Закономерности принципы и правила обучения

Педагогика как наука. Предмет педагогики.

Педагогика – это наука о воспитании.

Предметом П. является воспитание. В широком смысле слова воспитание- это процесс передачи опыта старшим поколениям младшему, процесс подготовки подрастающего поколения к жизни, протекающий под воздействие всех без исключения факторов, как целенаправленных так и стихийных.

Сегодня это понятие становится ключевым в такой области научно-педагогического знания как социальная педагогика и носит название социализация.

Воспитание в узком смысле слова: Воспитание - это целенаправленный и специально организованный процесс организации жизнедеятельности ребенка, в результате которого проходит становление его как личности и овладение им сознательным опытом.

Педагогика – это наука; наука о воспитании; воспитание как предмет педагогики рассматривается в узком профессиональном смысле слова.

Суть или сущность процесса воспитания

*воспитание- это целенаправленный и сознательно организованный процесс социального становления личности

*это целенапраленное и специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника в ходе которого осуществляется развитие и самореализация воспитанника

*это динамический процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника, направленное на достижение целей воспитания

Особености воспитания(воспитательного процесса)

1.целенаправленость и сознательная организованность

2.многофакторность

3.деятельность воспитателя, результаты его воспитания обусловлены не только знаниями теории но и педагогическим мастерством

4.результаты этого процесса(восп-я) не всегда явно ощутимы, не всегда сиюминутны, могут быть отдаленными(отдаленность результатов вос-я)

5.это процесс динамичный(подвижный, изменчевый)

6.длительность процесса вос-я охватывает период все жизни человека

7.непрерывность и последовательность вос-я, т.е. его систематичность

8.ступенчетый характер процесса вос-я

9.двустороний и активный характер вос-я

10.неопределенность результатов вос-я

11.комплексный характер процесса вос-я

Принципы в-я

Принципы в-я – это общие положения в соответствиями с которыми должен быть организован воспитательный процесс, иначе говоря это требования с учетом которых осуществляется учебно-воспитательная работа.

Ведущими принципами традиционной системы вос-я является:

1.общественно ценная направленность в-я

2.единство национальных и общечеловеческих ценностей в воспитании

3.связь учебно-воспитательной работы с жизнью и трудом

4.опора на положительное в воспитании

5.гуманизация в-я

6.личностный подход в в-ии

7.в-ние в коллективе через коллектив

8.учет возрастных и индивидуальных особенностей

9.принцип активности, самостоятельности и творческой инициативы личности воспитанника(ребенка)

10.единство целей в-я и развития ребенка

11.принцип сочетания уважения и требовательности к личности

12.принцип учета согласованности педагогических усилий

13. принцип единства педагогических или воспетательных воздействий

14. принцип использования различных методов воспитательного воздействия

15. принцип обеспечения успеха в деятельности

16. принцип природасоответсвия в-я

17. принцип культурасоответствия в-я

Цель и задачи воспитания

Цель в-я – это предварительно сформулированные результаты воспитательной деятельности.

Определение и постановка целей в-я в обществе зависит от ряда факторов:

1.уровень развития педагогической науки

2. уровень развития педагогической практики

3.уровень цивилизации общества

4.идеология и политика общества, государства

5.темпы научно-технического прогресса

6.характер производственных отношений

7.потребности общества(в наличии определенных качеств у его граждан)

8.возможности общества(подготовки его членов, граждан к жизни и труду)

9.физиологические возможности учащихся

10.психологические возможности учащихся

Цель в-я современной общеобразовательной школы, формированием всестароней развитой личности – гражданина своей страны.

Данная цель в-я конкретизирована в задачах в-я: осуществление умственного, нравственного, физического, трудового, полового, эстетического, этического, правового и других направлений воспитания детей.

Методы воспитания

Метод в-я – это путь, способ, достижение поставленной цели и задачи.

Общие методы в-я делятся на 4группы:

1).методы формирования сознания(общественного сознания личности)

Основное назначение методов: сформировать мировоззрение ребенка, т.е. систему взглядов, убеждений, жизненных позиций, знаний.

Главное средство в-я – слово.

В эту группу входят такие методы: -убеждение(умовляння); -внушение(навіювання); -рассказ; -объяснение; -разъяснения; -пояснение; -беседа; -доклад; -дискут; -дискуссия; -нотация; -пример и личный пример воспитателя.

2).методы организации деятельности, общение и формирование опыта общественного поведения личности

Основное назначение: -организация и вовлечение воспитанников в различные виды деятельности; -поручение, инструктаж, режим, приказание, игровые ситуации, приучение, тренировки, контроль.

3).методы стимулирования деятельности, общения и поведения

Методы данной группы применяются с целью побуждения деятельности, активизации личности к деятельности, закрепление положительных действий, поддержание интереса к деятельности, доверие, перспектива, традиция, соревнование, общественное мнение, одобрение, поощрение, осуждение, наказание, метод взрыва, переключение с одного вида деятельности на другой, обеспечение успеха деятельности.

4).методы самовоспитания

Все что с приставкой –само ….

