Принципы и методы воспитания в системе начального профессионального образования
Принципами планирования воспитательной работы являются: целеустремленность, систематичность (воспитательный процесс как система); конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели); оптимистичность (наилучший вариант организации жизнедеятельности); диалогичность (учет мнения всех); индивидуальность (целостное отношение к личности каждого, обеспечение условий для его самоактуализации); научность (научное понимание процессов воспитания); непрерывность, последовательность; разнообразие содержания форм и методов.
В плане воспитательной работы отражаются результаты и оценки достигнутого; цели, стратегические ориентиры будущей деятельности; программа действий коллектива, направленных на достижение поставленных целей; реальные сроки реализации намеченного; ответственные за выполнение конкретных дел.
На основании цели выделяется группа стратегических задач, стоящих перед воспитательной работой:
- Организация внеучебной деятельности учащихся;
- Стимулирование здорового образа жизни;
- Приобщение учащихся к культуре;
- Создание учебно-производственного коллектива;
- Воспитание культуры общения;
- Привлечение учащихся к планированию.
Метод воспитания - способ совместной деятельности воспитателя и воспитанника, в ходе которого у последнего формируются понятия, представления, суждения, убеждения, положительная мотивация, способы деятельности и качества личности.
Изучая проблему организации воспитательной работы в учреждениях начального профессионального образования, можно выделить следующие группы методов воспитания будущих рабочих:
Методы организации коллектива:дисциплина, самообслуживание, соревнование и самоуправление.
Группа методов, содействующих формированию сознания:
Методы убеждения:информация, поиск, дискуссия и взаимное просвещение.
Педагогические принципы: профессиональной направленности, гуманизации, толерантности, самореализации – как основа для формирования целостной личности в условиях работы воспитательной системы начального профессионального образования.
Педагогические принципы — это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей.
Функции педагогических принципов разнообразны.
1- Принципы характеризуют цели с разных сторон.
2- Принципы используются для построения педагогического процесса,т. е. отбора его содержания, методов, средств, форм и связи между ними.
Педагогические принципы приравниваются по значимости к педагогическим целям, они едины по своей природе. Вместе с тем принципы связывают цель и средства ее достижения, которым являются содержание, методы, средства и формы.
3- Принципы используются как критерии эффективности воспит. отношений,
4- Используются как закономерности развития самого педпроцесса.
Общепедагогические принципы и их характеристика, особенности реализации в системе начального профессионального образования.
Принцип гуманизации - принцип социальной защиты растущего человека, принцип очеловечивания отношений учащихся между собой и с педагогами, когда п.п. строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему.
Принцип толерантности провозглашен ЮНЕСКО как необходимый компонент взаимопонимания, уважения, терпимости молодежи разных стран, религий, профессий. На его основе возможно не только формирование подлинного уважения к культуре и традициям собственного й других народов, но и воспитание гражданских качеств, духовности, приоритетов социальной адаптации.
Принцип самореализации, четко следующий из позиции молодежи, обозначенной в социологических опросах, проявляется в стремлении к высокой квалификации, независимости материальной, духовной, профессиональной. В этом случае особую роль приобретает реализация Я-концепции подростков и молодежи.
В современной дидактике принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей учебного процесса в НПО.
Ценностные установки в организации воспитательной работы на современном этапе развития общества.
Решение обозначенных задач воспитания достигается путем комплексного подхода в организации воспитательной деятельности вуза по следующим ее основным направлениям:
- духовно-нравственное воспитание и формирование системы базовых ценностей;
- гражданско-патриотическое и правовое воспитание;
- формирование современного научного мировоззрения;
- профессионально-трудовое воспитание студентов;
- физическое воспитание и формирование здорового образа жизни;
- экологическое воспитание;
- семейно-бытовое воспитание студентов.
Тема 16. Педагог как субъект педагогического взаимодействия
В обучении
Профессиональная деятельность и личность педагога профессионального обучения. Компетентностная модель личности педагога профессиональной школы: виды профессиональной деятельности:
·учебно-профессиональная;
·научно-исследовательская;
·образовательно-проектировочная;
·организационно-технологическая;
·обучение по рабочей профессии.
Общие и профессиональные компетенции будущего педагога профессиональной школы. Функциональный аспект профессионализма педагога. Цель и пути повышения профессионализма. Профессиональный рост и карьера педагога профессиональной школы.
