Принципы и методы воспитания в системе начального профессионального образования

Принципами планирования воспитательной работы являются: целеустремленность, систематичность (воспитательный процесс как система); конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели); оптимистичность (наилучший вариант организации жизнедеятельности); диалогичность (учет мнения всех); индивидуальность (целостное отношение к личности каждого, обеспечение условий для его самоактуализации); научность (научное понимание процессов воспитания); непрерывность, последовательность; разнообразие содержания форм и методов.

В плане воспитательной работы отражаются результаты и оценки достигнутого; цели, стратегические ориентиры будущей деятельности; программа действий коллектива, направленных на достижение поставленных целей; реальные сроки реализации намеченного; ответственные за выполнение конкретных дел.

На основании цели выделяется группа стратегических задач, стоящих перед воспитательной работой:

- Организация внеучебной деятельности учащихся;

- Стимулирование здорового образа жизни;

- Приобщение учащихся к культуре;

- Создание учебно-производственного коллектива;

- Воспитание культуры общения;

- Привлечение учащихся к планированию.

Метод воспитания - способ совместной деятельности воспитателя и воспитанника, в ходе которого у последнего формируются понятия, представления, суждения, убеждения, положительная мотивация, способы деятельности и качества личности.

Изучая проблему организации воспитательной работы в учреждениях начального профессионального образования, можно выделить следующие группы методов воспитания будущих рабочих:

Методы организации коллектива:дисциплина, самообслуживание, соревнование и самоуправление.

Группа методов, содействующих формированию сознания:

Методы убеждения:информация, поиск, дискуссия и взаимное просвещение.

Педагогические принципы: профессиональной направленности, гуманизации, толерантности, самореализации – как основа для формирования целостной личности в условиях работы воспитательной системы начального профессионального образования.

Педагогические принципы — это основные идеи, следование кото­рым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей.

Функции педагогических принципов разнообразны.

1- Принципы характеризуют цели с разных сторон.

2- Принципы используются для построения педагогического процесса,т. е. отбора его содержания, методов, средств, форм и связи между ними.

Педагогические принципы приравниваются по значимости к педагогическим целям, они едины по своей природе. Вместе с тем принципы связывают цель и средства ее достижения, которым являются содержание, методы, средства и формы.

3- Принципы используются как критерии эффективности воспит. отношений,

4- Используются как закономерности развития самого педпроцесса.

Общепедагогические принципы и их характеристика, особенности реализации в системе начального профессионального образования.

Принцип гуманизации - принцип социальной защиты растущего человека, принцип очеловечивания отношений учащихся между собой и с педагогами, когда п.п. строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему.

Принцип толерантности провозглашен ЮНЕСКО как необходимый компонент взаимопонимания, уважения, терпимости молодежи разных стран, религий, профессий. На его основе возможно не только формирование подлинного уважения к культуре и традициям собственного й других народов, но и воспитание гражданских качеств, духовности, приоритетов социальной адаптации.

Принцип самореализации, четко следующий из позиции молодежи, обозначенной в социологических опросах, проявляется в стремлении к высокой квалификации, независимости материальной, духовной, профессиональной. В этом случае особую роль приобретает реализация Я-концепции подростков и молодежи.

В современной дидактике принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей учебного процесса в НПО.

Ценностные установки в организации воспитательной работы на современном этапе развития общества.

Решение обозначенных задач воспитания достигается путем комплексного подхода в организации воспитательной деятельности вуза по следующим ее основным направлениям:

- духовно-нравственное воспитание и формирование системы базовых ценностей;

- гражданско-патриотическое и правовое воспитание;

- формирование современного научного мировоззрения;

- профессионально-трудовое воспитание студентов;

- физическое воспитание и формирование здорового образа жизни;

- экологическое воспитание;

- семейно-бытовое воспитание студентов.

Тема 16. Педагог как субъект педагогического взаимодействия

В обучении

Профессиональная деятельность и личность педагога профессиональ­ного обучения. Компетентностная модель личности педагога профессио­нальной школы: виды профессиональной деятельности:

·учебно-профессиональная;

·научно-исследовательская;

·образовательно-проектировочная;

·организационно-технологическая;

·обучение по рабочей профессии.

Общие и профессиональные ком­петенции будущего педагога профессиональной школы. Функциональ­ный аспект профессионализма педагога. Цель и пути повышения профес­сионализма. Профессиональный рост и карьера педагога профессиональной школы.

Профессиональная деятельность и личность педагога профессиональ­ного обучения.

