Поэтический мир Марины Цветаевой
Название стихотворения
тема
идея
образ лирической героини
образы-символы (значение)
приемы,
цвета (значение)
Любовь, дружба, назначение поэта, Родина, странничества, души и тела)
"Рефлексия”
Обучающиеся отвечают на один из вопросов:
· Что на уроке оказалось самым трудным? Интересным?
· Что нового я узнал о Марине Цветаевой? О себе? О своих одноклассниках?
Преподаватель:К нашему занятию я просила вас почитать дополнительную литературу о жизни и творчестве поэтессы.
Что нового вы узнали? (Звучат сообщения учащихся).
- Основные темы творчества.
- Конфликт быта и бытия, времени и вечности.
- Поэзия как напряжённый монолог-исповедь.
- Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой.
- Своеобразие стиля поэтессы.
Преподаватель:На нашем занятии прозвучали стихи М.Цветаевой, романсы на её произведения. Я надеюсь, что имя Марины Цветаевой, талантливой русской поэтессы, вы не забудете. И наряду со всем народом русским будете чтить её память. Ибо её творческое наследие поражает глубиной мысли, новаторством формы, поэтическим предвидением и тонким проникновением в суть человеческой жизни, необыкновенным лиризмом и яркой ритмомелодикой.
Звучит стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины…»
Домашнее задание:
Преподаватель:Напишите сочинение-миниатюру о Марине Цветаевой «Если душа родилась крылатой».
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
Изменения и коррективы, которые происходят в последнее время в Украине, в целом, и в системе образования, в частности, требуют переосмысления всех факторов, от которых зависит качество обучения. Концепция литературного образования 12-летней общеобразовательной школы в Украине создана на принципах личностно-ориентированного обучения. То есть учащейся становится уже не объектом обучения, а его субъектом, что, безусловно, ведет за собой необходимость переосмысления целей и задач современного образовательного процесса. Таким образом, изучение литературы призвано привлечь школьника к процессу субъективизации знаний, познания окружающего мира и самого себя в процессе обучения. Поэтому равноправный диалог, плюрализм взглядов всех участников учебного процесса должны стать приоритетными принципами развития читательской деятельности в школе, которые способствуют рождению в сознании учащегося своего «собственного текста», обогащенного личностным «Я».
Сегодня перспективы развития многих школьных дисциплин закономерно связывают с внедрением инновационных технологий обучения.
Мы рассмотрели урок Творческая мастерская по литературе как явление инновационной педагогической системы. Она признана одним из современных способов ведения урока, общения учащихся и педагога. Мастерские успешно включаются в систему литературного образования наряду с другими способами работы. В основе технологии – ценностные ориентации, целевые установки учителя; технологическая цепочка выстраивается строго в соответствии с поставленной целью и гарантирует достижение цели. Творческая мастерская – интеграция инновационного и традиционного опыта. Уроки – мастерские впервые появились во Франции около 90 лет назад. В Отечественной педагогике – с 1990г.
В работе предложенной нами педагогической мастерской «Жизнь и творчество М. И. Цветаевой» большая роль отводится мастеру (преподавателю), который:
1. Создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
2. Включает эмоциональную сферу учащегося, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность в изучении темы (проблемы ).
3. Работает вместе со всеми, он равен учащемуся в поиске знания. Не торопится отвечать на вопросы.
4. Необходимую информацию он подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней учащихся.
5. Исключает официальное оценивание работы учащегося (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через афиширование работ дает возможность появления самооценки учащегося и ее самокоррекции.
ВЫВОДЫ
«Она искренно, матерински любит своего сына, любит его потому только, что она родила его, что он ее сын, а совсем не потому, чтобы она видела в нем проблески человеческого достоинства». (В.Г.Белинский.) [16].
