Итоговая рефлексия (глава 1)
Рефлексия, т. е. осознание деятельности, выполняется по отношению к проблематике, рассмотренной при изучении данной главы.
1. Восстановите этапы своего изучения главы 1. Для этого вспомните и запишите последовательно:
- обнаруженные вами проблемы, затруднения, возникшие противоречия;
- ход ваших действий при столкновении с ними;
- ситуации, возникшие во время семинарских занятий, на лекциях и в других условиях, относящиеся к теме «Дидактика как наука».
2. Рассмотрите следующую таблицу и дополните ее результатами своей деятельности:
Дидактика — наука или искусство? | а) наука — что это подтверждает? |
б) искусство — почему? | |
Источники дидактики —... | |
Понятия дидактики —... | |
Категории дидактики: | Законы — основная проблема — ... |
Закономерности — в чем специфика? | |
Принципы — принадлежат теории или практике? | |
Компетенции — чем отличаются от компетентностей? | |
3. Проанализируйте свою деятельность по отношению к наиболее значимым, на ваш взгляд, этапам и моментам занятий. Предметом рассмотрения может быть ваше отношение к дискуссионным вставкам в текст учебника, блокам самоопределения, вопросам и заданиям в конце параграфов, дидактическому практикуму. Результаты анализа для каждого значимого случая (момента или процесса деятельности) оформите в следующем виде:
- Название проблемы.
- Описание ситуации, в которой она возникла.
- Основные позиции по отношению к проблеме.
- Способы, примененные для решения проблемы.
- Основные результаты.
4. Попытайтесь связать результаты анализа каждого из случаев, описанных в предыдущем пункте, в некоторую систему. Изобразите эту систему в виде связанных между собой блоков с обнаруженными вами позициями (можно указать их авторов). При необходимости достройте недостающие элементы системы.
Примечание. В ходе дальнейшего освоения курса дидактики рекомендуется выполнять перечисленные выше рефлексивные операции не только по завершении изучения главы, но и по отношению к отдельным этапам вашей деятельности, отрабатывая алгоритм осознания и фиксации ваших внутренних изменений и приращений.
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Наиболее острые противоречия в вопросах проектирования общего среднего образования возникали и продолжают возникать в отношении его содержания. Что именно должно содержаться в школьном образовании? Каковы принципы отбора содержания школьного образования? В чем особенность личностно-ориентированного содержания образования? Должен ли существовать единый образовательный стандарт и каково его соотношение с вариативным и творческим характером обучения? Как обучение должно соотноситься с образовательным процессом и деятельностью учеников? Каким образом содержание образования должно быть представлено в учебных планах, программах и учебниках?
Дидактическая и практическая значимость решения этих вопросов огромна. От заложенной в основе учебных курсов концепции содержания образования зависит не только создаваемое учебно-методическое обеспечение — учебные программы, учебники, средства обучения и т.п., но и смысл общеобразовательного процесса, конкретные результаты обучения детей. В данной главе мы рассмотрим подходы к конструированию содержания образования.
§ 1. КОНЦЕПЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Понятие содержания образованиятрактуется учеными по-разному. Традиционно под содержанием образования понимается первоначально отчужденный от учеников так называемый опыт человечества, который передается им для усвоения. Классики советской дидактики И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин подчеркивали: «Главная социальная функция образования — передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей»1. Данная функция лежит в основе конструирования содержания образования значительной части концепций, учебных программ и учебников. Содержание образования в данном случае представляет собой специально отобранный для усвоения учениками объем знаний, умений и навыков.
В обучении, которое можно назвать знаниево-ориентированным, считается, что «... глубина понимания учениками определенного фрагмента действительности пропорциональна количеству изученного материала»1. Содержание образования представлено внешним учебным материалом, который выступает определяющим элементом обучения. «В процессе обучения как системе главным, системообразующим элементом является содержание образования (учебный материал, воплощающий цели обучения)»2.
Содержание — совокупность элементов и процессов, которые составляют основу объектов и обусловливают существование, развитие и смену их форм.
В образовании личностно-ориентированного типа представление о содержании образования меняется. В зоне первичного внимания находится деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное приращение и развитие. Образование в этом случае — не столько передача ученику знаний, сколько образовывание, проявление его в самом себе, формирование себя.
