Социально-педагогические проблемы однодетной семьи

Однодетная семья ставит ребенка в затруднительное положе­ние в плане общения, получения опыта коллективной деятель-

ности. В однодетной семье у ребенка нет наставников — старших братьев и сестер, нет и подопечных, благодаря которым он при­обретает соответствующий опыт защитника, "старшего". Однодет­ная семья суживает опыт коллективных отношений. Ребенок ста­новится центром семьи, которая отдает ему ласку, внимание, за­боту. Если же к этому прибавить еще потерю родителями педа­гогической нормы в удовлетворении желаний и потребностей ребенка, то станет понятным, почему уже у младших школьни­ков как устойчивые черты поведения проявляются эгоизм, нераз­витость коллективизма, черствость.

Замечено, что похолодели отношения между родными брать­ями и сестрами, не говоря уже о двоюродных, троюродных. Учи­телю важно иметь в виду и то, что, пока дети из однодетных се­мей были единицами, они легко обживались во дворе, школе, коллективе, кругу своих сверстников. Они видели семьи своих товарищей, имели хотя бы наглядные примеры отношений забо­ты, уважения в многодетной семье. Когда же однодетность стала массовым явлением, отчуждение между детьми приобрело устой­чивый характер.

§ 4. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника

Прежде чем перейти к характеристике основных форм и ме­тодов работы учителей с родителями учащихся, необходимо ос­тановиться на выявлении некоторых психолого-педагогических правил такого взаимодействия и способах установления контак­тов с семьей.

Первое правило. В основе работы школы и классного руково­дителя с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение автори­тета родителей. Нравоучительный, назидательный, категорич­ный тон нетерпим в работе классного руководителя, так как он может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потреб­ность родителей посоветоваться после категорических "должны", "обязаны" исчезает. Чаще всего родители знают свои обязанно­сти, но не у всех на практике воспитание получается таким, ка­ким оно должно быть. Им важно знать не только что делать, но и как делать. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей — это взаимное уважение. Тогда и форма-





Раздел V. Основы управления педагогическими системами

Глава 24. Взаимодействие социальных институтов в управлении пед. процессом 487



ми контроля становятся обмен опытом, совет и совместное об­суждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Цен­ность таких отношений в том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство собственной ответственности, требователь­ности, гражданского долга.

Помещавшиеся по месту работы родителей "Экраны успевае­мости", "Открытые журналы" не принесли необходимого резуль­тата; беседы с отцами и матерями, попавшими в "черные спи­ски", показывают, что пользы от их вывешивания нет, у родите­лей растет недовольство детьми, выливающееся в побои, наказа­ния, да и к школе в целом формируется негативное отношение. Отцы и матери заявляют, что у них душа не лежит идти в шко­лу, где говорят об их детях только плохое. Нередко в семье на этой почве обостряются отношения между матерью и отцом. В конечном итоге все это отражается на ребенке, усугубляя его негативное отношение к учителям, к школе, а педагогическая запущенность в целом не преодолевается, а осложняется. Учитель, классный руководитель в выборе форм и методов работы долж­ны исходить из необходимости укреплять и повышать авторитет родителей в глазах детей.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и ак­тивности в воспитании. Психологически родители готовы под­держать все требования, дела и начинания школы. Даже те ро­дители-, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью отно­сятся к воспитанию детей.

Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неос­торожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководи­тель — лицо официальное, но, по роду своей деятельности каса­ясь интимных сторон жизни семьи, нередко он становится воль­ным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от "чужих". Хороший классный руководитель в семье не чужой, в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуют­ся. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелатель­ным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

• Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные каче-

ства ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ори­ентация на успешное развитие личности. Формирование харак­тера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. При этом важно, если это воспринимается как проявление закономерностей развития (неравномерность и скач­кообразный характер его, жесткая причинно-следственная обу­словленность, избирательный характер отношений воспитуемого к воспитательным влияниям, мера словесных и практических методов воздействия), то сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызывают растерянности педагога. Хорошо извест­но, что существуют десятки способов решения возникающей пе­дагогической задачи, но только один из них является верным в данных конкретных условиях. И поэтому должен быть взгляд на педагогику как на науку об общих законах эффективного воздей­ствия на личность, а не как на рецептурный указатель.

Установление контактов с родителями, с семьей учащихся — первостепенная задача учителя, начало всех начал. Одной из форм установления контактов с семьей является посещение семьи школьника. Эта форма очень хорошо известна учителям и роди­телям, но необходимо остановиться на двух моментах посещения.