Говоря о теме материнской любви в русской литературе, хотелось бы сразу отметить, что в произведениях русских классиков образу матери главное место обычно не отводится, мать, как правило, занимает второстепенное положение, а чаще всего и вовсе отсутствует. Но, несмотря на то, что писатели мало уделяли внимание этой теме, образ матери у разных писателей в разное время, в разных произведениях наделен одними общими чертами. Литература – это неиссякаемый источник в воспитании нравственных начал человека. Тема Матери – актуальна для каждого человека. Всем живущим на этой земле нужно научиться благоговейно любить и беспредельно благодарить, понимать и ценить свою мать. Мудрость, светоносность, гуманность берут начало в любви к матери. Именно поэтому образ матери становится одним из главных в русской литературе. Первое произведение, изучаемое в школе, где появляется образ матери – это комедия Фонвизина «Недоросль», написанная в 1782 году. здесь мы видим главные черты образа матери в русской литературе – это безотчетная любовь к своему ребенку и не за личностные качества [17]. Глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке: сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта.
Мы рассмотрели художественный образ матери в творчестве Цветаевой на уроках литературы. При изучении данного вопроса, основной акцент был сделан на особенности учебного процесса в условиях современного инновационного развития. Сегодня одной из важнейших целей образования является развитие у школьников познавательной активности, самостоятельности и способности к самоорганизации и творчеству, развитие таких качеств, которые будут характеризовать его как субъекта учения.
Изучение поэзии на уроках литературы предполагает глубокое изучение фактов биографии поэта, особенностей творческого написания произведений, их цикличности. Так, для понимания личности художника Марины Цветаевой, нами была рассмотрена ее автобиографическая проза («Мать и Музыка», «Отец и его музей», «Мой Пушкин»). С уверенностью можно говорить о влиянии двух родственных связей: отца, матери плюс (благодаря именно им) историко-литературного гения А. С. Пушкина – на становление поэта в Марине Ивановне. Образы родителей обрели свою полновесную значимость на страницах книг Марины Цветаевой: уже в сознательном возрасте она в своем художественном творчестве выступила как исследователь, изучая, познавая, раскрывая, постигая личности родителей и, таким образом, рассказала о себе. Марина Ивановна осознавала, что является воплощением лучших родительских качеств и устремлений.
тема материнства – одна из ключевых в поэзии М. И. Цветаевой. Стихотворения, обращенные к Ариадне, жизнерадостны. Поэтесса воспринимает девочку как чудо, данное свыше.
Проанализированные нами стихотворения («Четвертый год…», «Ты будешь невинной, тонкой…», «Идёшь, на меня похожий…», «Две руки, легко опущенные…», «Когда-нибудь, прелестное создание...») не единичны. У Марины Цветаевой есть целый цикл работ, посвященных как Ариадне, так и младшим детям: Ирине и Георгию. С появлением нового ребенка рождался новый мотив в лирике поэта.
Стоит отметить, что особое внимание поэтесса уделяла одаренности дочери.
Лирическая героиня стихотворений, посвященных дочери, идентична самому автору. На это указывают:
1. упоминание Марины Цветаевой своей профессии: «Ты будешь, как я – бесспорно – / И лучше писать стихи»;
2. соответствие манеры общения матери и дочери в жизни и в стихотворениях (вспомним хотя бы необычное обращение «Марина»);
3. сравнение ребенка с Наполеоном (две самые значимые фигуры в то время для 23-летней М. И. Цветаевой);
4. соответствие фактов из жизни Ариадны Эфрон фактам из стихотворений: «Четвертый год…» написано весной 1916 года, когда Але было 3,5 года; образ Москвы, Кремля не случаен: детская наивная просьба «купить кремлевские башни» описана в воспоминаниях Ариадна Эфрон и в автобиографической прозе Марины Цветаевой.
Таким образом, стоит отметить тот факт, что рассматриваемая нами тема необъятна, перспективна. Нельзя говорить об исчерпаемости сделанных выводов и завершенности проведенного исследования. В последние годы современное гуманитарное образование школьников претерпевает ряд изменений. Одним из них является приоритет интерактивных форм преподавания различных учебных дисциплин. Подчеркнем, что интерактивное — это коммуникативно-диалогическое обучение, направленное на активизацию познавательной деятельности школьников.
