Типология и структура уроков

Вкаждом уроке можно выделить его основные элементы (звенья, этапы), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях и определяют таким образом построение урока, взаимосвязь между этапами урока, т.е. его структуру.

Под структурой урока следует понимать соотношение эле­ментов урока в их определенной последовательности и взаимо­связи между собой. Она может быть простой и довольно слож­ной, что зависит от содержания учебного материала, от дидакти­ческой цели (или целей) урока, возрастных особенностей учащих­ся и особенностей класса как коллектива. Многообразие струк­тур уроков, методов их проведения и дидактических целей пред­полагает разнообразие и их типов.

Типы уроков, простые по своему строению, т.е. имеющие одну доминирующую дидактическую цель, более всего применимы в средних и старших классах. В начальных классах, учитывая воз­раст учащихся, приходится комбинировать различные виды учеб­ной работы, сочетать сообщение новых знаний с первичным за­креплением, повторением ранее изученного. Даже контрольные уроки довольно часто включают в себя другие виды работы: уст­ное сообщение материала, чтение интересного рассказа и др. Приведем классификацию уроков (по Б.П.Есипову).

Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сооб-

щения (изучения) новых знаний. Это такой урок, содержанием которого является новый, неизвестный учащимся материал, вклю­чающий в себя относительно широкий круг вопросов и требую­щий значительного времени на его изучение. На таких уроках в зависимости от их содержания, конкретной дидактической цели и подготовленности учащихся к самостоятельной работе в одних случаях учитель сам излагает новый материал, в других — про­водится самостоятельная работа учащихся под руководством учи­теля, в третьих — практикуется и то, и другое. Структура урока ознакомления с новым материалом: повторение предыдущего ма­териала, являющегося основой для изучения нового; объяснение учителем нового материала и работа с учебником; проверка по­нимания и первичное закрепление знаний; задание на дом.

Урок закрепления знаний. Основным содержанием учебной ра­боты на этом уроке является вторичное осмысление ранее усво­енных знаний с целью их упрочения. Учащиеся в одних случаях осмысливают и углубляют свои знания по новым источникам, в других — решают новые задачи на известные им правила, в треть­их — устно и письменно воспроизводят ранее приобретенные знания, в четвертых — делают сообщения по отдельным вопро­сам из пройденного с целью более глубокого и прочного их ус­воения и т.п. Структурно такие уроки предполагают прохожде­ние следующих этапов: проверка домашнего задания; выполне­ние устных и письменных упражнений; проверка выполнения заданий; задание на дом.

С уроками закрепления знаний тесно связаны уроки выработ­ки и закрепления умений и навыков. Процесс закрепления уме­ний и навыков идет на нескольких уроках подряд, а затем в даль­нейшем он долго имеет свое продолжение, когда класс занима­ется другими темами. От урока к уроку материал должен услож­няться, чтобы действительно было видно, что учащиеся справля­ются с данной учебной задачей все успешнее и успешнее. Если в начале работы упражнения будут выполняться детьми с боль­шой помощью учителя и с предварительной большой проверкой того, как дети поняли задание, то в дальнейшем учащиеся долж­ны будут сами устанавливать, где какое правило требуется при­менить, они должны научиться применять умения и навыки в са­мых разнообразных ситуациях, в том числе и в жизненной прак­тике. Структура уроков выработки и закрепления умений и на­выков: воспроизведение теоретических знаний; выполнение прак-

типология и структура уроков - student2.ru 284 Раздел III. Теория целостного педагогического процесса

Глава 16. Формы организации педагогического процесса 285



типология и структура уроков - student2.ru типология и структура уроков - student2.ru типология и структура уроков - student2.ru тических заданий и упражнений; проверка выполнения самостоя­тельных работ; задание на дом.

На обобщающих уроках (обобщения и систематизации знаний) систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имею­щиеся пробелы в знаниях учащихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Такие уроки проводятся в конце изуче­ния отдельных тем, разделов и учебных курсов в целом. Их обя­зательными элементами являются вступление и заключение учи­теля. Само повторение и обобщение может проводиться в форме рассказа, кратких сообщений, чтения отдельных мест из учебни­ка или беседы учителя с учащимися.

Уроки проверки знаний, умений и навыков (контрольные) по­зволяют учителю выявить уровень обученное™ учащихся в оп­ределенной области, установить недостатки в овладении материа­лом, помогают наметить пути дальнейшей работы. Контрольные уроки требуют от учащегося применения всех его знаний, уме­ний и навыков по данной теме. Проверка может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.

В практике работы школы, особенно в начальных и младших подростковых классах, наибольшее распространение получили уроки, на которых решаются несколько дидактических задач. Та­кой тип урока называется комбинированным или смешанным. Примерная структура комбинированного урока: проверка домаш­ней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; пер­вичная проверка усвоения; закрепление новых знаний в ходе тре­нировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде бе­седы; проверка и оценка знаний учащихся; задание на дом.

Обязательными элементами всех охарактеризованных выше уроков являются организационный момент и подведение итогов урока. Организационный момент предполагает постановку целей и обеспечение их принятия учащимися, создание рабочей обста­новки, актуализацию мотивов учебной деятельность и установок на восприятие, осмысление, запоминание материала. На этапе подведения итогов урока важно зафиксировать достижение целей, меру участия в их достижении всех учащихся и каждого в отдель­ности, оценить работу учащихся и определить перспективы даль­нейшей работы.

На структуру уроков кроме перечисленных в начале парагра­фа факторов оказывают влияние также сложившийся в школе

учебно-воспитательный режим и ее классно-комплектность. В данном случае речь идет об уроках в школах продленного дня и уроках в малокомплектной школе.

В большинстве школ продленного дня обязательная учебная часть целостного учебно-воспитательного режима не отличается от обычных школ. Вместе с тем имеется опыт сближения во вре­мени учебной работы под руководством учителя и самостоятель­ной учебной работы, т.е. самоподготовки. В результате обычный урок распадается на две части по 30 минут в начальных классах и по 35 — в старших. Если самоподготовкой руководит учитель класса, то она, как правило, превращается в урок, в чем и состо­ит основной недостаток этого варианта. Имеются варианты и дру­гого сочетания сдвоенных уроков по 35 минут, где первый — объ­яснение нового и его первичное закрепление в тренировочных упражнениях с последующей устной проверкой, а второй — вы­работка умений и навыков путем выполнения самостоятельных работ с дифференцированными заданиями и творческих работ на основе внеурочных занятий. Однако большинство педагогов вы­ступают за 45-минутный урок с паузами для дидактических игр при условии выделения одного часа на учебные занятия во вто­рой половине дня.

В малокомплектной начальной школе, где обучаются дети разного возраста в одной классной комнате, сложились три основных типа уроков. 1. Урок, на котором в обоих классах изучается новый материал. 2. Урок, на котором в одном классе изучается новый материал, а в другом классе организуется работа по закреплению знаний и умений, повторение изученного или учет знаний и уме­ний детей. 3. Урок, на котором в обоих классах проводится ра­бота по повторению изученного ранее (по И.Т.Огородникову).

Наши рекомендации