Теории развития личности
Теории развития личности. В социологии и психологии имеется ряд классических теорий развития личности, на которые опирается педагогика при разработке различных концепций воспитания.
Чарлз Хортон Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этого люди создают свое "зеркальное Я", которое состоит из трех элементов. Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей.
Американский психолог Джордж Герберт Мид считал, что "Я" - продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии: имитацию, игровую стадию и стадию коллективных игр.
Теория развития личности, разработанная Зигмундом Фрейдом, в какой-то мере противоположна концепции Мида, поскольку основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно Фрейду биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры и социализация есть процесс обуздания этих побуждений. Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх-Я").
Подход, предложенный известным швейцарским психологом Жаном Пиаже, значительно отличается от теории развития личности Фрейда. Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определенной последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами.
Гарвардский психолог Лоренс Колберг, придававший большое значение нравственному развитию детей, разработал еще один подход к проблеме, в котором чувствуется сильное влияние теории Пиаже. Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют одна другую в строгой последовательности аналогично познавательным стадиям у Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию. В отличие от Пиаже, Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом.
В ХХ веке большой авторитет среди психологов и педагогов всего мира завоевала культурно-историческая теория развития личности нашего соотечественника Льва Семеновича Выготского, в которой он обосновал, что источники и детерминанты развития человека лежат в исторически развившейся культуре. Основа психического развития человека, согласно этой теории, - изменение социальной ситуации его жизнедеятельности. При этом условиями психического развития человека служат его обучение и воспитание. Л.С.Выготский сформулировал общий генетический закон: всякая функция в культурном развити ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах: сначала - социальном, потом - психологическом. При этом детерминанты психического развития находятся не внутри организма и личности ребенка, а вне его - в ситуации социального взаимодействия ребенка с другими людьми (прежде всего со взрослыми).
Для развития концепций воспитания большое значение имеет концепция английского психолога и педагога Роберта Бёрнса, получившая широкое признание в науке во второй половине ХХ века. Отстаивая гуманистический взгляд на человека, Р.Бёрнс выдвигает в качестве ведущей идею о том, что важнейшей частью процесса передачи молодому поколению накопленного цивилизацией опыта и знаний должно стать признание естественной и непреходящей ценности каждого человека, важности человеческих взаимоотношений в процессе воспитания. Он предложил понятие Я-концепции, которая включает оценочный аспект самосознания. Я-концепция - это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.
Таким образом, в социологии, психологии и педагогике имеется множество разнообразных подходов к пониманию процесса развития личности, и это, несомненно, обогащает понимание процесса воспитания, влияет на разработку его теоретических основ.
2. Классические концепции воспитания.
Классические концепции воспитания. Они отличаются друг от друга как объективными факторами (характером общественных отношений и государственной власти), так и субъективными, связанными с личностью педагога-ученого.
Древняя Греция. Спарта - подготовка к военной службе. Афины - широкое философское, литературное и политическое образование. Древнегреческие философы: Демокрит - вопрос природосообразности воспитания, огромное значение в нем труда; Сократ - познание вечных нравственных понятий и применение их в жизни; Платон - впервые поставил вопрос о дошкольном воспитании и дифференцированном подходе к подготовке человека к жизни.
Эпоха Возрождения.Эразм Роттердамский - против схоластики и догматической религиозности, за равенство всех людей, независимо от их происхождения; Франсуа Рабле - воспитание должно развивать личность и отвечать интересам экономического развития общества; Мишель Монтень - провозгласил опыт основой человеческого знания; считал, что нельзя ребенку внушать готовые истины; все, что нужно, достигается его собственным опытом.
Ян Амос Коменский - выдающийся чешский педагог. Он считал, что человек есть часть природы и подчиняется ее всеобщим законам; принцип природосообразности предполагает при этом изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. Воспитательные усилия Коменского были направлены на просвещение всего человечества: Всех нужно вести к тому, чтобы они, надлежащим образом впитывая ы себя знания, могли с пользой пройти настоящую жизнь.
Джон Локк - английский философ, политический мыслитель и педагог. Он стремился доказать, что в сознании человека нет врожденных идей и представлений и обосновать опытное происхождение человеческого знания. Из этих положений вытекал тезис о решающей роли воспитания в формировании личности и значении среды в процессе воспитания. Основатель теории чистой доски: душа человека - чистая доска, без всяких знаний и идей, которую надлежит заполнить воспитанием.
