Дидактических системах? Обоснуйте свой выбор
1. Да. 2. Нет. 3. Частично. 4. Не знаю. 5. Некорректный вопрос.
X. О чем свидетельствует частичное совпадение целей во всех дидактических системах? Докажите свою правоту.
1. О том, что есть вечные непреходящие ценности обуче
ния и образования.
2. О консерватизме человеческого мышления.
3. Об инертности школы.
4. О том, что трудно менять составленные программы.
5. О нежелании педагогов внедрять новые идеи.
I Содержание учебного процесса
Содержание учебного процесса — конкретный ответ на вопрос, чему учить подрастающее поколение, какие знания отобрать из всех богатств, накопленных человечеством. Под содер-
Ижанием понимается система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Категория содержания образования всегда требует конкретизации: абстрактного, оторванного от внутренней сущности системы содержания не существует. Содержание общего образования составляет основу для всестороннего развития учащихся, формирования их мышления, познавательных интересов и подготовки к трудовой деятельности. Являясь средством воплощения и жизнь целей обучения (образования), содержание должно отражать как текущие, так и перспективные потребности общества, а также отдельных людей. Именно потребности в наибольшей степени направляют формирование содержания и включение его в программы учебных заведений различных типов и уровней, но не только они. Как система зависимая, про-и шодная от других систем содержание формируется сложно и противоречиво, ибо несет на себе отпечаток приоритетов систем, причастных к его возникновению. Нужно подчеркнуть в этой связи, что содержание образования всегда было и остается предметом острой идеологической (политической) борьбы — стремление противоборствующих сил распространить свое влияние на школу, а через нее и на все общество. Этот фактор носит настолько непреходящий характер, что его целесообразно рассматривать как одну из закономерностей формирования содержания образования. Среди систем, в наибольшей степени обусловливающих формирование содержания обучения, выделяются системы: 1) принятых целей; 2) социальных и научных достижений; 3) социальных потребностей; 4) личных потребностей; 5) педагогических возможностей и др. Схема формирования содержания под воздействием вьщеленных систем представлена на рис. 19.
Система потребностей (социальных и личностных) неразрывно связана с рассмотренной выше системой целей. На нынешнем этапе построения новой русской школы образование должно стать основой создания нового демократического государства, культурного и духовного возрождения, эпохальных преобразований во всех сферах человеческой деятельности, становления демократического общества и рыночных отношений, повышения уровня развития отечественной науки и техники до лучших мировых стандартов. Должна быть, наконец, решена проблема: как наилучшим образом согласовать, соединить общественные и личностные интересы, как, не ослабляя
Существенные потребности |
Содержание образования |
Личные потребности |
Возмож ности |
1Г
Рис. 19
ориентации на удовлетворение общественных потребностей, сделать образование личностно значимым, необходимым и привлекательным для каждого человека.
Традиционно большое значение для формирования содержания школьного образования имеет система социальных и научных достижений. Исследования, проведенные в области импликации (внедрения) научных достижений в содержание образования, показали, что период времени (лаг) между появлением нового научного открытия или новой социальной идеи и началом их систематического изучения в школе неуклонно сокращается. В настоящее время он уменьшился настолько, что отражение новых идей детерминируется лишь сроками выхода учебных
'I
книг. Если для изучения телеграфа в школе потребовалось 60 лет после изобретения Морзе, эволюционное учение Дарвина пробивало себе дорогу в школьные программы 56 лет, радио (Попов) — 40, теория строения атома (Бор) — 30, то с транзис-юром школьники познакомились уже через 10 лет после его изобретения, синтезом инсулина, новейших трансурановых элементов, исследованиями космоса с помощью искусственных спутников, бионикой, космической биологией, современными образцами разнообразной техники — через 4—5 лет.
Наконец, система возможностей, о значении которой много говорилось в связи с осуществлением воспитательного процесса, играет роль своеобразного регулятора, открывающего или запрещающего попадание в содержание образования сведений, требующих определенного уровня оснащения учебного процесса, материально-технических и экономических возможностей. Н данной системе содержатся и ограничения возрастного характера. Начавшееся в 70-е годы в мировой дидактике движение за совершенствование содержания путем введения в школьные программы сложных разделов, изучавшихся ранее только в старших классах, а то и вузах, не увенчалось успехом, еще раз подтвердив наличие возрастных возможностей обучения, с которыми необходимо считаться. Сегодня неопровержимо доказано, что запомнить ребенок может все, и чем он моложе, тем (юльше и быстрее; другое дело — осмыслить, понять, усвоить, ибо для этого необходим определенный уровень развития.
