Дошкольников с нарушениями зрения

Задание 1: заполнение аналитической карты «Принципы обучения ориентировке в пространстве детей с нарушениями зрения».

Задачи изучения темы:

1. актуализировать представления студентов об общепедагогических принципах и принципах специальной педагогики;

2. формировать представления об особенностях применения общепедагогических принципов и принципов специальной педагогики в работе по формированию пространственной ориентировки у дошкольников с нарушениями зрения;

3. учиться анализировать, систематизировать данные.

Студенты изучают предложенные литературные источники, выделяют общепедагогические принципы обучения и воспитания и принципы специальной педагогики. Основываясь на работе Н.Я. Семаго, студенты раскрывают особенности применения указанных групп принципов в работе по формированию пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения. Данные заносятся в аналитическую карту

Принцип обучения и воспитания Особенности применения принципа в работе по формированию пространственной ориентировки
Общепедагогические принципы
   
   
Принципы специальной педагогики
   

Форма отчетности: аналитическая карта.

Список литературы:

1. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. – М. – 2007.

2. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М. – 2005. – С. 127 – 135.

3. Другая литература по выбору студентов.

Задание 2: составление модели взаимодействия специалистов

Задачи изучения темы:

1. уточнять представления об особенностях взаимодействия различных специалистов в процессе работы по формированию пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения;

2. формировать представление о возможностях работы по формированию пространственной ориентировки в процессе реализации других разделов программы;

3. формировать навыки составления моделей;

4. развивать навыки анализа и систематизации данных, представленных в литературных источниках.

Студенты изучают предложенные литературные источники, тексты лекции. На основании полученных представлений студенты составляют модель взаимодействия специалистов в организации работы по формированию пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения.

Форма отчетности: модель взаимодействия специалистов.

Список литературы:

1. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией в условиях дошкольного образовательного учреждения. Дисс. на соиск. уч. степ доктора псих. наук. – М. – 1998. С. 18 – 47, 190 – 222, 235 – 248, 261 – 267.2. Подколзина Е.Н. Формирование ориентировки в пространстве у дошкольников 3-х и 4-х лет с косоглазием и амблиопией. Дисс. на соиск. уч. степ дканд. псих. наук. – М. – 1998. С. 75 – 100.

3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей)/под ред. Л.И. Плаксиной. – М. – 1997.

Задание 3: заполнение аналитической карты «Особенности работы по формированию ориентировки в пространстве на разных этапах обучения».

Задачи изучения темы:

1. актуализировать представления студентов об особенностях развития пространственной ориентации у детей с нарушениями зрения.

2. формировать представление о содержании и методике формирования пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения

Студенты изучают предложенные литературные источники, тексты лекций. На основании полученных представлений студенты отбирают наиболее адекватную с их точки зрения методику, заполняют аналитическую карту:

Этап обучения Задачи Методы
     

Форма отчетности: аналитическая карта по одной методике.

Список литературы:

1. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией в условиях дошкольного образовательного учреждения. Дисс. на соиск. уч. степ доктора псих. наук. – М. – 1998. С. 18 – 47, 190 – 222, 235 – 248, 261 – 267.2. Подколзина Е.Н. Обучение дошкольников с косоглазием и амблиопией применению схем в процессе зрительно-пространственной ориентировки//Дефектология. – 1994. - №33. Подколзина Е.Н. Формирование ориентировки в пространстве у дошкольников 3-х и 4-х лет с косоглазием и амблиопией. Дисс. на соиск. уч. степ дканд. псих. наук. – М. – 1998. С. 75 – 100.

4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей)/под ред. Л.И. Плаксиной. – М. – 1997.

5. Специальные коррекционные программы для детей с глубокими нарушениями зрения/Под ред. Феоктистовой. – СПб. – 2000.

Задание 4: составление конспекта занятия по формированию пространственной ориентировки у дошкольников с нарушениями зрения.

Задачи изучения темы:

1. актуализировать представления студентов об особенностях развития пространственной ориентации у детей с нарушениями зрения.

2. формировать представление о содержании и методике формирования пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения.

3. учиться составлять конспект занятия по формированию пространственной ориентировки у дошкольников с нарушениями зрения.

Студенты изучают предложенные литературные источники, тексты лекций. На основании полученных представлений студенты составляют конспект занятия по схеме:

1. Обозначение уровня и этапа работы по формированию ориентировки.

2. Тема занятия.

3. Задачи.

4. Оборудование.

5. Ход занятия.

6. Индивидуальная работа.

Форма отчетности: конспект занятия.

Список литературы:

1. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией в условиях дошкольного образовательного учреждения. Дисс. на соиск. уч. степ доктора псих. наук. – М. – 1998. С. 18 – 47, 190 – 222, 235 – 248, 261 – 267.2. Подколзина Е.Н. Формирование ориентировки в пространстве у дошкольников 3-х и 4-х лет с косоглазием и амблиопией. Дисс. на соиск. уч. степ дканд. псих. наук. – М. – 1998. С. 75 – 100.

3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей)/под ред. Л.И. Плаксиной. – М. – 1997.

4. Специальные коррекционные программы для детей с глубокими нарушениями зрения/Под ред. Феоктистовой. – СПб. – 2000.

Наши рекомендации