Требования к выпускной квалификационной (дипломной) работе

Введение

Выполнение и оформление выпускных квалификационных работ (ВКР) – один из важных видов исследовательской деятельности в системе высших педагогических учебных заведений. В ходе выполнения ВКР развивается умение решать актуальные педагогические и методические проблемы, самостоятельно ориентироваться в научной педагогической и психологической литературе, успешно применять на практике теоретические знания.

Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050202.65 «Информатика» с дополнительной специальностью 050201.65 «Математика»

Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник, получивший квалификацию учителя информатики и математики, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренные Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в образовательном процессе.

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ СПЕЦИАЛИСТА

Общие требования к итоговой государственной аттестации

Итоговая государственная аттестация выпускника включает защиту выпускной квалификационной работы по основной специальности и государственные экзамены как по основной, так и по дополнительной специальностям.

Итоговая государственная аттестация предназначена для определения практической и теоретической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим Государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

Требования к выпускной квалификационной (дипломной) работе специалиста

Выпускная квалификационная (дипломная) работа специалиста предназначена для определения исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю основной специальности, и навыков экспериментально-методической работы. Содержание выпускной работы должно соответствовать проблематике дисциплин общепрофессиональной и/или предметной подготовки в соответствии с ГОС ВПО.

Требования к объему, содержанию и структуре выпускной работы определяются высшим учебным заведением на основании ГОС ВПО по специальности, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования Российской Федерации, и Методических рекомендаций по проведению итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальностям педагогического образования.

Дипломная работа должна быть представлена в форме рукописи.

Время, отводимое на подготовку и защиту выпускной квалификационной работы, составляет не менее восьми недель

Цель научного исследования — определение кон­кретного объекта и всестороннее, достоверное изуче­ние его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом.

Основой разработки ВКР является методология, то есть совокупность мето­дов, способов, приемов и их определенная последова­тельность, принятая при разработке научного иссле­дования. В конечном счете, методология — это схе­ма, план решения поставленной научно-исследова­тельской задачи.

Общие требования к написанию выпускных квалификационных (дипломных) работ

Требования к выпускной квалификационной (дипломной) работе

Темы выпускных квалификационных работ определяются высшим учебным заведением. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы вплоть до предложения своей тематики с обоснованием целесообразности ее разработки. При подготовке выпускной квалификационной работы студенту назначаются научный руководитель и, при необходимости, консультанты.

Работа студента над темой дипломной работы связана с углубленным изучением теории, приведением в систему ранее приобретенных знаний и пополнением их в процессе практического решения поставленной проблемы, формированием и развитием навыков самостоятельной исследовательской деятельности, повышением эрудиции.

Тема дипломной работы утверждается и закрепляется за студентом в сентябре месяце 9 семестра. Одновременно ему выдается задание на дипломную работу, составленное научным руководителем и утвержденное заведующим кафедрой, с указанием срока окончания работы. В задании указываются фамилия, имя и отчество студента, факультет, тема. Если тема дипломной работы продолжает курсовую работу, то следует показать, что уже сделано, каковы исходные данные. Затем отмечаются, какие вопросы необходимо проработать, какая опытно-экспериментальная работа планируется, а также кто будет консультировать дипломника.

Задание конкретизируется календарным планом работы студента. Это дает возможность организовать работу студента, осуществлять систематический контроль и помощь по мере необходимости. Календарный план способствует рациональному распределению времени, отводимого на подбор литературы и ее изучение, ознакомлению с другими источниками, опытом работы, проведению опытно-экспериментальной работы, анализ и обработку полученных данных, составление выводов, заключений, приложений, литературное и техническое оформление дипломной работы, подготовку ее к защите.

План работы по выполнению ВКР примерно можно представить следующим образом.

1. Уточнение темы дипломной работы.

2. Составление списка литературы по теме исследования.

3. Выделение проблемы и анализ ее состояния в науке и практике.

4. Выделение и анализ базовых понятий по теме исследования.

5. Составление плана дипломной работы.

6. Обоснование актуальности темы.

7. Подготовка текста «Актуальность темы», с указанием основных характеристик работы (объект, предмет, цель, задачи и т. д.).

8. Составление содержательного обзора теоретических источников по теме исследования.

9. Подготовка текста «Анализ литературы по теме исследования», в котором могут быть представлены:

¾ история исследуемой проблемы (идеи, вопроса);

¾ общепедагогические и другие научные положения, характеризующие объект исследования;

¾ дидактические положения;

¾ методические положения.

10. Подготовка текста: «Выводы по результатам анализа литературы по теме исследования».

11. Разработка различных способов решения выделенной проблемы.

12. Определение оптимального пути разрешения проблемы.

13. Подготовка констатирующего эксперимента (планирование, разработка методики, план-конспектов учебных занятий, воспитательных мероприятий, дидактических тестов и т.д.).