Требования к содержанию обучения в средней общеобразо-пательной школе определяются государственной стратегией развития образования. В содержании образования прослеживаются два аспекта — национальный и общечеловеческий. Общими основами определения содержания школьного образования являются: гуманизация, дифференциация, интеграция, широкое применение новых информационных технологий, формирование творческой личности как условие и результат полноценного, многокомпонентного процесса обучения.
Гуманизация содержания образования — многомерное направление, составленное из возможностей не только гуманитарных, но и всех других предметов. Необходимо оптимальное соотношение гуманитарных и естественных дисциплин, а также наполнение курсов математических, биологических, технических дисциплин «очеловеченными» знаниями, роль которых непреходяща в формировании научной картины мира, понимании
учащимися взаимосвязи человека с обществом, техникой. Овладение гуманистически направленным содержанием ведет к формированию гуманистического типа мышления, личностно ориентированного миропонимания, оптимистических взглядов на проблемы жизни и выживания, пониманию обучаемыми смысла жизни человека, который в любых условиях должен не только быть источником рабочей силы, но и сохранять свою самоценность и самобытность. Приоритетная роль в гуманизации школы принадлежит языковому и литературному (словесному) образованию, эстетическому воспитанию, человековедческим курсам, позволяющим детям лучше познать себя и мир, овладеть навыками самоорганизации и саморегуляции поведения.
В базовом образовании системообразующая роль принадлежит гуманитарному и естественно-математическому образованию.
| Принципы формирования содержания
Анализ большого количества отечественных и зарубежных дидактических источников позволяет выделить следующие общие принципы формирования содержания школьного образования:
1. Гуманистичности, обеспечивающей приоритет обще
человеческих ценностей и здоровья человека, свободного
развития личности.
2. Научности, проявляющейся в соответствии предлагае
мых для изучения в школе знаний последним достижениям
научного, социального и культурного прогресса.
3. Последовательности, заключающейся в планирова
нии содержания, развивающегося по восходящей линии, где
каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает
из него.
4. Историзма, означающего воспроизведение в школь
ных курсах истории развития той или иной отрасли науки,
человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми
проблемами деятельности выдающихся ученых.
5. Систематичности, предполагающей рассмотрение
изучаемых знаний и формируемых умений в системе, по
строение всех учебных курсов и всего содержания школьно
го обучения как систем, входящих друг в друга и в общую
систему человеческой культуры.
6. Связи с жизнью как способа верификации (проверки)
действеннности изучаемых знаний и формируемых умений
и как универсального средства подкрепления школьного об
разования реальной практикой.
7. Соответствия возрастным возможностям и уровню
подготовленности школьников, которым та или иная систе
ма знаний, умений предлагается для освоения; если мате
риал, которым учащиеся овладевают, слишком легок, то и
знания, и познавательные силы растут медленно, несораз
мерно с их возможностями.
8. Доступности, определяемой структурой учебных пла
нов и программ, способом изложения научных знаний в
учебных книгах, а также порядком введения и оптимальным
количеством изучаемых научных понятий и терминов.
В программах обучения должны содержаться сведения, учитывающие общественные и индивидуальные потребности, отражающие основное современное содержание большой воспитательной и познавательной ценности. Содержание должно быть подобрано таким образом, чтобы учителя имели возможность индивидуализировать свою учебно-воспитательную работу с учетом интересов и способностей учащихся. В рамках так называемых родственных дисциплин обращается внимание на взаимосвязь отдельных разделов и тем. Содержание должно заключать в себе богатые воспитательные возможности. В него следует вводить материал, облегчающий профессиональную ориентацию молодежи.
Содержание учебного процесса как система может иметь I различную структуру изложения (представления). Элементы структуры — это отдельные знания или их элементы (шаги, порции), которые могут «сцепляться» между собой различным образом. Наиболее распространенными в настоящее время являются линейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры изложения содержания.
