
Предметом исследования общей дидактики является процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит.
2.2.2. Функции обучения
Необходимость реализации задач формирования всесторонне гармонически развитой личности в «рамках» современной дидактической системы обуславливает следующие функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую.
Образовательная функция состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений и навыков и ее использование на практике.
Знания – понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения.
Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта.
Овладение знаниями в процессе обучения носит специфический характер и выражается не в открытие новых теоретических идей, а в познании того, что уже добыто в науке и что нужно понять, сохранять в памяти и использовать, т.е. сделать индивидуальным достоянием каждого обучаемого.
Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформировать специальные (по предмету) и общеучебных умений и навыков.
Умения – это владение способами применения (приемами, действиями) усваиваемых знаний на практике.
Навык – составной элемент умения, автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.
Умения формируются в результате упражнений. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.
Воспитательная функция обучения вытекает из его содержания, форм и методов и реализуется посредством организации общения учителя и учащимися.
В процессе обучения при усвоении содержания образования формируются взгляды, убеждения, отношения, качества личности.
Правильно организованное обучение способствует реализации его развивающей функции, которая предполагает развитие речи, мышления, памяти, сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности. Данная функция, как и две предыдущие, осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителя и учителей на всестороннее развитие личности школьника.