Ключевыми терминами в этом случае являются «образ» и «среда». Ученик изменяется и развивается в направлении определенного образа; внешнее содержание образования в этом случае воспринимается им как среда для внутренних образовательных изменений. Личностные новообразования ученика получают функцию внутреннего содержания образования, складывающегося в направлении планируемого образа человека. Традиционное содержание образования оказывается не предметом усвоения, а внешней составляющей образования, получающей функцию среды.
Дидактические функции одного и того же учебного материала в знаниево-ориентированном и личностно-ориентированном обучении оказываются разными: в первом случае содержание передается учащимся для усвоения, во втором — для создания собственного содержания образования.
Основные теории содержания образования.Многие из существующих сегодня концепций содержания образования являются развитием или продолжением трех основных теорий: дидактического формализма, материализма и прагматизма (утилитаризма).
Дидактический формализм (Гераклит, Цицерон, Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) опирается на философию рационализма, утверждающую, что источником знаний является разум, поэтому необходимо, прежде всего, развивать ум и способности человека. Считается, что «многознанье уму не научает», т. е. овладение фактическими знаниями не так важно для развития ума. Наоборот, гуманитарное, классическое образование, и особенно древние языки являются лучшим средством развития ума.
Форма — выражает внутреннюю связь и способ организации взаимодействия элементов и процессов как между собой, так и с внешними условиями.
Дидактический материализм (Я.А. Коменский, Г. Спенсер) основной целью школы определяет передачу учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Я.А. Коменский много лет посвятил работе над учебником, в который хотел поместить все знания, необходимые для учащихся. Подобная энциклопедическая модель обучения пользовалась особой популярностью среди педагогов XIX в. и сохранилась до сих пор вместе с одной из своих проблем — перегрузкой учеников излишней информацией.
Дидактический прагматизм (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер). Образование есть непрерывный процесс реконструкции опыта. Источник содержания образования — не в отдельных предметах, а в общественной и индивидуальной деятельности ученика. Содержание образования представляется в виде междисциплинарных систем знаний, освоение которых требует от учеников коллективных усилий по решению поставленных проблем, практических действий, игровых форм занятий, индивидуальной самостоятельности.
Перечисленные дидактические подходы определяют различия отечественных концепций содержания образования:
1. Содержание образования — педагогически адаптированные основы наук. Данная концепция ориентирует на приобщение школьников к науке и производству. Ведущими принципами отбора и построения содержания образования выступают общие методы и принципы построения знания, свойственные, прежде всего, естественным и точным наукам. Данная концепция характеризуется как технократическая, сциентистская, продолжающая отчасти теорию дидактического материализма.
2. Содержание образования — система знаний, умений и навыков (ЗУНов), которые должны быть усвоены учащимися, а также опыт творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения к миру. Знания, умения и навыки, относящиеся к основам наук и соответствующим учебным предметам, необходимы для передачи учащимся, чтобы те умели жить и действовать в социуме (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, В.А. Онищуки др.).
3. Содержание образования — педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре. В данном случае содержание образования изоморфно социальному опыту и состоит из четырех структурных элементов: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов — знаний; опыта репродуктивной деятельности — в форме способов ее осуществления (умений, навыков); опыта творческой деятельности — в форме проблемных ситуаций, познавательных задач и т.п.; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.В. Краевский).
4. Содержание образования — содержание и результат процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности. Набор общеобразовательных курсов обусловливается структурой изучаемой области действительности (живая и неживая природа, человек, общество, системы и структуры, техника и технологии и др.) и структурой деятельности, отражаемой в инвариантных сторонах культуры личности — познавательной, коммуникативной, эстетической, нравственной, трудовой, физической (В.С. Леднев).
5. Содержание образования — образовательная среда, способная вызывать личностное образовательное движение ученика и его внутреннее приращение. Содержание образования делится на внешнее — среду, и внутреннее — создаваемое учеником при взаимодействии с внешней образовательной средой. Внешнее и внутреннее содержание образования не совпадает. Диагностике и оценке подлежит не полнота усвоения учеником внешнего содержания, а приращение его внутреннего содержания образования за определенный учебный период (А.В. Хуторской).
Вышеприведенные понимания содержания образования различаются по многим параметрам, но наиболее яркие различия между ними обнаруживаются в ответе на вопрос: «Относится ли к содержанию образования сам образовательный процесс или нет?» Если не относится, то содержание образования является отчужденным от учащихся материалом, который «передается» им с помощью «преподавателя». В этом случае говорят, что образование можно «дать» или «получить».