При линейной структуре отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обучения, как правило, только один раз. При выборе такой структуры изложения особенно важно придерживаться требований последовательности, историзма, систематичности,
11 И. П. Подласый, кн. 1
доступности. Данная структура оправдывает себя при изложении истории, языков, литературы, музыки и т. д.
Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз, причем его содержание постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. На первых ступенях обучения даются элементарные представления, которые по мере накопления знаний и роста познавательных возможностей углубляются и расширяются. Эта структура широко используется при изложении физики, химии, биологии.
Характерной особенностью спиральной структуры изложения является то, что учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В спиральной структуре нет перерывов, характерных для концентрической структуры, нет в ней и одноразовости в изучении знаний, которая отличает линейную структуру. Наиболее эффективной спиральная структура оказывается при организации содержания общественных, педагогических, психологических наук.
Составители учебных книг сегодня все больше используют возможности смешанной структуры, являющейся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур. Она позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.
При выборе структуры организации содержания учитываются цели обучения, требования к уровню обученное™, характер и особенности изучаемых знаний, а также, по возможности, особенности тех групп учащихся, которым будет адресовано разрабатываемое содержание.
| Теории организации содержания образования
Какой характер должно иметь образование, что оно должно давать человеку? По этим вопросам существуют различные точки зрения, влияющие на формирование содержания. Наибольшую популярность приобрели две теории — материального и формального образования.
Сторонники материального образования разделяют точку зрения Я.А. Коменского, согласно которой основная цель школы состоит в передаче учащимся как можно большего
11*
объема знаний из различных областей науки. Выпускник, прошедший хорошую школу, должен стать энциклопедически образованным.
Приверженцами материального образования были многие известные педагоги XIX в. Энциклопедическая модель была принята в большинстве престижных учебных заведений Европы, в частности в российских классических гимназиях. Имеет она своих сторонников и сегодня. Возрождаемые по типу дореволюционных современные гимназии во многом копируют классическую структуру учебных предметов. Наряду с несомненными преимуществами материальное образование имеет и недостатки. Это слабая связь между курсами, переполненными учебным материалом, не всегда нужным для развития учащихся. В этих условиях учитель вынужден торопливо, нередко поверхностно преподавать предмет, программы обучения могут составляться только по линейной схеме.
В противоположность представителям энциклопедизма сторонники дидактического формализма придерживаются древнего афоризма: многознание уму не научает. На этих позициях стояли древнегреческий философ Гераклит, древнеримский правовед Цицерон, немецкий философ Э. Кант, а также педагог Ф. Дистервег, рекомендовавший учить воспитанников мыслить, «а остальное, т. е. знания, придет к ним в процессе роста». И. Гербарт, Г. Спенсер также были сторонниками дидактического формализма, их позиция в настоящее время нашла подкрепление в исследованиях известного психолога Ж. Пиаже. Несомненная заслуга дидактического формализма в том, что его сторонники обращали внимание на необходимость развития способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, мышления. Слабость их позиции в том, что средством для развития этих качеств они избрали «инструментальные предметы» — языки, математику, физику, недооценивая значения гуманитарных наук для формирования всесторонне образованной личности.
Дидактический утилитаризм (Д. Дьюи, Г. Кершенштей-нер и др.) исходит из приоритета индивидуальной и общественной деятельности ученика. Он должен заниматься теми видами деятельности, которые позволили цивилиза-
ции выйти на современный уровень. Поэтому внимание нужно сконцентрировать на занятиях конструктивного характера: учить детей готовить еду, шить, приобщать к рукоделию и т. д. Вокруг этих утилитарных знаний и умений концентрируется информация более общего характера. Дидактический утилитаризм оказал сильное влияние как на содержание, так и на методы работы в американской школе.
Проблемно-комплексная теория, предложенная польским ученым Б. Суходольским, предполагает изучать отдельные школьные предметы не порознь, а комплексно, делая предметом познавательной деятельности учащихся проблемы, разрешение которых требует использования знаний из различных областей. Эта теория во многом перекликается с известным в истории педагогики «методом проектов».
