Сущность и компоненты процесса Проф.обучения

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в её развитии и саморазвитии.

(Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие педагога и обучаемого, направленное на достижение заданной цели по воспитанию обучению, образованию и развитию личности.)

Педагогический процесс это:

•динамическая система;

•система взаимодействия педагога и обучаемого;

•система деятельности;

•система взаимодействия обучения, воспитания, образования и развития;

•система взаимодействия теоретического и производственного обучения.

Целостность педагогического процесса проявляется:

•в единстве процессов обучения, воспитания, формирования и развития;

•в наличии общего и сохранении специфики этих процессов;

•в соподчинении всех элементов педагогического процесса (Ц-С-М/С-Р-R).

Компоненты педагогического процесса:

- педагоги и воспитанники – являются субъектами и главными компонентами

- содержание образования ( опыт, базовая культура)

- педагогические средства – материальные ( наглядные, технические, электронные), художественные…

Педагогический процесс включает в себя два взаимосвязанных компонента: профессионально-педагогическую деятельность педагогов и познавательную деятельность обучающихся.

Профессионально-педагогическая деятельность осуществляется по единому алгоритму, включающему в себя:

1.анализ исходной ситуации, определение и постановку цели обучения;

2.планирование учебно-профессиональной деятельности, отбор содержания и средств подачи (различными способами) новых фрагментов учебного материала;

3.осуществление операций, организующих профессионально-познавательную деятельность обучающихся;

4.организацию обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала;

5.анализ и оценку результатов обучения.

Познавательная деятельность обучающихся представляет собой единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. В ней могут быть выделены следующие компоненты:

•анализ исходного уровня своей общеобразовательной и профессиональной подготовленности;

•осознание и принятие цели и задач профессионального обучения;

•планирование и организация своей учебной деятельности;

•самоанализ и самоконтроль профессионально-познавательной деятельности;

•самоанализ и самооценка результатов.

Профессионально-педагогическая деятельность является определяющим фактором успешности профессионального обучения. Однако эта успешность зависит также и от активности обучающихся. Процесс обучения не может быть эффективным без применения современных методов и дидактических средств. В свою очередь, методы, формы и средства обучения определяются содержанием образования и уровнем личностного и профессионального развития учащихся.

Таким образом, процесс профессионального обучения — это целостное педагогическое явление. Все его компоненты тесно взаимосвязаны: цели обучения воплощены в содержание образования, которое определяет его методы, формы и средства. В реальной педагогической действительности процесс профессионального обучения носит циклический характер. Каждый его дидактический цикл представляет собой функциональную систему, основанную на совместной деятельности всех субъектов процесса обучения.

Педагогический процесс как система включает в себя взаимосвязанные, внедренные друг в друг в компоненты: процесс формирования, процесс развития, процесс воспитания, процесс обучения, сотрудничество (взаимодействие) педагога и обучающегося, систему условий, форм, методов организации педагогического процесса.

Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и обучаемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты — целевой, содержательный, деятельностный, результативный.

Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели — всестороннего и гармонического развития личности — до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.

Цель-предвосхищение в сознании конечного результата взаимодействия педагога и учащегося; особенностью цели является ее представление в начале взаимодействия.

Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, а деятельностный — взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат.

Принцип-основные идеи, положенный в основу педагогического процесса, следование которым позволяет достичь поставленных целей

Содержание-часть опыта поколений, которая передается учащемся для достижения поставленной цели.

Метод-последовательность действий педагога и учащегося, посредством которых передается, а затем усваивается, перерабатывается и воспроизводится содержание (рассказ, беседа, инструктаж)

Средства-материализованные предметные и регулятивные посредники организации взаимодействия педагога и учащегося к средствам относятся: учебное оборудование, инструменты, технические средства обучения, учебники, наглядные пособия, правила и методы взаимодействия, действия и приемы.

Форма- устойчивая, завершенная его организация в единстве всех компонентов.

Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Рефлексия-процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Можно выделить основные составляющие педагогического процесса:

•цель;

•принцип;

•содержание;

•методы, средства, формы;

•результат;

•рефлексия.

Все перечисленные нами компоненты могут быть реализованы только на основе взаимодействия педагога и обучающегося.

Что же движет педагогическим процессом? Движущими силами его являются противоречия.

Наши рекомендации