14. Проведение констатирующего эксперимента с целью получения представления об уровне исследуемого предмета.

15. Анализ результатов эксперимента; их интерпретация; составление таблиц, схем, иллюстраций, формулирование выводов.

16. Подготовка текста: «Результаты констатирующего эксперимента».

17. Подготовка формирующего эксперимента (планирование, разработка методов и средств проведения, разработка способов фиксации его результатов и т.д.).

18. Проведение и анализ формирующего эксперимента (протоколы наблюдений, письменные работы, тесты, рисунки, записи бесед и т. д.).

19. Оформление результатов анализа в таблицах, схемах, диаграммах, рисунках и т. д., формулирование выводов и рекомендаций (если позволяет материал) по данным формирующего эксперимента,

20. Подготовка текста: «Опытно-экспериментальная работа», в котором отражаются подготовка к формирующему эксперименту, условия, в которых он проводился, характеристика участников и их позиция в начале и в конце эксперимента, название и последовательность проведения разработанных занятий (учебных или воспитательных), анализ результатов, выводы и рекомендации.

21. Повторное проведение формирующего эксперимента (если возникает необходимость).

22. Компоновка подготовленных текстов в главы.

23. Подготовка и написание выводов к главам.

24. Составление заключения.

25. Составление списка литературы.

26. Оформление приложений (таблиц, схем, анкет, иллюстраций, план-конспектов уроков или воспитательных дел и т. д.).

27. Уточнение оглавления дипломной работы.

28. Оформление титульного листа.

В целом дипломная работа – результат самостоятельного исследования теоретической проблемы на фактическом материале, полученном в ходе педагогического эксперимента, если он предусмотрен, или дополнительного, более углубленного изучения и осмысления литературных источников.

1.2. Примерная структура дипломной работы и содержание ее разделов

1. Структура выпускной работы содержит:

¾ введение, составляющее примерно 10 % от общего объема работы;

¾ теоретическую часть, от 25 до 30 % от общего объема в зависимости от целевой направленности и глубины проработки теоретических вопросов;

¾ аналитическую часть, 15–20 %;

¾ экспериментальную часть, 30–35 %;

¾ заключение – 5 %;

¾ список использованных источников, не менее 30 наименований.

2. По разделам выпускная квалификационная работа, в общем случае, должна иметь следующую структуру:

¾ введение;

¾ первый раздел, включающий теоретическую и аналитическую части в виде подразделов;

¾ второй раздел, включающий экспериментальную часть (педагогический эксперимент);

¾ заключение;

¾ список использованных источников.

В случае необходимости, по согласованию с руководителем, количество разделов может быть увеличено.

Объем дипломной работы, включая текстовой, табличный и иллюстративный материал должен составлять 60–80 страниц.

3. Во введении дается обоснование актуальности темы в педагогическом плане, производится постановки проблемы, определяются объект, предмет и цель исследования, формулируются гипотеза, задачи и методологические основы исследования, дается оценка состояния разработанности вопросов выбранной темы, кратко характеризуются методы, использованные при проведении исследования. В окончательном виде введение пишется после выполнения всей работы.

4. В теоретической части дипломной работы излагаются данные теории по основным вопросам темы, анализируются и обобщаются взгляды авторов, научных школ, производится группировка направлений исследований в рассматриваемой области, оценка различных методических подходов. Определяется своя точка зрения, концепция, на основании которых выбираются методические подходы для разработки констатирующего и формирующего экспериментов. Необходимо, чтобы в процессе изложения содержания этой части работы автор осуществил переход от теоретических знаний к анализу педагогической практики, от анализа единичных фактов к их теоретическому обобщению.

5. В аналитической части дается описание и проводится анализ состояния развития, воспитания и обучения, применяемых методов и др. С помощью выбранной методологии исследования анализируется сложившаяся ситуация, исследуется и обрабатывается информация, отобранная в соответствии с целями и задачами работы, необходимая для разработки методики и содержания формирующего эксперимента.

6. Экспериментальная часть содержит конкретные разработки содержания и методов совершенствования учебно-воспитательной работы с учащимися, методик проведения работы, показываются пути решения поставленных проблем и задач, даются методические рекомендации по реализации полученных результатов в практику работы образовательных учреждений. С этой целью, под углом зрения научных положений, на основе анализа личного опыта и опыта педагогов, необходимо раскрыть динамику и состояние изучаемого явления в данном учреждении (что было и что изменилось на протяжении определенного времени, чем определяется достигнутое, каковы количественные и качественные результаты, какие трудности и каким образом приходилось преодолевать и т. д.)

7. Заключение содержит выводы по результатам проделанной работы, показывающие позицию студента при проведении исследования, итоги выполненного анализа, основные рекомендации по повышению эффективности работы с учащимися, будущими учителями, возможные пути реализации разработанных рекомендаций.