Содержание обучения, утверждает польский профессор педагогики К. Сосницкий, должно быть организовано в виде решетки из крупных структур, содержащих основные системообразующие компоненты. Отсюда название теории — структурализм. Только так можно избежать перегруженности содержания и сократить объем учебного материала без ущерба для качества обучения. В старших классах следует отказаться от принципов систематичности, последовательности и историзма, организуя структуры по логическому принципу. Этот принцип применим лишь при изучении точных предметов.
| Содержание учебного процесса определяется учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в учебных книгах, электронных накопителях информации (видеодисках, видеокассетах, компьютерных программах).
Учебный план — это сертификат учебного заведения, определяющий:
• продолжительность учебного года, длительность четвертей
и каникул;
• полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном
заведении;
• распределение предметов по годам обучения;
• количество часов по каждому предмету за все время обу
чения и на изучение предмета в каждом классе;
• количество часов в неделю на изучение каждого предмета;
• структуру и продолжительность практикумов, лагерных
((юров и т. п.
В учебном плане находят отражение принятый обществом нос питательный идеал, намеченные цели, победившая концепция формирования содержания. Он разрабатывается с учетом мкономерностей учебно-воспитательного процесса, санитарно-I шиенических и организационных требований, сложившихся мкщиций. Предметы, включенные в учебный план, делятся на обязательные и факультативные (по выбору). В большинстве I гран учебные планы разрабатываются и утверждаются цен-||>;шьными органами просвещения. Типовые учебные планы не т егда подходят для новых учебных заведений (гимназий, лицеев, высших профессионально-технических училищ), которые разрабатывают свои собственные документы.
На основе учебного плана составляются учебные программы но всем предметам. Учебная программа содержит:
• объяснительную записку о целях изучения данного пред
мета, основных требованиях к знаниям и умениям учащихся,
рекомендуемых формах и методах обучения;
• тематическое содержание изучаемого материала;
• ориентировочное количество времени, которое учитель
может потратить на изучение отдельных вопросов курса;
• перечень основных мировоззренческих вопросов;
• указания по реализации межпредметных и межкурсовых
снязей;
• перечень учебного оборудования и наглядных пособий;
• рекомендуемую литературу.
В связи с углублением процессов дифференциации образования разрабатываются различные (альтернативные) варианты учебных программ. В любом учебном заведении сегодня могут применяться одновременно несколько вариантов программ по одному и тому же предмету, которые предлагаются для усвоения учащимися в соответствии с их интересами и возможностями. Решение о введении дифференцированных программ и создании классов с углубленным или, наоборот, облегченным изучением предмета принимают школьные советы.
Вот образец ориентировочного учебного плана, по которому работало большинство общеобразовательных школ РФ в 1992/93 учебном году.
Базисный учебный план общеобразовательных учебных учреждений России
Образова- ТА ПМ41*1А | Количество часов в неделю по классам | |||||||||||||
1 VI 1Ы1ЕИО дисциплины | > | II | III | ' | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI |
Родной язык | ||||||||||||||
и литература | ||||||||||||||
Второй язык | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||
Искусство | - | - | - | |||||||||||
Общественные | - | - | - | - | - | - | - | |||||||
дисциплины | ||||||||||||||
Окружающий | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||
мир | ||||||||||||||
Естественные | — | — | — | - | - | - | _ | |||||||
дисциплины | ||||||||||||||
Математика | ||||||||||||||
Информатика | - | |||||||||||||
Физкультура | ||||||||||||||
Технология | ||||||||||||||
Итого: | ||||||||||||||
Обязательные | ||||||||||||||
занятия по вы- | ||||||||||||||
бору | ||||||||||||||
Обязательная | ||||||||||||||
нагрузка уча- | ||||||||||||||
щегося | ||||||||||||||
Факультатив- | 6 | |||||||||||||
ные, индивиду- | ||||||||||||||
альные и груп- | ||||||||||||||
повые занятия | ||||||||||||||
Максимальная | ||||||||||||||
нагрузка уча- | ' | |||||||||||||
щегося |
Содержание образования подробно раскрывается в учебной Ц
I литературе. К ней относятся: школьные учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборни-
| ки задач и упражнений, тетради на печатной основе и т. п. От качества учебной литературы зависит результативность обучения, поэтому подготовке эффективных учебных пособий уде-
I ляется большое внимание, к созданию учебных книг привлека-
' ются виднейшие специалисты.
Хороший учебник должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к содержанию обучения, а также быть интересным для учащихся, по возможности кратким, доступным, хорошо иллюстрированным, эстетически оформленным. Учебник должен быть одновременно и стабильным, и мобильным. В соответствии с требованием стабильности учебник должен иметь устойчивую основу. Мобильность обеспечивает возможность быстрого введения новых знаний без нарушения основной конструкции. Этой цели способствует блочная конструкция учебника, допускающая вставки, расширяющие блоки. Требования, предъявляемые к учебной книге, настолько многогранны и противоречивы, что во всем мире ощущается дефицит хороших учебников, имеющий тенденцию к увеличению по мере роста объема знаний и новых требований. В экономически развитых странах издаются альтернативные (параллельные) учебники, благодаря чему учителя и учащиеся имеют возможность выбирать лучшие.
Учебник должен обеспечивать сознательное и активное участие учащихся в процессе обучения, полное освоение учебного материала. В связи с решением этих задач учебник выполняет следующие дидактические функции:
1. Мотивационную, которая заключается в создании таких
стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению
данного предмета, формируют интерес и позитивное отноше
ние к работе.
2. Информационную, позволяющую учащимся расширять
объем знаний всеми доступными способами преподнесения
информации.
3. Контрольно-корректирующую (тренировочную), которая
предполагает возможность проверки, самооценки и коррекции
I
хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.
Наряду с традиционными все шире применяются безбумажные учебные материалы: видеодиски, видеокассеты и др. Дидактические оценки этих новых и необычных средств обучения противоречивы — от восторженных утверждений о революции в образовании до унылой констатации низкой результативности и бесполезности. Можно ожидать, что там, где требуется образное, эмоциональное изложение фактического материала, видеоучебники принесут пользу, но с их помощью трудно развивать продуктивное мышление, тренировать умения и навыки, решать другие задачи. Поэтому их целесообразно применять в комплексе с традиционными учебными материалами.
Абстрактное мышление, логику хорошо развивают компьютерные обучающие программы. Знание, переданное компьютером, неизбежно является неполным, усеченным, формализованным. Поэтому компьютерные учебные материалы оказываются весьма эффективными при изучении знаний, имеющих логическую структуру. Прекрасные возможности предоставляет ЭВМ и для выполнения тренировочных упражнений, контроля и коррекции знаний.
XI. Что вы понимаете под содержанием образования?
1. Содержание образования — это не что иное, как пере
чень предметов, которые должны изучаться в школе, ко
личество часов на их изучение и указание тем, разделов.
2. Под содержанием образования следует понимать такой
круг знаний, который отбирает каждый учащийся для свое
го развития, удовлетворения интересов, склонностей, по
требностей.
3. Содержание образования — это система знаний, уме
ний, отобранных для изучения в школе, овладение кото
рыми обеспечивает основу для всестороннего развития
учащихся, формирования их мышления, познавательных
интересов и подготовки к трудовой деятельности.
4. Правильного ответа нет.
5. Не знаю.
XII. Из перечисленных названий систем выберите те, ко
торые определяют формирование содержания учебно
го процесса.Это системы: 1) целей; 2) потребления; 3) со
циальных и научных достижений; 4) пожеланий родителей;
5) общественных потребностей; 6) личных потребностей;
7) возможностей; 8) методов обучения; 9) принципов обуче
ния; 10) педагогических намерений.
XIII. Каким требованиям должно удовлетворять содер
жание школьного образования?
1) Научность; 2) занимательность; 3) формирование научного мировоззрения; 4) последовательность; 5) историзм;
6) отвечать требованиям политехнизма; 7) идейность;
8) легкость обучения; 9) связь с жизнью; 10) систематич
ность; 11) доступность; 12) оптимизация нагрузки; 13) подго
товка к профессиональной деятельности; 14) партийность;
15) сознательность и активность; 16) преемственность;
17) патриотизм; 18) соответствие возрастным возможностям
и уровню подготовленности; 19) отражение национальных
особенностей; 20) единство обучения во всех учебных заве
дениях; 21) генерализация учебного материала; 22) экологи
ческая направленность; 23) интеграция знаний; 24) гумани
таризация; 25) внедрение новых информационных техно
логий.