Динамика развития отзывчивости у старших дошкольников

Имена детей Достаточный Допустимый Недостаточный
1. Ева +    
2. Даниил +    
3. Матвей   +  
4. Рома     +
5. Ангелина +    
6. Максим   +  
7. Камила +    
8. Алина   +  

Таким образом, можно сделать вывод, что дети стали лучше распознавать эмоциональные состояния. определяют радость, грусть, гнев. В группе наблюдались ситуации, в ходе которых дети могли обидеть других, но при этом, стоит отметить, что остальные дошкольники отзывались на проявление недоброжелательности в сторону ребенка, осуждали данный поступок и жалели обиженного ребенка. Можно сделать вывод том, что самостоятельное проявление отзывчивости старших дошкольников повысилось, направленность проявлений дошкольников расширилась; у большинства детей отмечалась адекватность отзывчивых проявлений в соответствующих ситуациях и адекватность отзывчивого поведения; у детей повысилось стремление проявлять сопереживание-сочувствие-содействие по отношению к другим: сверстникам, взрослым.

Таким образом, проведенная опытная работа показала, что целенаправленное использование театрализованных игр в контексте эмоционального воспитания дошкольников имеет результат.

Развитие отзывчивости в театрализованных игр будет проходить эффективно, если работа будет идти в нескольких направлениях: развитие понимания детьми эмоциональных состояний, воспитание отзывчивого отношения к эмоциональным проявлениям. Следует отметить, что воспитание отзывчивости как качества личности дошкольника будет эффективным при продолжительном педагогическом воздействии и при наличии проявления отзывчивости, сочувствия в семье.

Заключение

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, полученные в ходе опытно- практической работы данные, позволили сформулировать следующие выводы:

Отзывчивость детей дошкольного возраста рассматривается как эмоциональная реакция на состояние другого человека, как основная форма проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающая сопереживание и сочувствие. Большинству дошкольников свойственно неустойчивое проявление отзывчивости, в зависимости от ситуации и значимости объекта.

Наиболее эффективным педагогическим средством развития отзывчивости старших дошкольников с учетом особенностей современных дошкольников является театрализованная игра, так как:

- это игровая деятельность, в которой ребенок чувствует эмоциональные состояния персонажей, занимает позицию сочувствующего;

- игровой образ, требует от ребенка не только внешнего перевоплощения, но и эмоционального переживания, чувственного вхождения в содержание исполняемой роли;

- репродуктивность при подготовке детьми спектакля или процесс восприятия побуждает детей к активной работе: от сочувствия к сопереживанию и к содействию, вызывает подражательность любимым героям, их поведе­нию;

- игре предшествует подробный анализ сюжета и поступков героев, обсуждение стратегий их поведения.

По итогам первого этапа работы можно сделать вывод, что дети старшего дошкольного возраста в основном распознают эмоциональные состояния на картинке. Четко определяют радость, грусть, гнев. Тяжелее детям угадать такие эмоциональные состояния как удивление, страх. Если многие дети правильно определяли эмоциональные состояния на картинке, то проявления отзывчивого отношения, сочувствия, сопереживания наблюдались далеко не у каждого ребенка. Многие дети не смогли порадоваться за детей, которым достались главные роли.

На втором этапе опытно-практической работы в качестве игрового репертуара были использованы следующие художественные произведения: «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Красная шапочка», «Теремок» и др. Перед разыгрыванием театрализованных игр был организован предварительной этап педагогической работы, направленный на активизацию отзывчивости, воспитание ценностного отношения к другому человеку, внимания и сострадания. За основу были взяты методические разработки упражнений А.И. Бурениной, этюдов Э.Г Чуриловой. Данные упражнения и этюды были направлены на обучение дошкольников умению распознавать разные эмоциональные состояния и подготовку к проведению театрализованных игр.

По результатам проведенной работы было отмечено, что повысилась степень устойчивости и самостоятельности отзывчивых проявлений; у большинства детей отмечалась адекватность отзывчивых проявлений, отзывчивого поведения в соответствующих ситуациях; у детей повысилось стремление проявлять сопереживание-сочувствие-содействие по отношению к другим: сверстникам, взрослым.

Таким образом, воспитание отзывчивости в театрализованных играх будет проходить эффективно, если работа будет идти в нескольких направлениях: развитие понимания детьми эмоциональных состояний, воспитание отзывчивого отношения к эмоциональным проявлениям, сотрудничество с родителями по данной проблеме.

Список литературы

1. Абраменкова В.В. Развитие гуманных отношений и социальная психология детства // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. – С. 34 – 39.

2. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. - М., 2003. - С. 25 – 43.

3. Бойко В.В. Диагностика уровня эмпатических способностей. – Самара: СамГУ, 2001. – 86 с.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-пресс, 1996.- С. 63 – 65.

5. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего
школьного возраста. – М.: МГУ, 2006. – С. 89 – 91.

6. Гоношенко Н.И. Исследование особенностей эмоционального отношения ребенка к себе и окружающим // Психолог в детском саду. - 2005.- № 4. – С. 28 -31.

7. Ежова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 8. – С. 15 – 18.

8. Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка / Избр. психол. труды: в 2-х т. Т.1. Психическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 2006. - С. 112 – 115.

9. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург: Деловая книга, 1995. – С. 201.

10. Картушина И.А. Театральные представления для детей и взрослых. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – С. 28 – 45.

11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2009. – С. 309 - 319.

12. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. - М.: Академия, 2002. - С. 19 – 27.

13. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для работников ДОУ. 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ. 2003. – 48 с.

14. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2000. – С. 21 – 53.

15. Стрелкова Л.П. Развитие социальных эмпатий у детей дошкольного возраста / Под редакцией А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М.: Педагогика, 1986. – С. 48 – 62.

16. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.: Владос, 2001. С. 25 – 68.

Наши рекомендации