Критерии нравственной воспитанности
Определение критериев, разработка методики выявления нравственной воспитанности, учета и оценки поведения, деятельности школьников - -- важнейшее условие диагностики и совершенствования воспитательной работы с детьми. Личность во всем многообразии ее качеств и свойств существует как целостность. Ее нельзя разложить на изолированные качества и формировать их отдельно. Задача в том, чтобы выявить то главное, что представляет собой целостность, основообразующее начало личности, и то частное, производное, особенное, что дополняет и характеризует ее как индивидуальность.
Целостным и общим в личности являются главные, определяющие качества и свойства, такие, как убежденность, стойкость, целеустремленность, выражающие ее направленность и сущность. Производным, индивидуальным, неразрывно связанным с основными качествами личности являются такие показатели жизнедеятельности, как прилежание и успешность. Они могут быть выражены в виде качественных оценок или баллами. Любой вид деятельности ребенка: учение, труд, общественная работа, общение, внеучебная деятельность, творчество, обязанности в семье — может быть оценен с точки зрения прилежания и успешности. Показатели этих критериев опосредованно свидетельствуют о степени развития природных способностей и нравственной зрелости школьников.
Для эффективного осуществления воспитательного процесса в первую очередь необходимы определенные и четкие представления о сущности детской личности, ее основополагающих, ведущих качествах и свойствах. Для их выявления важное значение имеет рассмотрение, с учетом возрастных особенностей детей, основных требований к сущности, главным качествам и свойствам детской личности. Для этого нужно опираться на возрастную периодизацию. Все дети школьного возраста, начиная с шести лет, объединяются в следующие возрастные группы:
• школьники-дошкольники (шестилетки) (выделение их в особую возрастную группу необходимо, поскольку они физиологически, физически и психологически еще не ушли из дошкольного детства и не достигли оптимального развития, необходимого для систематического учения);
• младшие школьники (2—4-е классы) (7—9 лет);
• младшие подростки (5—7-е классы) (10—13 лет);
• юноши и девушки (10—11-е классы) (16—17 лет). Основные моральные требования к детям различных возрастных групп выражены в правилах для учащихся, в законах и уставах общественных объединений, школьных единых требованиях. Классному руководителю, воспитателю важно иметь вытекающий из этих документов краткий набор требований, с которыми он мог бы сравнивать
состояние нравственной воспитанности, основных личностных качеств своих учеников. При отборе и формулировании таких требований учитываются: возрастные возможности усвоения детьми обобщений и понятий; идейная, нравственно-эстетическая направленность их содержания; четкость выражения смысла и яркость, привлекательность формы; постепенность в нарастании сложности и глубины содержания; неразрывность связи с жизнью; соответствие детским устремлениям и увлечениям.
В конкретных условиях работы каждой школы, с учетом возрастающего уровня воспитанности детей, набор и содержание требований меняются. На каждом возрастном уровне они в основном и главном определяют, что, как, кого, с кем, за что: знать, уметь, любить, дружить, трудиться, бороться, беречь, помогать, творить. Эти девять требований носят обобщенный, всеобъемлющий характер, вбирают в себя многие нравственные нормы и выражают сущностные свойства и качества детской личности.
Рассмотрим примерные перечни основных требований применительно к различным возрастным группам.
От школьников-дошкольников требуется:
• знать, что они живут в России;
• уметь заботиться о самих себе, делать зарядку, сохранять свои вещи и игрушки, ухаживать за цветами и домашними животными;
• любить своих родителей, братьев и сестер, дедушку и бабушку, своих товарищей, природу и все живое;
• дружить с мальчиками и девочками из детского сада, двора, класса, быть другом папы и мамы, сестер и братьев;
• трудиться по дому, на уроках труда и вместе с друзьями выполнять задания по. самообслуживанию в школе;
• бороться с беспорядком, грязью, неправдой, злостью, завистью, жадностью в себе и в других;
• беречь хлеб, вещи, которыми постоянно пользуются в школе и дома, не расходовать зря свет, воду, дрова;
• помогать всем старшим, родителям, товарищам в труде и учебе;
• творить — рисовать, сочинять песенки, стихи, танцевать, создавать новые игрушки и игры.