Выбор методов в-я зависит: 1.от целей в-я; 2.прнципов в-я; 3.от конкретных педагогических задач; 4.от условий в которых протекает воспитательный процесс; 5.соответсвие методов процесса в-я; 6.от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; 7.от уровня развития учащихся школьников; 8.от мастерства и профессионализма педагога.

7.Дидактика –это раздел педагогики, изучающий и разрабатывающий теорию обучения и образования.

Сферой научного поиска дидактики выступабт вопросы: Чему?, Как?, Когда?, Где?, Кого?, Зачем учить?..и разработка соответствующих проблем.

Задачи дидактики

На современном этапе развития дидактики ее основными задачам выступают:

•Изучение проблем образования и обучения людей в современном мире,особенности обучения подрастающего поколения в различные возрастные периоды.

•Познание,раскрытие и объяснение закономерностей процесса обучения.

•Усовершенствование форм и методов обучения

•Разработка образовательных учебных технологий

9)Суть учебного процесса

Процесс обучения-это двусторонний процесс,это совместная деятельность учителя и учащихся,когда 1-й(учитель) передает свои знания и руководит процессом обучения,а 2-й (ученик) учится,т.е усваивает знания и вырабатывает на их основе умения и навыки.

Учитель осуществляет деятельность преподавания,а ученик-учения.В результате и в том и в другом случае расширяется кругозор,преобретается опыт,развиваются способности,повышается уровень образования.Конечная цель обучения и его результат-ОБРАЗОВАНИЕ. Таким образом образование это процесс и одновременно результат.

Содержание образования-это система научных знаний,умений и навыков,овладение которыхобеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностейшкольника,формирование мировозрения,нравственного поведения, подготовку к общественной жизни и труду.

Характер обучения в современной школе определяет факторы и условия:

•Объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду.

•Цель и содержание образования определены государством и обществом.

•Рост объема и сложности знаний

•Принцип реформирования системы образования.

•Тесная связь образования и культуры.

•Прогресс науки и техники

•Закономерности и механизмы психического развития личности.

Закономерности принципы и правила обучения

Закономерность отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи между педагогическими явлениями и фактами.

Дидактические принципы- это основные положения или требования, (предъявляемые к организации процесса обучения) определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

Систему общепринятых принципов обучения составляют:

•Принцип научности

•Принцип наглядности

•Принцип активности и сознательности

•Принцип систематичности и последовательности

•Принцип прочности обучения и развития познавательных сил

•Принцип доступности

•Принцип связи обучения с жизнью и трудом

•Принцип связи теории с практикой

•Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей

Правила обучения раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Принципы реализуются через правила обучения, правила вытекают из принципов обучения и указывают учителю на то как практически следует реализовывать тот или иной принцип обучения.

Методы обучения

Методы обучения-это основные способы взаимосвязи деятельности учителя и учащихся, при помощи которых достигается определенная дидактическая цель,учащимися усваиваются знания,развиваются их умения,навыки,способности,формируется мировоззрение.

Классификация методов обучения:

1)Бинарная классификация

•словесный метод или словесно информационный метод.

•Демонстрационный метод или демонстрация.

•Исследовательский метод ,включает опыты, эксперименты).

2)В основе характер познавательной деятельности учащихся

•объяснительно-иллюстративный метод,

•репродуктивный метод,

•метод проблемного изложения учебного материала(накгладно-проблемный),

•частично-поисковый,

•исследовательский метод).

3)Традиционная классификация(общепринятая).

•Словесные методы(рассказ,беседа,объяснении.лекция,диспут,работа с учебником)

•Наглядные методы(работа с таблицами,схемами,карточками,демонстрация приборов,фильмов,опыты)

•Практические методы( упраженения,работа в мастерских,лабораториях и практические работы)

Выбор методов обучения зависит от ряда факторов:

•Закономерности и принцыпы обучения

•Дидактические цели и задачи

•Специфика учебного процесса

•Объем учебного материала и требования к его усвоении.

•Содержание учебного материала его количество и сложность

•Возрастные особенности учащихся

•Уровень подготовки учащихся ,сформированность их учебных умений

•Тип и структура занятия

•Звенья учебного процесса

•Методическая подготовка учителя и его мастерство

•Материально техническое обучение технического процесса

12)Учебный план

Это государственный, нормативный документ в котором определены перечень учебных предметов, их разделение по годам школьного обучения,, количество часов на неделю, год и в целом определена структура учебного года. В учебном плане определены часы, которые отводятся на изучение обязательных предметов и тех курсов которые учащиеся могут выбрать дополнительно.

Инвариантная составляющая содержания образования, формируется на государственном уровне, соответствует государственному стандарту образования, выступает единой для всех общеобразовательных учебных заведений.

Вариативная составляющая содержания образования формируется с учетом особенностей региона и индивидуальных образовательных запросов учащихся школы.

Учебная программа

Разрабатывается к каждому учебному предмету, определяет его содержание представленное тематическими, указывает количество часов на изучение каждой темы. В программе выделяют базовое понятие предмета, обосновывают необходимость, достаточность и последовательность их обучения с точки зрения сензитивности развития детей.

Наши рекомендации