Если же образовательный процесс входит в содержание образования, то возникает комплекс других вопросов: Что такое деятельностное содержание образования? Каково должно быть соотношение деятельностных и информационных компонентов содержания образования? В чем сходство и отличие проектируемого содержания образования и реально образуемого в ходе учебного процесса содержания образования каждого ученика? Каков набор деятельностей, входящих в состав деятельностного содержания образования? Кто или что является источником и носителем этих деятельностей?
Дискуссия.Является ли отраженный в содержании образования учебный процесс проектом предстоящей деятельности учителя и учеников, или это и есть тот реальный и всегда уникальный процесс обучения, который они осуществляют?
Количество вопросов, возникающих при анализе взаимосвязей деятельности и содержания образования, может быть продолжено на всех уровнях дидактической системы, начиная от смысла и целей обучения и завершая системой самоосознания и самооценки его результатов.
Блок самоопределения Тема. Концепции содержания образования
Проведите анализ различных подходов к концепции образования на основе трех теорий: дидактического формализма, материализма и прагматизма и предложите свои суждения в четвертом столбце.
Дидактический формализм | Материализм | Прагматизм | Название вашей концепции |
Идея - источником знаний является разум | Идея - передача учащимся как можно большего объема знаний | Идея - образование есть непрерывный процесс реконструкции опыта | |
Модель - гуманитарное, классическое образование | Модель - энциклопедическое обучение | Модель - междисциплинарные системы знаний | |
Содержание образования -система знаний, умений и навыков | Содержание образования — педагогически адаптированные основы наук | Содержание образования — педагогически адаптированный социальный опыт человечества |
Уровни представления содержания образования.Во внешнем проявлении содержание образования имеет несколько уровней представления (В.С.Леднев):
Первый уровень — содержание образования в целом.
Второй уровень — содержание образования соответственно ступеням обучения: базовое общее образование, профтехобразование, среднее специальное образование, высшее образование, научное образование. Ко второму уровню относится и содержание сквозных отраслей образования (общего, политехнического, специального и т.п.).
Третьим уровнем организации содержания образования являются циклы учебных курсов. Циклы предметов пересекаются и поэтому не характеризуют содержание образования целостно.
Четвертый уровень организации содержания образования по нисходящей линии — учебные курсы математики, физики, химии, языка и др. В своей совокупности они охватывают всю обязательную теоретическую подготовку в учебном заведении.
Дискуссия.Предложите уровни организации внутреннего содержания образования ученика, изучающего различные учебные курсы. Отличаются ли они от уровней представления внешнего содержания образования?
Пятый уровень — отдельные учебные дисциплины внутри курсов. Так, школьный учебный курс «Биология» подразделяется на ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, общую биологию; курс «Химия» — на неорганическую и органическую химию.
Компоненты пятого иерархического уровня организации — дисциплины — также имеют сложную структуру, подразделяясь, как правило, на разделы, темы, уроки, т. е. еще на три уровня организации содержания теоретического обучения, хотя число уровней градации для некоторых дисциплин может быть и большим, что определяется спецификой содержания и объемом учебного материала, а также традициями.
В концепцию содержания образования как образовательной среды добавляется личностный (внутренний) уровень содержания образования. В личностном проявлении содержание образования имеет уровни представления, соответствующие новообразованиям каждого конкретного ученика: знаниям, умениям, навыкам, видам и способам деятельности, способностям, ценностным ориентациям.
Структура внутреннего содержания образования и его элементов не совпадает со структурой и уровнями внешнего содержания.
Например, ученик может ранжировать свои знания по собственной иерархии (теоретические и практические знания, главные и второстепенные, предметные и метапредметные и т.д.). В этом своеобразии отражается результат его индивидуальной образовательной траектории.
Внутреннее содержание образования выражается внешне через создаваемую учеником образовательную продукцию. Эта продукция также не совпадает с заданным извне содержанием образования; например, сочинение ученика не совпадает с изучаемым литературным произведением писателя. В то же время ученик своей деятельностью обеспечивает определенное общекультурное приращение на внешнем уровне, что является отражением и результатом продуктивной ориентации обучения.
Принципы построения содержания образования.Анализ имеющихся дидактических подходов позволяет выделить следующие общие принципы формирования содержания образования:
Принцип учета социальных условий и потребностей общества. Например, усиление роли человека в современном социуме выражается увеличением гуманитарного аспекта содержания образования. В соответствии с данным принципом в зависимости от потребностей общества различное влияние на отбор содержания образования могут оказывать другие принципы: гуманистичности, личностной ориентации, научности и др. Законодательным отражением данного принципа являются государственные образовательные стандарты.