Выпускная квалификационная работа должна быть оформлена до 30 апреля 10 семестра и представлена для предварительной защиты с отзывом руководителя. Предварительная защита проводится в период с 1 по 20 мая. После предварительной защиты при необходимости осуществляется корректировка материала и к 30 мая работа предоставляется на кафедру в готовом виде с заданием, календарным планом, отзывом руководителя и рецензией.

Отзыв готовится руководителем и содержит характеристику работы по всем разделам. Отмечаются положительные стороны, недостатки, степень самостоятельности автора, наличие у него навыков работы с научной литературой и организации экспериментального исследования, обоснованность и значимость результатов, возможность их применения и заключение о допуске студента к защите.

В рецензии на дипломную работу должны быть отражены:

1. Общая характеристика выпускной работы:

¾ актуальность темы и её обоснование студентом;

¾ аргументированность студентом выбора темы;

¾ правильность и логика постановки вопросов для рассмотрения в выпускной работе;

¾ количественная и качественная оценка литературных источников;

¾ наличие и качество проведения эксперимента, уровень его теоретического осмысления;

¾ соблюдение студентом основных требований к структуре, содержанию и оформлению работы.

2. Характеристика основного содержания выпускной работы:

¾ всесторонность и глубина раскрытия теоретической основы проблемы;

¾ полнота и глубина представления в работе студента результатов педагогического эксперимента; оценка его результатов с точки зрения теории вопроса; практические рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в рамках выдвинутой гипотезы;

¾ оценка стиля изложения темы и его соответствие логике теоретико-практической направленности определенного автором круга вопросов;

¾ отношение автора к рассматриваемым вопросам, новизна мыслей, выраженных в его оценочных суждениях по изученной им теме.

3. Оценка результатов и качества выпускной работы:

¾ уровень и качество раскрытия темы.

Дипломная работа вместе с заданием, календарным планом, отзывом руководителя и рецензией передается заведующему кафедрой, который на основании этих материалов решает вопрос о допуске студента к защите и делает об этом соответствующую пометку в тексте дипломной работы.

Кафедра допускает к защите всех студентов, представивших дипломную работу, удовлетворяющую предъявляемым требованиям, в окончательном варианте. Если возникают сомнения по поводу качества выполненной работы и в связи с этим – о возможности допуска к защите ее автора, – этот вопрос решается на заседании кафедры с участием научного руководителя. Работа, допущенная к защите, направляется в Государственную аттестационную комиссию для защиты.

В «Положении об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации» определено, что защита дипломных работ проводится на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава. На защите руководитель работы и рецензент пользуются правом совещательного голоса. Участие рецензента в заседании необязательно.

Порядок защиты дипломной работы выглядит следующим образом.

Дипломник делает краткое сообщение (не более 10 минут). Примерный план его выступления можно представить следующим образом:

1. Общая характеристика выпускной работы:

¾ тема;

¾ мотивы выбора темы;

¾ круг основных вопросов, раскрытых в теме; план выпускной работы;

¾ основные литературные источники, использованные в работе при раскрытии темы;

¾ краткое содержание экспериментальной работы, осмысление и оценка которой дана в содержании выпускной работы.

2. Характеристика основного содержания выпускной работы:

¾ сущность педагогической проблемы, раскрытой в теме;

¾ позиции ученых и оценочные суждения автора её основным аспектам;

¾ пути совершенствования работы с учащимися, определение перспективных линий в эффективной реализации изученной проблемы на практике.

3. Самооценка результата и качества выполненной выпускной работы:

¾ какие задачи ставились в процессе работы над темой и как удалось их решить;

¾ степень удовлетворенности результатами проделанной работы;

¾ над какими вопросами темы работа будет продолжена

По окончании сообщения студент отвечает на вопросы. Вопросы по содержанию дипломной работы могут быть заданы не только членами комиссии, но и любым присутствующим на защите.

Далее зачитывается отзыв руководителя дипломной работы и рецензия.

Затем автор дипломной работы высказывает свое мнение по поводу замечаний, сделанных в отзыве и рецензии.

После этого происходит обмен мнениями, в котором могут принять участие все желающие.

В заключение автор получает возможность в кратком выступлении разъяснить положения, которые вызвали возражения, прокомментировать замечания, дать необходимые справки, привести дополнительные материалы.

Решения государственных аттестационных и экзаменационных комиссий принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссий, участвующих в заседании. При равном числе голосов мнение председателя является решающим.

Результаты любого из видов испытаний, включенных в итоговую государственную аттестацию, определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационных комиссий.

После защиты дипломные работы хранятся в высшем учебном заведении, архиве.

2. Понятийный аппарат и методика проведения педагогического
эксперимента

Наши рекомендации