Жан Жак Руссо, французский мыслитель и педагог, в своих произведениях утверждал, что в каждом индивиде заложены неисчерпаемые возможности для совершенствования. Руссо признавал решающую роль воспитания в формировании личности. По Руссо, дети должны воспитываться естественно, сообразно с природой. Это значит, что в воспитании надо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности. Естественное воспитание по Руссо немыслимо без свободного воспитания. Отсюда - роль воспитателя - подвести ребенка к решению вопроса, оказывать на него косвенное воздействие, организовать окружающую среду для развития ребенка.
Генрих Песталоцци - известный швейцарский педагог, ставил целью развитие в детях истинной человечности, их нравственное самоусовершенствование. Он считал, что необходимо развить все природные силы и способности человека разносторонне и гармонично. Иоганн Фридрих Гербарт - крупнейший немецкий педагог, считал, что цель воспитания состоит в в формировании добродетельного человека, уважающего существующий порядок и подчиняющегося ему. С точки зрения Гербарта обучение и воспитание нельзя разделять - это единый, сложный процесс (воспитывающее обучение). Фридрих Адольф Дистервег - выдающийся немецкий педагог, выдвинул идею общечеловеческого воспитания. Для достижения успеха в воспитании следует опираться на три принципа: природосообразности, культуросообразности и самодеятельности.
Константин Дмитриевич Ушинский - великий русский педагог, обосновал антропологическую концепцию воспитания, утверждая, что воспитание человека возможно только с учетом знаний о нем, накопленных другими науками. Большая заслуга К.Д.Ушинского в разработке идеи народности воспитания, которую. он тесно связывал с религиозно-нравственными устоями православия.
Распространенной сегодня концепцией воспитания является концепция Рудольфа Штайнера, основоположника антропософии. Целью воспитания Штайнер считал гармоничное развитие личности ребенка, включая сюда гармонию мышления, чувств и воли, - и утверждал, что гармоничное воспитание возможно только на лоне природы, что и доказывал на примере Вальдорфской школы.
Американский философ и педагог Джон Дьюи утверждал, что всякая идея или теория, раз она полезна данному индивиду, рассматривается как "инструмент действия". Он считал, что умственные и физические свойства индивида передаются по наследству, следовательно, учебно-воспитательный процесс надо подчинить интересам и желаниям ребенка, ребенок ведет за собой воспитателя. Такой подход к воспитанию называется педоцентризмом (ребенок в центре внимания).
По мнению Марии Монтессори ребенок достигает своего наивысшего развития при условии наибольшей свободы. В школе, организованной Монтессори, занятия по воспитанию чувств были направлены на развитие органиов восприятия. Творчество, интерес, занимательность, индивидуальность, самостоятельность, свобода составляли основу системы воспитания Монтессори.
Антон Семенович Макаренко - выдающийся советский педагог, внес большой вклад в теорию и методику воспитания. Ядро учения Макаренко - теория воспитательного коллектива, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Он ввел понятие коллектива, системы перспективных линий, методики параллельного действия, разработал динамику и этапы развития коллектива, методы и формы воспитания в коллективе.
Януш Корчак (Генрих Гольдшмидт) - известный польский педагог. Своей жизнью доказал преданность детям, приняв с ними казнь. Исходный пункт педагогической концепции Я.Корчака - ребенок как личность и его благо. Ребенок - не будущий человек, он уже сейчас - личность, только с иным масштабом понятий и опыта. Целью воспитания по Я.Корчаку является полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребенка, формирование личности "в уважении к добру, к свободе, личности, свободной от конформизма и эгоцентризма, уважающей норму человеческого общежития и достоинство другого человека, личности, обладающей внутренней самостоятельностью и чувством собственного достоинства.
Во второй половине ХХ века в нашей стране общепризнанной стала концепция коллективного творческого воспитания, разработанная И.П.Ивановым. Цель воспитания в данном случае - развитие активной, творческой личности с гуманистической направленностью на основе совместной творческой деятельности взрослых и детей и таких идей как забота об окружающей жизни, творчество, соревновательность, положительный эмоциональный настрой. Эти идеи нашли воплощение в разработанной И.П.Ивановым методике организации коллективной творческой деятельности.