Тема 2. Познание дошкольником социального мира путем приобщения к детской субкультуре

Одним из путей преодоления одностороннего подхода в реализации посреднической роли взрослых, основой построения личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и детского сообщества может стать познание взрослыми особенностей внутреннего мира детства, его самобытности, которые наиболее полно раскрываются в детской субкультуре.

Детская субкультура – это особая система социально-психологических признаков, компонентов, атрибутов, влияющих на стиль жизни, мышление детей, позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (А.В. Мудрик). В содержание детской субкультуры входит:

§ детский "правовой кодекс", раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимодействия, взаимоотношений со сверстниками. Это и правила вступления и выхода из различных форм и видов детских деятельностей, разнообразные ритуальные компоненты детского общения (например, примирительные ритуалы), специфические способы воспитательных воздействий на сверстников и разрешение спорных, конфликтных ситуаций (например, дразнилки, обзывалки);

§ детский фольклор: колыбельные песни, прибаутки, потешки, считалки;

§ своеобразные увлечения: детское собирательство (сокровищницы, секреты, тайники), детское коллекционирование;

§ способы и формы свободного времяпровождения, среди которых ведущее место занимают разнообразные виды игровой деятельности и продуктивные виды деятельности, а также походы в «особые» места: в «страшные» места (подвалы, чердаки, кладбище, заброшенные дома) и места, запрещенные взрослыми для посещений (свалка, мусорка, стройка); рассказывание страшных историй и т.д.;

§ детская мода;

§ субкультурные формы, которые играют решающую роль при овладении ребенком содержанием общечеловеческих ценностей: детские проблематизации, детское философствование, словотворчество, смеховой мир детства (перевертыши, нелепицы, истории-небылицы, «черный юмор» или детские садистские стишки), сказочный мир;

§ детская картина мира, то есть особая система мировоззренческих знаний о нем, которая включает в себя совокупность представлений - смысловых отношений в системе нескольких пространств, охватывающих основные стороны взаимодействия ребенка с миром: физическое пространство отношений к окружающей среде, социальное пространство отношений к другим людям (взрослым и сверстникам), моральное пространство норм и ценностей, личностное пространство отношения к себе, к своему будущему.

Благодаря детской субкультуре, передающей из поколения в поколение специфические способы организации детской деятельности, нормы и ценности мировосприятия, взаимоотношений со сверстниками, ребенок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир. Так, например, дразнилки и обзывалки, высмеивающие ябедничество, плаксивость, жадность, то есть выполняющие воспитательную функцию, помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание; колыбельные песни, потешки, прибаутки для самых маленьких имеют мировоззренческое значение, так как знакомят с простейшей моделью мироустройства: дом–защита и опасный внешний мир, куда до поры до времени ребенку ходить не надо; раскрывают принципы семейного жизнеустройства, формируют базовое доверие к близким и к миру в целом (место ребенка в доме – самое хорошее и красивое, мама – самая лучшая и заботливая, семья – защита и надежность); детское собирательство (сокровищницы, тайники, секреты) дает возможность ребенку материализовать свое тайное присутствие в том или ином месте и утвердить себя через эти предметы («я есть», «я могу»), помогает дошкольнику переживать чувство одиночества индивидуального существования, которое возникает в результате формирующейся личностной автономии.

У детской субкультуры есть специфические, самобытные законы, и одной из главных ее особенностей является то, что, с одной стороны, в ней мир детства заявляет о своем отличии от мира взрослых, а с другой стороны, детская субкультура – это скрытое диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ освоения взрослого социального мира, способ самоутверждения в нем.

Как показывает опыт общения с современными педагогами, родителями, подавляющее большинство из них не знают и не видят специфики существования и развития детской субкультуры. Большая часть усилий взрослых направлена на познание внешней, объективной формы существования мира детства, которая выделяет детей в особую демографическую группу и предполагает наличие определенных атрибутов ее существования, правил общения с детьми, воспитательных приемов, обычаев, традиций, направленных как на передачу социокультурного опыта, так и на «социальное причесывание» подрастающего поколения.

Однако мир детства существует и как субъективная реальность, в которой каждый ребенок и детское общество в целом создают и проживают свой, уникальный мир детства, для которого характерны отличительные особенности восприятия и познания социального мира, а также своеобразные способы конструирования культурно-воспитательного пространства жизне-деятельности каждого из ее членов.

Для поиска новых подходов к построению взаимоотношений взрослых и детей, для определения стратегии взаимодействия мира детства и мира взрослых в современном культурно-воспитательном пространстве необходимо создать условия для познания, понимания и принятия взрослыми детской субкультуры и ребенка как носителя, автора определенного культурного и субкультурного опыта.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Разработайте беседу с детьми старшего дошкольного возраста по одной из предложенных тем и проведите небольшое микроисследование с целью изучения содержания некоторых компонентов дошкольной субкультуры:

§ "Представления дошкольников о любви и браке";

§ "Как дети проводят свободное время";

§ "Мир чтения дошкольников";

§ "Телевизионные предпочтения детей";

§ "Богатство и бедность в восприятии детей";

§ "О чем мечтают дети".

2. Выберите из книги К. Чуковского «От 2 до 5» примеры детского философствования. Покажите, что через эту субкультурную форму дети познают мир человеческих отношений.

Литература

Основная литература

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.; Воронеж, 2000. - С. 92-136.

2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – Екатеринбург, 1999. – Гл. 11.

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 1999. – С. 62-69.

4. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб., 2000.

Дополнительная литература

1. Егорова М.С. и др. Из жизни людей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире. – СПб., 2001.

2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.; Воронеж, 2000. – С. 229-320.

3. Михайленко Н., Короткова Н. К портрету современного дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 1. – С. 27-36.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

Занятие 1

Наши рекомендации