 
Педагогическая (греч paidos - ребенок и ago - веду) деятельность- вид деятельности, содержанием которого является обучение, воспитание, образование и развитие подрастающего поколения. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми Задача учителя - глубже понять ученика, удовлетворить его запросы, помочь в становлении личности. Основными видами педагогической деятельноститрадиционно являются воспитание и преподавание Профессиональная педагогическая деятельностьпредусматривает специальное образование, то есть овладение системой специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения функций, связанных с определенной профессией Человека, которая профессионально занимается педагогу ичной деятельностью, называют воспитателем, учителем, преподавателем, педагогом Педагог(родовое понятие о всех названных выше) - специалист, имеющий специальную подготовку и профессионально осуществляет учебно-воспитательную работу в различных освитньовиховних системах Педагогические способности обычно включают в структуру организационных и гностических способностей: - способность делать учебный материал доступным; - творчество в работе; - педагогически-волевое влияние на учащихся; - способность организовать коллектив учащихся; - интерес и любовь к детям; - содержательность, яркость речи, ее образность и убедительность; - педагогический такт; - способность связать учебный предмет с жизнью; - наблюдательность; - педагогическая требовательность.     Основой всех видов деятельности педагога является его идейная убежденность, определяющая его нравственную основу. Выбор профессии педагога должен, прежде всего, основываться на любви к детям, желании помочь им в самосовершенствовании и самореализации путем открытия для них путей достижения этих целей. Профессиональная направленность учителя выступает в роли стержня, вокруг которого формируются все его профессиональные качества. Важным и неотъемлемым качеством достойного педагога является его самоотверженность, готовность работать вопреки временным и территориальным рамкам, ставя превыше всего свой профессиональный долг.  

·виды профессиональной деятельности:

·учебно-профессиональная деятельность:

· определение подходов к процессу подготовки рабочих (специалистов);

· развитие профессионально важных качеств личности современного рабочего (специалиста);

· планирование мероприятий по социальной профилактике в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования (ОУ НП0 и СПО);

· организация и осуществление учебно-воспитательной деятельности в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования;

· диагностика и прогнозирование развития личности будущих рабочих (специалистов);

· организация профессионально-педагогической деятельности на основе нормативно правовых документов;

· анализ профессионально- педагогических ситуаций;

· воспитание будущих рабочих (специалистов) на основе индивидуального подхода, формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

· научно-исследовательская:

· участие в исследованиях по проблемам подготовки рабочих (специалистов);

· организация учебно- исследовательской работы обучающихся;

· создание, распространение, применение новшеств и творчество в педагогическом процессе для решения профессионально-педагогических задач, применение технологии формирования креативных способностей при подготовке рабочих (специалистов);

· образовательно-nроектировочная:

· проектирование комплекса учебно-профессиональных целей, задач;

· прогнозирование результатов профессионально-педагогической деятельности;

· конструирование содержания учебного материала по общепрофессиональной и специальной подготовке рабочих(специалистов);

· проектирование и оснащение образовательно-пространственной среды для теоретического и практического обучения рабочих (специалистов);

· разработка, анализ и корректировка учебно-программной документации подготовки рабочих (специалистов);

· проектирование, адаптация и применение индивидуализированных, деятельностно и личностно ориентированных технологий и методик профессионального обучения рабочих (специалистов);

· проектирование, адаптация и применение комплекса дидактических средств для подготовки рабочих (специалистов);

· проектирование и организация коммуникативных взаимодействий и управление общением;

· проектирование форм, методов и средств контроля результатов процесса подготовки рабочих (специалистов);

· организационно-технологическая:

· организация учебно-производственного (профессионального) процесса через производительный труд обучающихся;

· анализ и организация хозяйственно-экономической деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях;

· организация образовательного процесса с применением эффективных технологий подготовки рабочих (специалистов);

· эксплуатация и техническое обслуживание учебно-технологического оборудования;

· использование учебно-технологической среды в практической подготовке рабочих (специалистов);

· реализация учебно-технологического процесса в учебных мастерских, организациях и предприятиях;

· обучение по рабочей профессии:

· определение путей повышения производительности и безопасности труда, качества продукции и экономии ресурсов;

· использование передовых отраслевых технологий в процессе обучения рабочей профессии;

· формирование профессиональной компетентности рабочего соответствующего квалификационного уровня;

· организация производительного труда обучаемых.

Общие и профессиональные ком­петенции будущего педагога профессиональной школы.

Ниже приводится в сокращении список 37 видов компетентностей, по Дж. Равенну :

· тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели;

· тенденция контролировать свою деятельность;

· вовлечение эмоций в процесс деятельности;

· готовность и способность обучаться самостоятельно;

· поиск и использование обратной связи;

· уверенность в себе;

· самоконтроль;

· адаптивность: отсутствие чувства беспомощности;

· склонность к размышлениям о будущем: привычка к абстрагированию;

· внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей;

· самостоятельность мышления, оригинальность;

· критическое мышление;

· готовность решать сложные вопросы;

· готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство;

· исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов (как материальных, так и человеческих);

· готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск;

· отсутствие фатализма;

· готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели;

· знание того, как использовать инновации;

· уверенность в благожелательном отношении общества к инновациям;

· установка на взаимный выигрыш и широта перспектив;

· настойчивость;

· использование ресурсов;

· доверие;

· отношение к правилам как указателям желательных способов поведения;

· способность принимать решения;

· персональная ответственность;

· способность к совместной работе ради достижения цели;

· способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели;

· способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;

· стремление к субъективной оценке личностного потенциала сотрудников;

· готовность разрешать другим людям принимать самостоятельные решения;

· способность разрешать конфликты и смягчать разногласия;

· способность эффективно работать в качестве подчиненного;

· терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих;

· понимание плюралистической политики;

· готовность заниматься организационным и общественным планированием.

Наши рекомендации