Принцип соответствия содержания образования целям выбранной модели образования. Каждая модель или концепция образования задает требования к особенностям структуры и содержания образования. Например, в одной концепции содержание может быть предметом усвоения, в другой — средой для выращивания личностного содержания образования. Дидактические принципы и закономерности выбранной модели образования находят отражение на всех уровнях конструирования его содержания: учебного плана, программ, учебников, уроков.
Принцип структурного единства содержания образования на различных его уровнях общности и на межпредметном уровне. Структурное единство требуется во всех иерархически взаимосвязанных элементах содержания образования: от уровня общей теории и учебного предмета до уровня процесса обучения и личности учащегося. Связи между различными предметами также устанавливаются на общих основаниях: межпредметных, метапредметных и др.
Принцип единства содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения, предполагающий включение в содержание образования деятельностного компонента — целеполагания, планирования, образовательных технологий, преобразующего начала субъектов обучения. Этот принцип выражается в необходимости включения в учебные программы не только изучаемого материала, но и видов деятельности учащихся — исследований, дискуссий, конструирования и т.п.
Принцип доступности и природосообразности содержания образования проявляется в структуре и объемах учебных планов, программ, учебников, в оптимальном количестве изучаемого материала. Данный принцип предполагает соответствие содержания образования возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, а также школьным и региональным условиям обучения.
Дискуссия.Являются ли общедидактические принципы одновременно и принципами отбора содержания образования?
Наиболее общим принципом отбора содержания образования является соотношение общественно значимых ценностей, знаний, способов деятельности с реализацией права ученика на выбор взаимозаменяющего разнообразия предметного содержания. Этот принцип предполагает учет соотношения внешнего и внутреннего содержания образования, т. е. содержания, вносимого в образовательный процесс извне и создаваемого самим учеником.
Требования к содержанию образования.Научные основы разработки содержания образования отражаются не только в учебной и методической литературе, но и в законодательных документах. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14) определены общие требования к содержанию образования:
1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
— обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
— развитие общества;
— укрепление и совершенствование правового государства.
2. Содержание образования должно обеспечивать:
- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Подчеркнем, что, согласно данному Закону, содержание образования на уровне конкретного образовательного учреждения определяется планами и программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми этим образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов лишь примерных образовательных программ.
Законодательные требования к содержанию образования раскрываются на уровне других документов, к которым относится концепция 12-летней школы, а также государственные образовательные стандарты и базисный учебный план.
Концепция структуры и содержания образования в 12-летней школе.Нынешняя общеобразовательная школа в России 11-летняя. В то же время имеются веские основания для ее перехода на 12-летний срок обучения. В 2000 г. Министерство образования Российской Федерации после разработки совместно с учеными РАО вынесло на всенародное обсуждение Концепцию структуры и содержания образования в 12-летней школе. Концепция была утверждена решением Всероссийского совещания работников образования (Кремль, 15 января 2000 г.). Рассмотрим основные положения этой концепции.
Дискуссия.В какой степени мировые тенденции развития образования должны влиять на отбор отечественного содержания образования?
Во введении концепции отмечены мировые тенденции современного этапа развития общего среднего образования:
— образование для всех — ориентация образовательных программ на высококачественное обучение, воспитание и развитие всех детей;
— учет интересов и потребностей отдельного ученика и общества в целом;
— максимальное развитие способностей ребенка, независимо от социально-экономического и общественного статуса его семьи, пола, национальности, вероисповедания;
— воспитание гражданина, формирование системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу;
— личностно ориентированный образовательный процесс, учитывающий и развивающий индивидуальные способности учеников, формирующий у них общеучебные умения;
— адаптация молодежи к меняющимся условиям жизни общества;
— открытость образования, доступность знаний и информации для широких слоев населения.
Необходимость перехода российской школы на обязательную 10-летнюю основную и полную 12-летнюю среднюю школу обусловлена следующими факторами:
1. Сохранение здоровья детей. За последние 15 лет учебная нагрузка в основной школе заметно возросла, ее увеличение наряду с другими факторами негативно сказывается на здоровье школьников.
Дискуссия.По мнению К.Д.Ушинского, ребенок утомляется не деятельностью, а ее однообразием. Оцените с данной точки зрения проблему школьной перегрузки.
Уменьшение количества учебных часов по некоторым дисциплинам при сохранении прежнего объема учебного материала привело к увеличению домашних заданий и соответственно к переутомлению детей.