Диалогичность урока, обсуждение разных взглядов, сопоставление разных точек зрения, дискуссия и полемика ведут класс к более глубокому восприятию произведений, которое, всегда оставаясь личностным, все ближе и ближе приближается вместе с тем к постижению объективного смысла слова писателя. Безусловно, важно учитывать, что диалог противостоит авторитарности, единообразию и единоначалию, любым догматическим высказываниям, отрицает любые преимущества в провозглашении взглядов, подчеркивает необходимость множественности личностных позиций при изучении литературы. Поэтому особое внимание должно быть обращено на форму презентации учебного материала.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лингвистика и литература [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.mlis.ru/literature/171-lingvistika-i-literaturovedenie-kak-chasti-filologii.html
2. Система воспитания ценностного отношения к материнству [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.dslib.net/obw-pedagogika/sistema-vospitanija-cennostnogo-otnoshenija-k-materinstvu.html
3. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. – М.,1999. – 333с.
4. Григорьева Е.А. Концепты ирреального мира в русском, чувашском, английском языках. – Казань, 2005
5. Александрова 3.Е. Словарь синонимов русского язык (под редакцией Л.А. Чешко). М., Русский язык 1986.
6. Фромм Э. Здоровое общество // Хорни К., Фромм Э. Психоанализ и культура. М., 1995.
7. Мережковский Д.С. М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества // М.Ю. Лермонтов pro et contra. СПб., 2002.
8. Федотов Г.П. Сумерки отечества // Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Т. 1. М., 1960.
9. Там же. С. 326.
10. Соловьев В.С. Лекции по истории философии // Вопросы философии. – 1989, № 6.
11. Шмелев А.Д. Русская языковая модель мира: Материалы к словарю. М.: Языки славянской культуры, 2002.
12. Воркачев С.Г. «Поединок роковой»: концепт любви в русской поэзии. // Жанры речи: Вып. IV: Жанр и концепт. Саратов: Колледж, 2005.
13. Буров А.А. Когниолингвистические вариации на тему русской языковой картины мира. Пятигорск: Издательство ПГЛУ, 2003.
14. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: В 3т. М.: Наука, 1985. Т.II.
15. http://uchebnikionline.com/pedagogika/pedagogika_-_moyseyuk_nye/realizatsiya_zmistu_osviti_suchasniy_shkoli.htm
16. В.Г. Белинский «Гамлет, драма Шекспира»//Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1954. Т. 7.
17. Д.И. Фонвизин «Недоросль».// М., Правда, 1981.
18. Цветаева М. И. Письмо Розанову В. В. [Электронный ресурс] / М. И. Цветаева. – Режим доступа:
http://www.tsvetayeva.com/letters/let_rozanovu.php
19. Цветаева М. И. «Поэты с историей и без истории» [Электронный ресурс] / М. И. Цветаева. – Режим доступа:
http://www.tsvetayeva.com/prose/pr_poety_s_ist.php
20. Цветаева М. И. Письмо Ломоносовой Р. Н. [Электронный ресурс] / М. И. Цветаева. – Режим доступа:
http://www.tsvetayeva.com/letters/let_lom2.php
21. Цветаева М. И. Вечерний альбом «В Люксембургском саду» / М. И. Цветаева. – М., – 1910. – с. 25.
22. Цветаева М. И. Сводные тетради. Наследие Марины Цветаевой [Электронный ресурс] / М. И. Цветаева. – Режим доступа:
http://www.tsvetayeva.com/put-neprikayannoi-dushi-o-marine-tsvetaevoi-i-ne tolko-2.php
23. Цветаева М. И. «Ты будешь невинной, тонкой…» [Электронный ресурс] / М. И. Цветаева. – Режим доступа:
http://www.tsvetayeva.com/cycle_poems/ale_1.php#n1
24. Цветаева М. И. Записная книжка.Наследие Марины Цветаевой[Электронный ресурс] / М. И. Цветаева. – Режим доступа:
http://www.tsvetayeva.com/prose/pr_2zap.php
25. Цветаева М. И. Версты. «Четвёртый год…» [Электронный ресурс] / М. И. Цветаева. – Режим доступа: