Семья - это один из важнейших институтов воспитания
Функции семьи: генеративная (репродуктивная) - продолжение рода. * экономическая и хозяйственно-бытовая – ведение хозяйства на основе распределения семейных ролей и обязанностей, забота о нетрудоспособных членах семьи, * гедонистическая (функция здоровых сексуальных отношений), * рекреационная /рекреативная/ и психотерапевтическая – обеспечение условий для восстановления сил, здоровья членов семейного коллектива, * воспитательная – создание условий для формирования личности каждого члена семьи; передача и воспроизведение социального, трудового и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей. * первичной социализации.
Типология семей.
В зависимости от количества детей: бездетные, однодетные, малодетные (2-3 ребенка), многодетные (более 3 детей). В зависимости от состава семьи: однопоколенные (только супруги), двухпоколеные (родители и дети), межпоколенные (прародители, родители и дети). В зависимости от структуры семьи: полные (мать, отец, дети), неполные (мать или отец и дети), внебрачные (вариант неполной семьи, когда ребенок рождается при незарегистрированном браке).
В зависимости от характера взаимоотношений в семье: благополучная и неблагополучная. /Традиционное деление: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная – (М.И.Буянов)/.
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников.
Цель семейного воспитания – формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.
Задачи семейного воспитания – создать максимальные условия для роста и развития ребенка; * передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; * научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; * воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного Я.
Принципы семейного воспитания: вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников * Открытость и доверительность взаимоотношений в семье * Последовательность старших в своих требованиях * Оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на вопросы.
Правила семейного воспитания: запрещение физических наказаний, не морализировать, не требовать немедленного повиновения, не потакать и пр.
Три подхода к воспитанию (стиля семейного воспитания). Авторитарный подход – подавление самостоятельности, любой инициативы ребенка, требование послушания, жесткой дисциплины, применение запретов и наказаний как основных способов воздействия. * Либеральный подход – провозглашает абсолютную свободу ребенка в выборе ценностных ориентаций, поступков и действий. * Демократический подход – единство прав и обязанностей ребенка, оптимистический взгляд на его возможности и перспективы, стимулирующий его самостоятельность, активность, целеустремленность.
Тактики семейного воспитания /А.В.Петровский/. Диктат, опека, конфронтация, мирное сосуществование, сотрудничество.
Содержание семейного воспитания охватывает все направления: умственное, физическое, трудовое, эстетическое, экономическое… Центральное место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. В основе семейного воспитания лежит любовь к ребенку.
Типы неправильного семейного воспитания /М.И.Буянов/: Воспитание по типу Золушки – чрезмерная придирчивость, безразличие, враждебность, холодность, равнодушие, повышенные требования, эмоциональная отверженность /следствие - неврозы, озлобленность, нерешительность, боязливость, неспособность постоять за себя, уход в мир иллюзий…/. * Воспитание по типу «кумира» семьи - выполняются все требования детей /следствие – эгоцентризм, капризы, упрямство, потребительское отношение к окружающим/. * Воспитание по типу кронпринца – чаще всего, в зажиточных семьях, где родители, занятые собой, не уделяют ребенку должного внимания. * Гиперопека. Лишение ребенка самостоятельности, инициативы. /следствие: нерешительность, безынициативность, бунт против родительского засилья, принципиальное нарушение запретов; * Гипоопека – ребенок предоставлен сам себе. А также: Безнадзорность, бесконтрольность. /следствие: попадание под влияние негативных факторов социальной среды/. * «Жестокое воспитание». Страх /жестокость, приспособленчество…/. * Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. Оправдать честолюбивые надежды родителей. /страхи, постоянная тревога, невротические срывы/. * Синдром опасного обращения с детьми. Физическое наказание. /Крившенко, с.218-219/.
Негативные факторы семейного воспитания. Неадекватное воздействие материального благосостояния семьи. * Бездуховность родителей; отсутствие стремления к духовному развитию детей. * Авторитаризм либо либерализм; безнаказанности и всепрощение. * Безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье, противоправный образ жизни. * Отсутствие нормального психологического климата в семье. * Безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, противоречивость в применении методов, физические наказания). * Неумение, а часто и нежелание принять ребенка таким, каков он есть.
Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми: когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы. Умение слушать друг друга, стремление к поиску совместных решений – залог эффективного семейного воспитания.