Перегруженность учебных планов образовательных учреждений не позволяет преподавателям варьировать обучение, учитывать индивидуальные особенности обучающихся.
Переход на обязательную 10-летнюю основную и 12-летнюю полную среднюю школу создает условия для снижения ежедневной учебной нагрузки путем рационального использования появившихся резервов времени, сокращения учебного материала, а также использования здоровьесберегающих технологий.
2. Повышение качества общего образования. Как показывают данные международных сравнительных исследований, в последние годы российская школа теряет свои позиции в уровне подготовки учащихся по ряду предметов.
Отсутствуют возможности для обобщения в выпускном классе средней (полной) школы полученных ранее знаний о природе, обществе, человеке, что не обеспечивает нового качества образования.
Требует разработки содержание национально-регионального компонента общего образования, его взаимосвязь с федеральным и школьным компонентами.
Переход к новой структуре и содержанию общего среднего образования направлен на решение указанных проблем.
Достижение нового качества образования должно стать средством социализации учащихся, основой их успешной деятельности. В условиях наукоемких и высокотехнологичных производств значительно повышаются требования к научной, технологической и гуманитарной подготовке молодежи. Возрастает значение общего образования как основы развития познавательных способностей, общеучебных умений и навыков, без которых все другие этапы непрерывного образования малоэффективны. Повышение качества массового школьного образования способствует развитию отечественных традиций в работе с одаренными детьми.
Обновленная структура общего среднего образования дает возможность более полно учесть интересы, потребности и возможности участников образовательного процесса, рационально перераспределить учебный материал по ступеням обучения, устранить имеющиеся диспропорции в компонентах содержания образования, создать условия для индивидуализации обучения.
3. Конкурентоспособность отечественного образования. Согласно Декларации Совета Европы (1992), преобладающей международной практикой является 12-летнее школьное образование. В большинстве развитых стран общее среднее образование обеспечивается за 12—14 лет. Двенадцатилетнее общее образование введено во всех странах Центральной и Восточной Европы, в том числе в странах Балтии, Молдове, Украине, Беларуси, Узбекистане. В нашей стране аналогичные по содержанию программы по основным учебным предметам учащиеся должны освоить за 10—11 лет.
Введение в России общепринятой в мировом сообществе продолжительности обучения в средней школе позволит не допустить увеличения технологического разрыва с экономически развитыми странами, обеспечит конкурентоспособную подготовку выпускников и предоставит им дополнительные возможности для выбора индивидуальной образовательной программы.
4. Влияние демографических и социально-экономических факторов. По прогнозам специалистов, в 2011 г. в школах будет обучаться не 21 млн учащихся, как сейчас, а только 13 млн, что может привести к серьезным социально-экономическим последствиям, в первую очередь в сфере образования. Переход к 12-летней школе смягчит негативные последствия демографического спада. Вместе с тем сокращение численности школьников позволит избежать дополнительных финансовых затрат на обеспечение этого перехода.
Дискуссия.Как и в чем может измениться содержание образования при уменьшении количества школьников в стране?
В новых социально-экономических условиях обострились проблемы трудоустройства выпускников школ, их социальной адаптации. Десятилетнее обязательное обучение позволит устранить ситуации, когда значительная часть 15-летних подростков оказывается «на улице», образуя «резервы для вовлечения в криминальную деятельность. Социальный статус выпускника 16-летнего возраста (по сравнению с 15-летним) способствует обоснованному выбору профессиональной деятельности, более высокой степени готовности к самостоятельной жизни. При 12-летнем образовании ученики оканчивают школу в 18—19 лет и обладают всеми конституционными правами гражданина России.
5. Преемственность уровней образования. Переход к 12-летнему образованию создает предпосылки для решения проблемы преемственности уровней образования.
Увеличение периода обучения в основной школе способствует повышению уровня общеобразовательной подготовки и социализации поступающих в учреждения начального и среднего профессионального образования.
Профильное, углубленное изучение ряда дисциплин в старших классах средней школы позволяет обеспечить достаточную подготовку выпускников к продолжению образования. Вместе с тем профильное обучение в старших классах не должно подменять начальное профессиональное образование. В 2009 г. число выпускников средней школы составит приблизительно 1,3 млн человек, а сегодня число мест для поступающих в учреждения профессионального образования (начального, среднего и высшего) — 1,7 млн. Это дает возможность ввести прием в большинство высших учебных заведений на новых принципах вступительных испытаний (например, централизованное тестирование и др.), способствующих реализации равных прав учащихся на образование, социальной справедливости. В концепции 12-летней школы определена главная цель общего образования — «формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений)»1.