Школьники-шестилетки, по сравнению с дошкольным детством, вступают в новый период жизни. Интенсивное формирование привычек, свойственное дошкольному возрасту, начинает тесно связываться с осознанием нравственных требований, способностью высказать простейшее нравственное суждение.
От младших школьников требуется:
• знать гимн, гордиться своей великой Родиной;
•уметь закалять свое тело, быть полезным в школе и дома, делать работу по самообслуживанию, устранять мелкие неполадки в домашнем и школьном хозяйстве;
• любить людей трудолюбивых, активных, инициативных, творческих, честных, справедливых, организованных; любить читать, мастерить, делать добро окружающим людям;
• дружить со всеми детьми и выбрать себе друга, которому можно все доверять и которого никогда не подведешь;
•трудиться с пользой для себя и людей на семейной ферме, огороде, на садовом и пришкольном участках, в школе по самообслуживанию, на уроках труда;
• бороться с собственной ленью и другими недостатками, критиковать недостатки своих товарищей;
• беречь общественное добро и родную природу;
• помогать старшим, участникам войны, инвалидам, пенсионерам, своим товарищам в учебе, труде, общественной работе;
• творить на уроках в самостоятельной работе, рисовать, петь, сочинять рассказы и сказки, играть в инсценировках.
В младшем школьном возрасте дети укрепляют привычки культурного поведения, интенсивно накапливают знания о нравственных формах. При оценке поведения учащихся в этот период с точки зрения прилежания и успешности учитывается не только прочность поведенческих умений, навыков, привычек, но и знания моральных требований, умение критиковать свое поведение и поведение своих товарищей.
От старших и младших подростков требуется:
• знать, что они граждане своей страны;
•уметь воспитывать в себе волю и мужество, твердый характер и целеустремленность, доброту и требовательность, способность не поддаваться соблазнам наживы, потребительства, курения, употребления спиртного, наркотических и токсических средств;
• любить Родину, людей, способных своим трудом беззаветно служить народу и крепко держать свое слово;
• дружить с ребятами всех национальностей верно и преданно; быть принципиальным, требовательным и чистым в дружбе;
• трудиться в школьных мастерских, на любой общественно полезной работе добросовестно, дисциплинированно и ответственно;
• бороться с проявлениями в себе и своих товарищах тщеславия, -самодовольства, жестокости, чванства, равнодушия к людям и делу;
• беречь свое человеческое достоинство и честь; все добро, созданное народом, охранять и восстанавливать памятники культуры;
• помогать всем попавшим в беду и не требовать награды за добрый поступок; проявлять доброту и заботливость о людях в повседневной жизни;
• творить в учебе, в искусстве, в любом деле, в котором чувствуешь способность и тягу к творчеству.
В подростковый период в личности ребенка происходят качественные изменения, связанные с половым созреванием и ростом самосознания. Подросток начинает ощущать, осознавать себя личностью. Он еще не личность в восприятии взрослых, но уже личность в собственном восприятии. Овладение комплексом нравственных требований способствует его личному развитию.
От юношей и девушек старшего школьного возраста требуется:
• знать, что они вместе с народом ответственны за судьбы обновления общества, за умножение общественного богатства и мирное небо над головой;
• уметь владеть собой, правильно, в интересах общества и собственной личности выбрать профессию, быть требовательным к себе и окружающим, стать защитником Родины;
• любить свой народ, духовную культуру своего многонационального народа и прогрессивную культуру всех стран;
• дружить со сверстниками всех национальностей, быть интер-'националистами; быть преданным и верным в дружбе;
• трудиться активно и производительно в УПК, на производстве, в колхозах и совхозах, подрядных бригадах, на семейных фермах, в строительстве, кооперативных объединениях; упорно овладевать компьютерной грамотностью и новой техникой;
• бороться с мещанством во вкусах и быту, с тунеядством, безалаберностью и безответственностью, с проявлениями потребительской психологии, с хулиганством и пьянством;
• беречь боевые и трудовые традиции народа, охранять общественные и другие виды собственности от расхитителей и разгильдяев;
• помогать своим товарищам добиваться высоких результатов в труде, учебе, овладении военным делом, в физкультуре и спорте;
• творить новое в труде, красоту в искусстве, в общеизвестных отношениях, нравственную красоту в самом себе.
В юности происходит стабилизация главных, основообразующих нравственных свойств, качеств личности. Ребята в чтом возрасте стремятся к самореализации в живом, конкретном деле, к применению на практике, в настоящей жизни накопленных знаний, умений и социального опыта. Многие старшие подростки, юноши и девушки занимаются самовоспитанием, испытывают сильное воздействие внутренних моральных стимулов и побуждений, пользуются самозапретом, самоконтролем, переживают мучения совести.
Нравственно-эстетическая сущность детской личности, ее соответствие или несоответствие основным нравственным требованиям подвергается постоянным изменениям в результате участия ребенка в динамичных общественных отношениях. В них есть нравственно-положительные тенденции, а есть и негативные, отрицательно влияющие на ребенка. В процессе деятельно.сти, общения, поведения детей направленность формирования нравственных свойств и качеств их личности может быть выявлена компетентными экспертами — учителями, родителями, детским коллективом. Классный руководитель, используя компетентные суждения, анкетный опрос, собственные наблюдения, сводит всю информацию воедино, анализирует ее, разбирается в несоответствиях, противоречивости суждений и оценивает направленность нравственного развития школьника на данный момент. Такую оценку наиболее рационально производить не реже двух раз в год, что дает динамичную картину нравственного развития учащихся. Выявлением направленности развития личности важно заинтересовать самих детей, используя оценку в качестве средства их самопознания, познания своих товарищей как стимул нравственного самовоспитания и самосовершенствования. Нравственно-эстетическая направленность, тенденция развития нравственных качеств и свойств детской личности оценивается как примерная, хорошая, удовлетворительная и неудовлетворительная. Оценке подвергаются не только поступки, в которых не всегда просматривается истинная суть отношений ребенка к жизни, а именно направленность, тенденция развития нравственной сущности детской личности, объективно отражающихся и выражающихся в поведении, в отношениях, взаимодействиях, суждениях, мнениях детей и взрослых друг о друге.
Личность ребенка проявляется во взаимодействиях и взаимоотношениях, возникающих в основных видах детской деятельности: учении, внеурочной деятельности, труде, общественной деятельности в коллективе, в семье и на улице. Общая оценка тенденции нравственного развития существенно дополняется, конкретизируется и более четко выражается оценкой деятельности ребенка в целостном учебно-воспитательном процессе. Объективными и справедливыми, применимыми ко всем детям критериями оценки их деятельности в учебно-воспитательном процессе являются прилежание и успеваемость. Эти критерии глубоко демократичны. Все, чем должны овладеть дети в науке, труде, общении, отношениях, вполне доступно каждому нормальному ребенку. Успех зависит от прилежания самого ребенка, его настойчивого стремления добиться цели..Знание уровня прилежания и успеваемости существенно помогает представить полной, целостной картину личности, способствует более глубокому и объективному ее пониманию. При общей положительной оценке нравственного состояния ребенка проявление им хорошего прилежания, достижение успеваемости в учебе, труде, общественной работе значительно повышает общую социально-психологическую оценку детской личности. Если же нравственная направленность ребенка оценивается неудовлетворительно, как не отвечающая требованиям-критериям нравственных норм, то даже самое упорное прилежание и успехи в различных видах деятельности не дают основания для его общей положительной оценки.
Оценка детской личности может быть выражена в виде «формулы нравственной воспитанности» или «формулы поведения».