Посещение семьи должно осуществляться по приглашению. По данным статистики, более 90 % детей воспитывается сегодня в семьях, где отец и мать работают. Следовательно, не всякое время удобно для посещения учителя. Внезапное посещение учи­теля может вызвать смущение, замешательство родителей, заня­тых теми или иными делами, нарушить временно порядок, уют. В это время в доме могут оказаться родственники, гости, неред­ко случается так, что учитель не застает дома родителей или того из них, с кем планировалась беседа. Посещение по приглашению меняет радикально отношение учащихся к посещению семьи классным руководителем от негативного до активного положи­тельного.

К посещению нужно готовиться. Эта подготовка заключается в определении самого интересного, положительного в своих пи­томцах. Но это ценное нужно осмыслить и оценить так, чтобы психологически тонко и педагогически правильно прозвучали слова учителя.

Установлению контактов с семьей, родителями способствует пропаганда семейного воспитания. Богатый материал в этом от­ношении для родителей, классных руководителей представляют

Социально-педагогические проблемы однодетной семьи - student2.ru

Раздел V. Основы управления педагогическими системами

журналы "Семья и школа", "Воспитание школьников", другая литература по семейно-школьному воспитанию. Все это исполь­зует в своей работе классный руководитель. Но все-таки слово классного руководителя родители слушают с особым вниманием и волнением. Радостно и приятно услышать его похвалу в свой адрес, узнать, в каких семьях успешно решают задачи воспита­ния, почему возникают ошибки.

Одной из форм установления контактов является общение родителей и классных руководителей в процессе выполнения первыми педагогических поручений. Можно указать несколько ви­дов педагогических поручений.

Поручения, предполагающие активную воспитательную пози­цию, непосредственно работу с детьми (индивидуальную, груп­повую, коллективную): руководство кружком по интересам (или детским клубом, объединением по месту жительства, спортивной секцией, техническим кружком); индивидуальное шефство, на­ставничество и т.д.

Поручения, предполагающие оказание организационной помо­щи учителю, воспитателю: содействие в проведении экскурсий (обеспечение транспортом, путевками); в организации встреч с интересными людьми; в создании классной библиотеки, клуба любителей книги.

Поручения, предполагающие участие в развитии и укреплении материальной базы школы, в решении хозяйственных задач: уча­стие в оборудовании кабинетов, изготовлении оборудования, при­боров; помощь в ремонтных работах, в благоустройстве школы.

Названное далеко не исчерпывает всех видов общественной работы и поручений. Начать можно с обращения к родителям, чем бы они хотели заняться, и предложения ответить письменно на соответствующие вопросы (лучше это сделать на классном собрании).

§ 5. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся

Вся работа школы с семьей делится на две основные формы: коллективные и индивидуальные.

К коллективным формам работы относятся следующие.

Педагогический лекторий преследует цель привлечения вни­мания родителей к активным проблемам воспитания. Эта форма

Глава 24. Взаимодействие социальных институтов в управлении пед. процессом 489

предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.

Поклассный педагогический всеобуч лучше начинать в I — II классах, так как здесь закладывается отношение к школе, пе­дагогическому просвещению. Хорошо, если первые занятия про­водят руководители школы: завуч, директор, организатор вне­классной и внешкольной работы. Педагогический всеобуч может объединять классы-параллели.

Во многих школах работают университеты педагогических знаний для родителей, которые в сравнении с лекторием и по­классным всеобучем предполагают более сложные формы рабо­ты родителей по овладению теорией воспитания. Занятия преду­сматривают лекционный курс, а также семинарские занятия. Ко­нечно, не каждая родительская аудитория готова к работе по этой форме. Часто в школах имеет место упрощение этой "универси­тетской" системы работы, остается лишь сохранение названия при несоответствующем содержании.

Традиционными становятся в школах итоговые годовые науч­но-практические конференции родителей по проблемам воспита­ния. Определяется наиболее назревшая проблема семейного вос­питания — "Трудовое воспитание детей", "Самый короткий путь к добру — через прекрасное" и др. В течение года проводится ее теоретическое и практическое изучение в школе и в семье. То­гда конференция может быть действительно итоговой.

День открытых дверей или родительский день требует очень большой подготовки. Обычно его приурочивают к школьным каникулам перед началом четверти. Специально оформляется школа, назначаются дежурные, продумывается программа празд­ника и т.д. Примерная схема праздника:

концерт в актовом зале минут на 30 для родителей учащихся I — XI классов с предварительным выступлением школьного ак­тива. Отмечаются лучшие классы и отдельные ученики;

встреча в классах. Учащиеся рассказывают родителям о том, как живут, учатся, чему научились, демонстрируют свои умения и навыки. В I — IV классах дети готовят сувениры и вручают их родителям;

посещение выставок: "Лучшие рисунки", "Лучшие рукодель­ницы", "Фотоснайперы", "Изобретатели и конструкторы" и др.;

спортивные соревнования на приз родительского комитета; проводятся в спортзале;

490 Раздел V. Основы управления педагогическими системами

Глава 24. Взаимодействие социальных институтов в управлении пед. процессом 491



Социально-педагогические проблемы однодетной семьи - student2.ru просмотр в актовом зале художественного фильма; фильмы для родителей: "Первый ребенок", "Милочкина бо­лезнь", "Чья эта «двойка»?", "Папа и мама", "Однажды солгал", "Верните мне сына", "Семья Никитиных" и др.; демонстрируют­ся в трех классах, приспособленных для киноуроков.

Конечно, вариантов праздника может быть много, главное — показать работу всей школы, привлечь внимание родителей к вопросам воспитания.

Классные родительские собрания — традиционная форма ра­боты. Между тем методика проведения собраний нуждается в со­вершенствовании. Один из подходов к организации классных собраний — проблемная формулировка тем собраний: "Избавле­ние от трудностей или столкновение с ними помогает воспита­нию детей?", "Можно ли опоздать с воспитанием доброты, от­зывчивости?". Заинтересованному проведению такого собрания может помочь заранее составленный вопросник. Например, на собрании "Избавление от трудностей или столкновение с ними помогает воспитанию детей?" могут быть поставлены вопросы:

1. Припомните, какие жизненные трудности закаляли Ваш характер, вырабатывали волю.

2. Припомните и охарактеризуйте состояние Вашего ребенка (речь, поступки, чувства и настроение, результаты действия), когда он столкнулся с настоящей трудностью.

3. Часто ли Вы видите своего ребенка в преодолении трудно­стей?

4. Какие трудности чаще побеждает Ваш ребенок, с какими не справляется?

5. Как Ваш ребенок относится к избавлению от трудностей в семье?

6. Какими чувствами и мыслями руководствуетесь Вы, когда видите, что ребенок борется с трудностями, но преодолеть их не может?

Индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями. Некоторые формы индивидуальной рабо-/' ты уже были названы (посещение семьи, педагогическое поруче­ние).

Педагогические консультации — распространенная форма ин­дивидуальной работы. К сожалению, активность родителей замет­но уменьшается по мере того, как учащиеся переходят из класса в класс. В основе консультации лежат ответы на вопросы роди-

телей. Психолого-педагогическими основами консультации явля­ются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; выражение готовности в оказании помощи семье; конкретные ре­комендации и советы по возникающим у родителей вопросам.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Почему школа выступает организующим центром совместной де­ятельности школы, семьи, общественности?

2. Чем отличается педагогический коллектив школы от других кол­лективов?

3. Каковы признаки положительного психологического климата в педагогическом коллективе?

4. В чем проявляется специфика семьи как воспитательного коллек­тива и педагогической системы?

5. Назовите основные функции семьи по отношению к обществу и по отношению к конкретному человеку.

6. Каковы особенности развития современной семьи?

7. Приведите примеры, подтверждающие справедливость и правомер­ность рассмотренных в § 3 правил установления контактов с семьей школьника.

8. Раскройте методику проведения коллективных форм работы учи­теля-воспитателя с семьей учащихся.

9. Обоснуйте воспитательный эффект индивидуальных форм работы учителя-воспитателя с родителями.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Бойко В.В. Малодетная семья: социально-психологический аспект. — 2-е изд. — М., 1988.

Беликова Т.В. Учитель и школа: Пособие для учителей. — М., 1980. Воспитательная работа с учащимися вне школы / Под ред. Л.М.Николаевой. — М., 1981.

Дежникова Н.С. Педагогический коллектив школы. — М., 1984. Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. — М., 1983.

Капралова P.M. Работа классного руководителя с родителями учащихся. — М., 1980.

Ковалев СВ. Психология современной семьи. — М., 1988. Макаренко А.С. Книга для родителей. // Соч.: В 7 т. Т. IV. — М., 1957. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б.М.Бим-Бад и др. — М., 1987. Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ. — М., 1992. Фролова Г. И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростка­ми: Учеб. пособие. — М., 1986.

492 Раздел V. Основы управления педагогическими системами

Наши рекомендации