Профессиональная деятельность и личность педагога профессионального обучения.
|
·виды профессиональной деятельности:
·учебно-профессиональная деятельность:
· определение подходов к процессу подготовки рабочих (специалистов);
· развитие профессионально важных качеств личности современного рабочего (специалиста);
· планирование мероприятий по социальной профилактике в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования (ОУ НП0 и СПО);
· организация и осуществление учебно-воспитательной деятельности в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования;
· диагностика и прогнозирование развития личности будущих рабочих (специалистов);
· организация профессионально-педагогической деятельности на основе нормативно правовых документов;
· анализ профессионально- педагогических ситуаций;
· воспитание будущих рабочих (специалистов) на основе индивидуального подхода, формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;
· научно-исследовательская:
· участие в исследованиях по проблемам подготовки рабочих (специалистов);
· организация учебно- исследовательской работы обучающихся;
· создание, распространение, применение новшеств и творчество в педагогическом процессе для решения профессионально-педагогических задач, применение технологии формирования креативных способностей при подготовке рабочих (специалистов);
· образовательно-nроектировочная:
· проектирование комплекса учебно-профессиональных целей, задач;
· прогнозирование результатов профессионально-педагогической деятельности;
· конструирование содержания учебного материала по общепрофессиональной и специальной подготовке рабочих(специалистов);
· проектирование и оснащение образовательно-пространственной среды для теоретического и практического обучения рабочих (специалистов);
· разработка, анализ и корректировка учебно-программной документации подготовки рабочих (специалистов);
· проектирование, адаптация и применение индивидуализированных, деятельностно и личностно ориентированных технологий и методик профессионального обучения рабочих (специалистов);
· проектирование, адаптация и применение комплекса дидактических средств для подготовки рабочих (специалистов);
· проектирование и организация коммуникативных взаимодействий и управление общением;
· проектирование форм, методов и средств контроля результатов процесса подготовки рабочих (специалистов);
· организационно-технологическая:
· организация учебно-производственного (профессионального) процесса через производительный труд обучающихся;
· анализ и организация хозяйственно-экономической деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях;
· организация образовательного процесса с применением эффективных технологий подготовки рабочих (специалистов);
· эксплуатация и техническое обслуживание учебно-технологического оборудования;
· использование учебно-технологической среды в практической подготовке рабочих (специалистов);
· реализация учебно-технологического процесса в учебных мастерских, организациях и предприятиях;
· обучение по рабочей профессии:
· определение путей повышения производительности и безопасности труда, качества продукции и экономии ресурсов;
· использование передовых отраслевых технологий в процессе обучения рабочей профессии;
· формирование профессиональной компетентности рабочего соответствующего квалификационного уровня;
· организация производительного труда обучаемых.
Общие и профессиональные компетенции будущего педагога профессиональной школы.
Ниже приводится в сокращении список 37 видов компетентностей, по Дж. Равенну :
· тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели;
· тенденция контролировать свою деятельность;
· вовлечение эмоций в процесс деятельности;
· готовность и способность обучаться самостоятельно;
· поиск и использование обратной связи;
· уверенность в себе;
· самоконтроль;
· адаптивность: отсутствие чувства беспомощности;
· склонность к размышлениям о будущем: привычка к абстрагированию;
· внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей;
· самостоятельность мышления, оригинальность;
· критическое мышление;
· готовность решать сложные вопросы;
· готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство;
· исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов (как материальных, так и человеческих);
· готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск;
· отсутствие фатализма;
· готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели;
· знание того, как использовать инновации;
· уверенность в благожелательном отношении общества к инновациям;
· установка на взаимный выигрыш и широта перспектив;
· настойчивость;
· использование ресурсов;
· доверие;
· отношение к правилам как указателям желательных способов поведения;
· способность принимать решения;
· персональная ответственность;
· способность к совместной работе ради достижения цели;
· способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели;
· способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;
· стремление к субъективной оценке личностного потенциала сотрудников;
· готовность разрешать другим людям принимать самостоятельные решения;
· способность разрешать конфликты и смягчать разногласия;
· способность эффективно работать в качестве подчиненного;
· терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих;
· понимание плюралистической политики;
· готовность заниматься организационным и общественным планированием.