Целями и задачами школы как социального института в современных условиях являются:
— формирование нового уклада школьной жизни, способствующей воспитанию физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, уважающей традиции и культуру своего и других народов;
— воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом;
— формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры; создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;
— разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способствующих самореализации личности.
Реализация этих целей и задач предполагает:
— создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности;
— систематическое обновление содержания образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии;
— последовательную ориентацию на культуросообразность образования, призванную обеспечить формирование духовного мира человека;
— адаптацию учащихся к социальным изменениям, формирование устойчивых мотивов и установок активно влиять на условия достижения как личного успеха, так и общественного прогресса;
— формирование системы научных знаний, умений применять их в различных видах практической деятельности;
— развитие непрерывной системы образования; преемственность уровней и ступеней образования; поддержку инновационной деятельности;
— многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих дифференциацию и индивидуализацию образования, охрану здоровья и жизни детей;
— информатизацию и компьютеризацию образования, освоение новейших средств информационных и телекоммуникационных технологий;
— развитие дистанционного обучения;
— совершенствование системы работы с одаренными детьми и молодежью;
— расширение сети и качественное обновление деятельности образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции;
— введение в перспективе отдельно функционирующих общеобразовательных учреждений различных ступеней.
Структура общего среднего образования. Воснове структуры 12-летней школы лежит периодизация развития личности, основным содержанием которой является типология ведущих видов деятельности, характерных для разных возрастных периодов.
В дошкольный период ребенок овладевает речью и коммуникативными навыками, игровой и продуктивной деятельностью, в процессе которой у него формируются допонятийные формы мышления и творческое воображение; закладываются и развиваются умственные и художественные способности. По завершении дошкольного возраста у детей сформировывается познавательный интерес к изучению окружающего мира и «образу себя», а также основы волевой регуляции, инициативности, самостоятельности. Необходимо учитывать психолого-возрастные особенности дошкольников, не допускать переноса в дошкольные учреждения содержания и форм организации обучения и воспитания, характерных для общеобразовательных учреждений.
I ступень— начальное общее образование (обязательное), 1—4 классы. Начальный возраст обучающихся — не менее 6 лет на 1 сентября (продолжительность обучения — 4 года). В этот период происходит интенсивное умственное развитие, формирование приемов учебной деятельности, способностей самостоятельного приобретения знаний и их применения при решении познавательных задач, развиваются коммуникативные умения детей.
Дискуссия.Согласны ли вы с предложением об увеличении сроков начального образования с 3-4 лет до 6 лет за счет уменьшения времени, отводимого на основное образование (среднее звено школы)?
В 1—4 классах происходит становление личности младшего школьника, выявление и целостное развитие его способностей, формирование умения, мотивов и желания учиться. Учащиеся обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами творческой самореализации, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
II ступень— основное общее образование (обязательное), 5—10 классы. Продолжительность обучения — б лет. В подростковом возрасте начинается интенсивное социальное развитие личности, становление нравственных норм. Подросток может ставить перед собой личностно значимые цели, у него возникают профессиональные намерения, которые выражаются в первичной ориентации в различных сферах профессиональной деятельности; формируется образ «Я», составляющий основу для самоопределения. Основная школа предоставляет учащимся условия для освоения знаний о природе, обществе, человеке, развивает их умения и навыки в разнообразных видах предметно-практической, познавательной и духовной деятельности.
Увеличение возраста выпускников второй ступени обеспечивает более высокий уровень их социализации, соответствует возрастному рубежу расширения гражданских прав и наступления юридической ответственности. В этом возрасте на основе развитых форм учебной деятельности складываются механизмы самоорганизации личности и общие способы теоретического мышления, происходит овладение методами научного познания, возникают профессиональные и познавательные намерения и осуществляется вторичная ориентация в различных сферах деятельности.
Десятилетняя основная школа предполагает относительно завершенное образование, являющееся базовым для продолжения обучения в полной средней общеобразовательной или профессиональной школе, создает условия для подготовки учеников к выбору профиля и способа дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования. Учитывая индивидуальные возможности и склонности учащихся, образовательные учреждения могут осуществлять профильное обучение.
В 16 лет учащиеся более осознанно относятся к выбору профиля обучения в средней школе, дальнейшего профессионального образования.